КУЛЬТУРНЫЙ ШОК
Культурный шок
Cultural shock) — Ощущение растерянности, определенной опасности и тревоги, вызванное новой, незнакомой для индивида внешней средой.
Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000
ШОК КУЛЬТУРНЫЙ
эмоциональное расстройство, переживаемое людьми, которым приходится слишком долго жить в условиях чуждой, неприемлемой для них культуры, отличающейся от их собственной культуры или от культуры страны (местности), в которой они родились и выросли.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК
Эмоциональный срыв, часто испытываемый людьми, когда они долгое время живут в обществе, которое отличается от их собственного. Типичными проявлениями являются замешательство и ощущение отчужденности, которые могут продолжаться довольно долго в зависимости от индивидуальных особенностей человека и от того, насколько новая культура отличается от родной.
Культурный шок
МКБ 309.2) - состояние социальной изоляции, тревоги и депрессии, развивающееся при внезапном изменении среды обитания (попадание в условия чуждой культуры или возвращение к своей после длительного перерыва) или вынужденной необходимости приспосабливаться к различным традициям и устоям общества. Состояние часто встречается среди иммигрантов, но может развиваться и при радикальных изменениях общества.
Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002
Культурный шок
дезориентация индивида при вхождении в инокультурную среду. Термин был введен К. Обергом в 1960 г. Процесс межкультурной адаптации сопровождается: 1) чувством потери друзей и статуса из-за оторванности от привычного окружения; 2) чувством отверженности; 3) удивлением и дискомфортом при осознании различий между культурами; 4) путаницей в ролевых ожиданиях, ценностных ориентациях и в собственной личностной идентичности; 5) чувством бессилия из-за невозможности эффективно взаимодействовать со своим новым окружением или в принципиально новых обстоятельствах. Симптомами К. ш. могут оказаться недостаток уверенности в себе, тревожность, раздражительность, бессонница, психосоматические расстройства, депрессия и др. Чаще всего К. ш. ассоциируется с негативными последствиями, но необходимо обратить внимание на его позитивную сторону, хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей, аттитюдов, моделей поведения и в конечном счете важен для саморазвития и личностного роста. Т.Г. Стефаненко
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
Культурный шок
понятие, принятое в зарубеж. культурологи и этнопсихологии для обозначения состояния дезадаптации человека, попавшего в др. культуру. Термин К. ш. ввел амер. антрополог Ф. Боас и подробно описал К. Оберг в 1960 г. К. ш. характеризуется след. признаками: напряженностью, к-рая требуется в процессе психол. адаптации к новой культуре и ведет к утомляемости (часто называется «культурная утомляемость»); переживаниями из-за потери О. с близкими друзьями и привычного статуса вследствие оторванности от привычного окружения; чувством непринятости новым окружением; дискомфортом, вызванным осознанием различий между культурой, в к-рой человек находился раньше и в к-рой живет сейчас; путаницей в ролевых ожиданиях, ценностных ориентациях и возникающей в связи с этим проблемой социальной идентичности, если произошло переселение на длительный срок или на постоянное место жительства; чувством бессилия из-за понимания неэффективности взаимодействия с новым окружением в новых условиях. Переживания К. ш. связаны с тем, что человек чувствует себя чужим в новом для него мире и сам мир воспринимается им как чужой. К факторам, к-рые влияют на степень выраженности К. ш. и длительность культурной адаптации, относятся: 1) степень сходства или различия между культурами и национ. ценностями (молодые люди с высшим образованием и хорошо развитым интеллектом адаптируются быстрее); 2) индивидуальный опыт пребывания в новой социальной и этнич. среде (быстрее адаптируются и выходят из состояния К. ш. люди, у к-рых выше интеллект, культура О., волевые качества). Проблема К. ш. рассматривается многими учеными в контексте пятиступенчатой модели динамики аккультурации (см. Аккультурация), в т. ч. ее динамика иллюстрируется U-образной кривой, к-рая отражает увеличение и ослабление переживания К. ш. и трудностей адаптации к новой культуре. В 1992 Г. К. Триандиса представил теорию К. ш., в к-рой выделил факторы, способствующие его снижению. Особое внимание в данной теории обращается на воспринимаемую схожесть культур и возможность культурного контакта, а также наличие изоморфных характеристик. Этими факторами Г. Триандис считает: отсутствие истории конфликтных отношений между странами или культурами; небольшую культурную дистанцию; знание индивидом характеристик др. культуры; владение разговорными навыками др. культуры; наличие сети социальных связей; наличие контактов с людьми равного статуса, наличие высших целей. Лит.: Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007; Oberg K. Culture shock: Adjustment to new cultural environments // Practical anthropology. 1960. № 7. Е. А. Гришина, И. В. Блинникова, Т. И. Пашукова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК
