Культурный детерминизм

Предыдущий термин:
Культурный возраст

Следующий термин:
КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Содержание:

Найдено 4 определения термина Культурный детерминизм

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Культурный детерминизм

cultural determinism) Термином "К. д." обозначается вера в то, что культура распоряжается судьбой каждого чел. Рут Бенедикт в работе "Модели культуры" (Patterns of Culture) утверждала, что дети становятся частью своей культуры со всеми ее осознаваемыми возможностями и ограничениями, направляющими ход их жизни. Такой детерминистический взгляд на развитие чел. ясно дает понять, что, хотя люди и считают, будто они сами принимают решение, выбирая дом, одежду или даже продукты питания, на самом деле их выбор определяется культурой: все, что чел. делает, ест и чувствует, обусловлено его культурой. Это мощное воздействие культуры достигает максимума ко времени, когда ребенку исполняется 5 лет, так что он просто не представляет себе иного образа поведения, кроме прививаемого культурой. Дети часто испытывают фрустрацию и негативные чувства при столкновении с культурными нормами и ожиданиями. Этот процесс почти всегда сопровождается возмущением и неприязнью с их стороны. В последнее время это возмущение обнаруживает себя в столкновении с бытовой стороной жизни и в осуждении стандартов "благополучия". Дети стремятся к автономии и свободному выражению побуждений, однако такое стремление приводит к конфликту с теми, кто выполняет роль "агентов" культуры. Конечно же, самыми важными из них яв-ся родители, особенно мать. Большинство детей, растущих в семьях, где существует сплоченность и стабильность, принимают культурные нормы, поддерживаемые родителями. Этому принятию способствуют эмоциональные узы между детьми и родителями. Благодаря взаимозависимости вследствие эмоционального удовлетворения дети ведут себя в соответствии с наставлениями и желаниями своих родителей. В процессе аккультурации дети интернализуют наказы своей культуры, так что ценимые в ней способы поведения становятся частью их личности. Важность культуры в детерминации поведения четко просматривается в концепции "соц. часов": культурно обусловленное поведение не только составляет подлинную сущность нашей жизни; ожидаемое и одобряемое в конкретной культуре поведение должно быть присвоено человеком к определенному времени. Эту концепцию представляют Бернис Ньюгартен и Ганхилд О. Хагестад. Т. о., жизнь чел. подразделяется на периоды, через к-рые мы проходим согласно "расписанию", составленному культурой, в к-рой живем; жизнь должна протекать с определенной скоростью, сообразуясь с этим предустановленным графиком движения. В периоды детства, зрелости и старости культура предоставляет благоприятные возможности и выдает награды (или лишает того и др.) не только в зависимости от количества прожитых лет, но и от того, насколько синхронизирован ход жизни индивидуума с соц. часами, предусмотренными данной культурой. Т. о., как подчеркивает Терон Александер в работе "Проблемы жизненного пути" (The life course issues), К. д. означает, что на самом деле мы практически лишены возможности выбирать свой жизненный путь. К. д. оставляет немного возможностей для индивидуальной свободы или экспериментирования с вариантами решения проблем, отличными от принятых в данной культуре, как, впрочем, и не допускает свободного выражения индивидуальных различий, осн. на генетической изменчивости. Конфликт с культурными нормами особенно часто наблюдается у подростков. Культура настойчиво требует соответствия возрастным ожиданиям, но подросткам иногда говорят, что они еще недостаточно взрослые, чтобы претендовать на определенные привилегии, а иногда - что они уже слишком большие, чтобы вести себя подобным образом. В рез-те возникают недоразумения и размолвки. Значительная часть исследователей считает, что ход развития определяется как биолог., так и иными факторами, существующими в культуре. Жан Пиаже, напр., в работе "Истоки интеллекта у детей" (The origins of intelligence in children) утверждает, что порядок стадий развития определяется действием факторов созревания. Т. о., мн. привлекает подход, согласно к-рому физ. влияния, в дополнение к культурным, рассматриваются в качестве важных факторов детерминации челов. поведения. См. также Аккультурация Т. Александер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Культурный детерминизм

Убежденность в том, что схемы поведения определяются скорее культурными, чем биологическими или психологическими факторами. Культурный детерминизм подчеркивает преемственность схем поведения в течение продолжительного времени, когда усвоенное поведение передается от одного поколения к следующему.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

КУЛЬТУРНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

1. Общее значение – точка зрения о том что человеческое поведение прежде всего определяется и регулируется культурными и социальными факторами. 2. Более специальное значение – точка зрения о том, что, поскольку культура выходит за пределы жизни конкретных людей, ее нужно рассматривать как объект научного исследования, независящий от индивидов, создающих ее в определенный период времени; например, представление о том, что культура суперорганическое явление.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Культурный детерминизм

