Культурный детерминизм
Культурный детерминизм
Убежденность в том, что схемы поведения определяются скорее культурными, чем биологическими или психологическими факторами. Культурный детерминизм подчеркивает преемственность схем поведения в течение продолжительного времени, когда усвоенное поведение передается от одного поколения к следующему.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Культурный детерминизм
1. точка зрения, согласно которой человеческое поведение детерминируется преимущественно или исключительно культуральными факторами; 2. в более мягкой форме культурный детерминизм есть положение о том, что культура имеет важное значение в детерминации поведения человека, или, если быть более точным, значение, которое требует систематического научного исследования.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ
1. В общем случае – точка зрения, согласно которой поведение и психология человека в основном определяется, формируется под влиянием культурных и социальных факторов. 2. В специальном значении – позиция, согласно которой культуру в том ее виде, в каком она разделяется многими людьми и проявляется в их жизни, может стать объектом научного изучения независимо от людей, которые ее создают и разделяют. См. детерминизм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
1. Общее значение – точка зрения о том что человеческое поведение прежде всего определяется и регулируется культурными и социальными факторами. 2. Более специальное значение – точка зрения о том, что, поскольку культура выходит за пределы жизни конкретных людей, ее нужно рассматривать как объект научного исследования, независящий от индивидов, создающих ее в определенный период времени; например, представление о том, что культура суперорганическое явление.
Культурный детерминизм
cultural determinism) Термином "К. д." обозначается вера в то, что культура распоряжается судьбой каждого чел. Рут Бенедикт в работе "Модели культуры" (Patterns of Culture) утверждала, что дети становятся частью своей культуры со всеми ее осознаваемыми возможностями и ограничениями, направляющими ход их жизни. Такой детерминистический взгляд на развитие чел. ясно дает понять, что, хотя люди и считают, будто они сами принимают решение, выбирая дом, одежду или даже продукты питания, на самом деле их выбор определяется культурой: все, что чел. делает, ест и чувствует, обусловлено его культурой. Это мощное воздействие культуры достигает максимума ко времени, когда ребенку исполняется 5 лет, так что он просто не представляет себе иного образа поведения, кроме прививаемого культурой. Дети часто испытывают фрустрацию и негативные чувства при столкновении с культурными нормами и ожиданиями. Этот процесс почти всегда сопровождается возмущением и неприязнью с их стороны. В последнее время это возмущение обнаруживает себя в столкновении с бытовой стороной жизни и в осуждении стандартов "благополучия". Дети стремятся к автономии и свободному выражению побуждений, однако такое стремление приводит к конфликту с теми, кто выполняет роль "агентов" культуры. Конечно же, самыми важными из них яв-ся родители, особенно мать. Большинство детей, растущих в семьях, где существует сплоченность и стабильность, принимают культурные нормы, поддерживаемые родителями. Этому принятию способствуют эмоциональные узы между детьми и родителями. Благодаря взаимозависимости вследствие эмоционального удовлетворения дети ведут себя в соответствии с наставлениями и желаниями своих родителей. В процессе аккультурации дети интернализуют наказы своей культуры, так что ценимые в ней способы поведения становятся частью их личности. Важность культуры в детерминации поведения четко просматривается в концепции "соц. часов": культурно обусловленное поведение не только составляет подлинную сущность нашей жизни; ожидаемое и одобряемое в конкретной культуре поведение должно быть присвоено человеком к определенному времени. Эту концепцию представляют Бернис Ньюгартен и Ганхилд О. Хагестад. Т. о., жизнь чел. подразделяется на периоды, через к-рые мы проходим согласно "расписанию", составленному культурой, в к-рой живем; жизнь должна протекать с определенной скоростью, сообразуясь с этим предустановленным графиком движения. В периоды детства, зрелости и старости культура предоставляет благоприятные возможности и выдает награды (или лишает того и др.) не только в зависимости от количества прожитых лет, но и от того, насколько синхронизирован ход жизни индивидуума с соц. часами, предусмотренными данной культурой. Т. о., как подчеркивает Терон Александер в работе "Проблемы жизненного пути" (The life course issues), К. д. означает, что на самом деле мы практически лишены возможности выбирать свой жизненный путь. К. д. оставляет немного возможностей для индивидуальной свободы или экспериментирования с вариантами решения проблем, отличными от принятых в данной культуре, как, впрочем, и не допускает свободного выражения индивидуальных различий, осн. на генетической изменчивости. Конфликт с культурными нормами особенно часто наблюдается у подростков. Культура настойчиво требует соответствия возрастным ожиданиям, но подросткам иногда говорят, что они еще недостаточно взрослые, чтобы претендовать на определенные привилегии, а иногда - что они уже слишком большие, чтобы вести себя подобным образом. В рез-те возникают недоразумения и размолвки. Значительная часть исследователей считает, что ход развития определяется как биолог., так и иными факторами, существующими в культуре. Жан Пиаже, напр., в работе "Истоки интеллекта у детей" (The origins of intelligence in children) утверждает, что порядок стадий развития определяется действием факторов созревания. Т. о., мн. привлекает подход, согласно к-рому физ. влияния, в дополнение к культурным, рассматриваются в качестве важных факторов детерминации челов. поведения. См. также Аккультурация Т. Александер
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006