понятие, принятое в западной культурологии и этнопсихологии для обозначения: а) конфликта старых и новых культур, норм и ориентации, присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл; б) трудностей, появляющихся у человека при вхождении его в новую для него культуру при общении и взаимодействии с представителями других этнических общностей. Понятие К.ш. ввел в научный обиход американский антрополог Ф.Боас (см.). По мнению американского ученого К.Оберга, при вхождении в инокультурную среду происходит дезориентация индивида, проявляющаяся в следующих характерных состояниях: 1) напряжении из-за усилий, требующихся в процессе психологической адаптации, называемого культурной утомляемостью, и вызывающего раздражительность, бессонницу, психосоматические расстройства; 2) чувстве тревожности в связи с потерей друзей, профессионального и социального статуса из-за оторванности от привычного окружения; 3) чувстве отверженности из-за враждебности окружающих представителей другой этнической общности; 4) противоречиях в индивидуальном сознании и психологии, связанных с изменениями в ролевых ожиданиях, ценностных ориентациях и в собственной личностной идентичности (см.: Этническая идентичность); 5) психологическом дискомфорте, возмущении или отвращении при осознании различий между своими и чужими национальными ценностями; 6) чувстве бессилия от невозможности эффективно взаимодействовать с представителями других этносов. Явление К.ш. дополняется понятием "V-образной кривой" в адаптации к новой культуре, в ходе которой индивид, как правило, проходит через три этапа. Первый из них характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением; второй - фрустрацией, депрессией и чувством замешательства, которые на третьем, завершающем этапе медленно переходит в чувство уверенности и удовлетворенности. Наиболее важными факторами, которые воздействуют на степень выраженности К.ш. и продолжительность культурной адаптации, являются: степень сходства или различия как между культурами, так и ценностями национального характера; социально-демографические различия (напр. молодые люди с высшим образованием и хорошим интеллектом, как правило, адаптируются быстрее); индивидуальный опыт пребывания в новой социальной и этнической среде (обычно успешнее адаптируются те люди, у которых хорошо развиты интеллектуальные качества, культура общения, волевые характеристики). Психологи выделяют четыре стадии К.ш., три из которых практически совпадают с тремя периодами адаптации, но с добавлением феноменов межгрупповых отношений. Так, стадия фрустрации сопровождается ярко выраженным предпочтением своей группы, идентификацией себя с ней. Четвертая стадия носит название успешной адаптации и характеризуется полным усвоением и принятием норм и ценностей чужой этнической общности.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Культурный шок (КШ)
culture shock) - 1. термин, предположительно, К.Оберга, обозначает тревогу, эмоциональный дистресс у неподготовленных к принятию ценностей иной культуры людей, долгое время живущих в обществе, во многом отличного от их собственного. Возникающие при этом проблемы, считает П.Б.Педерсон (2005), таковы: а) привычные для индивида ориентиры поведения отсутствуют или их значение изменено; б) принятые ранее индивидом ценности могут потерять в его глазах смысл; в) упомянутые дезориентация и обесценивание может повлечь развитие тревоги, депрессии, враждебности, реакциям слепой, необузданной ярости; г) появляется неудовлетворенность новым образом жизни и склонность к идеализации прежнего; д) привычные способы восстановления сил и душевного равновесия более «не работают»; е) появляется ощущение, что это состояние является перманентным и оно никогда не пройдет. Существуют различные гипотезы, объясняющие природу данного явления (нарушения сна, расхождения ценностей, неадекватные ижидания индивида и др.).
