Культуротворческая школа

Найдено 1 определение
Культуротворческая школа
модель образования, основанная на системе принципов и методических приемов проектирования современного процесса обучения, опирающихся на творческое освоение ребенком культуры. Модель разработана, обоснована с точки зрения философии, культурологи, психологии, педагогики, социологии доктором философских наук, профессором, членом–корреспондентом РАО А. П. Валицкой. В К.ш. содержание образования выстраивается как процесс освоения ребенком культурной ойкумены, становление личности происходит в последовательном овладении (своего рода «проживании», «вчувствовании», осмыслении) наследия отечественной и мировой культуры. Концепция А. П. Валицкой отличается творческой методологией, эволюционным путем построения образовательного процесса, нацеленного на овладение личностью целостным образом мира, актуализацией получаемых знаний и приобретаемого опыта. В философско–педагогической концепции К.ш. как один из аспектов рассматриваются национальные образовательные традиции России. Характерными особенностями, которых являются целостность мировосприятия, «одухотворенность, широта горизонтов образа мира, единство ритмов человеческой жизни с ритмами природы, образный способ мышления», «понимание знания как откровения, достигаемого в напряженной работе духовных сил», напряженный нравственный «поиск собственных путей и смыслов существования, которые, вплоть до начала ХХ в., возглашают примат общего блага над индивидуально–личностным» («Новая школа России: культуротворческая школа», СПб., 2005, с.45).
Модель К.ш. проходила экспериментальную апробацию в учеб-
ных заведениях Санкт–Петербурга и Ленинградской области, ряде школ на Северном Кавказе, Урале, в Сибири, Поволжье, обогащаясь творческим опытом многих педагогов–практиков. Продуктивность системы обусловлена пространственно–временной целостностью образовательного процесса, соответствующего логике становления образа мира и человека в нем, соотнесенного с собственными возможностями становления личности, ее способностями, целями и ценностями. Формирование системы мировоззренческих представлений личности в данной модели направлено на глубинные потребности социума, ориентировано на воспитание духа, нравственных констант культуры в сознании человека. (Афанасьева А. Б.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
433.17 кб

Новая школа России: культуротворческая модель в контексте задач духовно-нравственного воспитания

Валицкая Алиса Петровна
Необходимость духовно-нравственного воспитания молодого поколения в современной России не вызывает сомнения и обусловлена, с одной стороны, планетарной проблематикой гуманитарного кризиса, противоречиями техногенной, потребительск