КУЛЮТКИН Ювеналий Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Кулюткин Ювеналий Николаевич
российский психолог, доктор психологических наук, профессор. Научные исследования посвящены проблемам психологии мышления, соотношению мышления и эмоций, развития творческого потенциала личности в процессе обучения. См.: Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: Каро, 2002.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

КУЛЮТКИН Ювеналий Николаевич

(р. 1932) — российский психолог, д-р психологических наук (1973), профессор (1980). После окончания филологического фак-та Гродненского педагогического ин-та (1954) и аспирантуры Ленинградского НИИ педагогики АПН РСФСР (1962) работал научным сотрудником, затем — зам. директора (с 1970) НИИ общего образования. Чл.-кор. АПН СССР и РАО. Область научных исследований К. — проблемы психологии обучения и развития взрослых людей в различных образовательных системах при использовании разнотипных форм образования (общего образования взрослых в вечерних и заочных средних и высших школах); теоретико-методологические и методические основы повышения профессиональной квалификации трудящихся; разработка психологических основ самообразования взрослых. Изучены особенности мышления взрослых в ходе образовательного процесса и структура их познавательной деятельности, выявлены индивидуально-типические особенности их мыслительной деятельности и закономерности обучаемости, специфика потребностей и запросов взрослого человека по отношению к информации. В исследовании реализован комплексный, междисциплинарный подход, проявляющийся в раскрытии социологических, психологических и педагогических аспектов в их единстве; рассмотрении взаимосвязи обучения и самостоятельной работы, теоретических знаний и практического опыта в образовательном процессе. Наряду с разработкой теоретических проблем психологии обучения взрослых, структуры и особенностей их познавательной деятельности К. и его учениками и сотрудниками выполнено большое число конкретных психолого-педагогических разработок и подготовлены практические рекомендации по вопросам, посвященным оптимизации процесса обучения взрослых в системе школьного и внешкольного образования, а также в процессе самообразования взрослых (Эвристические методы в структуре решений, 1970; Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся вечерних школ, 1967, в соавт.; Исследования познавательной деятельности учащихся вечерних школ, 1977, в соавт.; Моделирование педагогических ситуаций, 1981, ред. и соавт.; Психология обучения взрослых, 1985). Ю.Н.Олейник

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005