Т.Коффман формулирует ряд стратегий совладающего поведения (копинг-стратегии), помогающие справиться с КШ. Во-первых, индивиду следует знать, что любая важная перемена в его жизни, как правило, имеет следствием стресс и дистресс. Во-вторых, основной целью того, кто переживает КШ, является сохранение личностной целостности и самоуважения. В третьих, надо помнить, что на приспособление к новым условиям жизни требуется время, и оно у каждого свое. В четвертых, осознание индивидом существующих адаптационных паттернов помогает ему быстрее выработать новые навыки и понимание ситуации. В пятых, словесное маркирование симптомов КШ может помочь интерпретировать и контролировать эмоциональные реакции на стресс. Считается, что КШ – не болезнь, а процесс научения, каким бы неприятным и болезненным он ни был; 2. чаще понимается как дисстресс, возникающий в результате распада традиций собственной культуры и заимствований из другого культурного пространства. Типичный пример «2» – насильственное насаждение в собственной стране чужеродных культурных ценностей (например, иностранного языка, а следовательно, в какой-то степени отношений, соответствующих структур мышления, этических норм, религиозных представлений и др.), нарушающее системность, сбалансированность культурной традиции, нередко ведущее к отторжению чуждых ценностей, противопоставлению социальных групп или даже к их антагонизму, чреватому разного рода диссстрессами для множества людей (например, противостояние «западников» и сторонников русской культурной традиции в нашей стране или настоящую и нескрывемую ненависть ко всему американскому в Южной Корее, многие жители которой, при обращении к ним на улице с просьбами на английском языке, на эти просьбы демонстративно не реагируют). Культурный шок, однако, может играть и позитивную роль, например, освобождать сознание от влияния определенных предрассудков, способствовать большей глубине понимания социально значимых связей, оценке своей культуры с позиций иных социальных и духовных ценностей, осознавать подлинную ценность собственной культуры.
Т.Коффман формулирует ряд стратегий совладающего поведения (копинг-стратегии), помогающие справиться с КШ. Во-первых, индивиду следует знать, что любая важная перемена в его жизни, как правило, имеет следствием стресс и дистресс. Во-вторых, основной целью того, кто переживает КШ, является сохранение личностной целостности и самоуважения. В третьих, надо помнить, что на приспособление к новым условиям жизни требуется время, и оно у каждого свое. В четвертых, осознание индивидом существующих адаптационных паттернов помогает ему быстрее выработать новые навыки и понимание ситуации. В пятых, словесное маркирование симптомов КШ может помочь интерпретировать и контролировать эмоциональные реакции на стресс. Считается, что КШ – не болезнь, а процесс научения, каким бы неприятным и болезненным он ни был; 2. чаще понимается как дисстресс, возникающий в результате распада традиций собственной культуры и заимствований из другого культурного пространства. Типичный пример «2» – насильственное насаждение в собственной стране чужеродных культурных ценностей (например, иностранного языка, а следовательно, в какой-то степени отношений, соответствующих структур мышления, этических норм, религиозных представлений и др.), нарушающее системность, сбалансированность культурной традиции, нередко ведущее к отторжению чуждых ценностей, противопоставлению социальных групп или даже к их антагонизму, чреватому разного рода диссстрессами для множества людей (например, противостояние «западников» и сторонников русской культурной традиции в нашей стране или настоящую и нескрывемую ненависть ко всему американскому в Южной Корее, многие жители которой, при обращении к ним на улице с просьбами на английском языке, на эти просьбы демонстративно не реагируют). Культурный шок, однако, может играть и позитивную роль, например, освобождать сознание от влияния определенных предрассудков, способствовать большей глубине понимания социально значимых связей, оценке своей культуры с позиций иных социальных и духовных ценностей, осознавать подлинную ценность собственной культуры.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012