1. точка зрения, согласно которой человеческое поведение детерминируется преимущественно или исключительно культуральными факторами; 2. в более мягкой форме культурный детерминизм есть положение о том, что культура имеет важное значение в детерминации поведения человека, или, если быть более точным, значение, которое требует систематического научного исследования.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Технологии социально-культурной анимации как средство коррекции девиантного поведения подростков

Сайкина Л.В., Шарапова О.В.
The article considers the peculiarities of correction of teenagers' deviant behaviour on the basis of one of the most intensively developing trends in modern socio-cultural activity socio-cultural animation, which presupposes realization of programmes of creative rehabilitation, intensive rest, socio-psychological consolidation of social groups based on the cultural values.
Скачать PDF

Проблема культурно-исторической идентичности в психологии труда

Мельникова М.И.
Скачать PDF

Социально-гуманитарная парадигма высшего образования и культурная социализация молодежи

Тесленко Александр Николаевич
В статье акцентируется внимание на роли и значении образования как социокультурного механизма социализации личности. В связи с этим становится необходимым модернизации системы знаний о мире, человеке и обществе с позиции целостности знаний и единства мироустройства. Социально-гуманитарные дисциплины должны помочь молодому человеку не только творчески перерабатывать социальный опыт и адаптироваться к действительности, но и изменять эту действительность
Скачать PDF

Социо-культурная референция личностной аномальности

Букловский Сергей Георгиевич, Саломатина Татьяна Витальевна
Феномен личностной аномальности недостаточно изучен в современной психологии. В статье описываются формы репрезентации, не вписывающиеся в нормативную социальную систему. Особое внимание уделяется бессознательным процессам организации внутренней реальности инстанции Я и её предъявление в социокультурном пространстве. Осуществляется попытка понимания происхождения феномена и выявление взаимосвязи с общей структурой социальных отношений аномальной личности. Обозначены актуальные направления исследований в данной области знания
Скачать PDF

Девиантное поведение как культурно-исторический феномен (введение в проблему)

Апинян Григор Валерикович
Девиация (отклоняющееся поведение) является одной из центральных проблем в современной психологии, социологии, подростковой педагогике, политологии и т. д. Социокультурные типы девиации: коллективная и индивидуальная; сакральная, сакрализованная, игровая; девиация в экстремальной ситуации. Особый род девиации молодежный «экстрим».
Скачать PDF

По направлению к Фрейду: интеллектуальная и культурная предыстория психоанализа

Михель Дмитрий Викторович
В статье обсуждается интеллектуальная и культурная предыстория Фрейдова психоанализа. Анализируются «родословные» центральных проблем психоаналитического знания детской и женской сексуальности, которые выступают производными от более ранних объектов интереса церковных исповедников и экзорцистов «греховной плоти» и «одержимости». Специальное внимание уделяется такому предшественнику психоанализа, как Пьеру Жане, известному в истории мысли как еще один открыватель бессознательного, а также создатель собственной психоаналитической доктрины человеку, с которым Фрейд так и не смог найти общего языка.
Скачать PDF

Теоретические и методологические основы кросс-культурных исследований

Гусева Наталья Игоревна
Рассмотрены теоретические и методологические основы кросс-культурных исследований. Исследована проблема формирования «культурного профиля». Выявлено влияние национальной культуры на формирование «культурного профиля» менеджера. Проанализированы наиболее значимые концепции формирования теоретических и методологических основ проведения кросс-культурных исследований. Подробно рассмотрен метод кросс-культурной психологии. Выявлена степень готовности населения допустить неопределенность в различных сферах общественной жизни.
Скачать PDF

Динамическая характеристика культурно-психологических стремлений в старшем школьном возрасте

Калашникова Ю. О.
В статье рассматривается проблема развития психологической культуры в старшем школьном возрасте. Представлены результаты исследования культурно-психологических стремлений как структурного компонента психологической культуры личности старших школьников: выявлены особенности динамической характеристики культурно-психологических стремлений представлена психологическая интерпретация силы стремлений к самопознанию, самоотношению и саморегуляции дана качественная характеристика особенностей их развития у учащихся 9 11-х классов. Установлено, что стремления старших школьников к саморегуляции имеют достаточно низкий уровень действенности.
Скачать PDF

Концепция культурного шока в исследовании процесса адаптации сотрудников исправительных учреждений

Чечкова А.В.
Скачать PDF

Организационно-культурный подход в моральнопсихологическом обеспечении процесса реформирования орган

Ермолаев Виктор Владимирович
На основе организационно-культурного подхода рассматриваются результаты научного анализа реформирования органов внутренних дел, направления и методы оптимизации деятельности психологических служб на этапе организационного реформирования.
Скачать PDF

Психолого-актерские тренинги в сфере социально-культурного сервиса………………………………………………. . . …………………………

Антонова Ольга Александровна
В рамках данной статьи рассматриваются психолого-актерские тренинги как инновационные технологии в образовательном пространстве вузов. Анализируются их цели, задачи и дается обоснование необходимости применения данной технологии.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!