Культурные нормы в общении

Найдено 1 определение:

Культурные нормы в общении

Культура О. представляет собой систему норм и правил О., выработанных человечеством с целью предупреждения межличностных и межгрупповых конфликтов, оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура О. предполагает знание, понимание и соблюдение норм О., к-рые соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности; приняты в опр. сообществе как руководство к действию; не противоречат убеждениям самой личности или группы людей; предполагают личностную готовность и умение соблюдать эти нормы. Уровень культуры О. тесным образом связан с нравственными установками, ценностями, идеалами и стереотипами общества. Низкий уровень нравственной культуры порождает опр. дефекты О., к-рые отрицательно влияют на самочувствие личности и состояние общества. Нетерпимость во всех ее проявлениях выступает основой антикультуры в О. Нетерпимость в О. крайне непродуктивна: подозрительность и враждебность мешают возможности услышать другого, даже если он предлагает что-то конструктивное и полезное. В антикультуре выделяется такой фактор, как временнбя и культурная маргинальность. Временная маргинальность связанна с тем, что меняется сама среда, окружающая человека, эпоха, когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; когда старые нормы О. перестают действовать или утрачивают свою ценность, а новые еще не сформировались. Суть культурной маргинальности в пренебрежительном отношении к собственной культуре, желание стать «над ней». Такой тип маргинальности характерен для людей, к-рые игнорируют свой родной язык, традиции, национ. обычаи. Маргинальность в О. проявляется в узости мышления и клановости, разграничении своих и чужих. Кроме дефектов О., связанных с низким уровнем нравственной культуры, существенным препятствием к полноценному О. могут стать психол. коммуникативные барьеры, связанные с опр. психич. состоянием личности, ее установками и ожиданиями. Помехой в О. могут стать переживания, чувства (страдание, горе, гнев, страх, стыд, вина, презрение, отвращение), языковое бескультурье, недостаточный запас слов, невнятная речь, дефекты дикции, высокомерный тон, отсутствие чувства юмора, незнание речевого этикета, нецензурная лексика. Препятствием к О. являются социокультурные и моральные барьеры. Проявлением антикультуры в О. выступает феномен насилия, сущностью к-рого являются: отказ др. людям в праве на автономность и независимость; использование силовых приемов и методов давления; использование страха и принуждения как главных аргументов в О. Насилие разрывает обществ. коммуникацию, разрушает ее общепризнанные основания, выраженные в обычаях, праве, иных формах культуры. Насилие со стороны одного человека или группы людей оборачивается унижением других и может проявляться в разл. формах в т. ч. таких, как психол. давление, моральное подчинение, физич. принуждение. Для полной реализации ценности человеческого О. необходимо наличие доброй воли, стремление к взаимопониманию, формирование общего «пространства понимания», основой к-рого как раз и является высокая культура О. Лит.: Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч. М., 1997; Пухир В. М. Духовное общение в свете идеала ненасилия. М., 2004; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. В. М. Пухир
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Внутренний мир личности и нормы общения

Марихин Сергей Васильевич
Общение раскрывается как процесс, в который вовлечен внутренний мир личности.
Скачать PDF

Нравственные нормы как регуляторы общения ребенка со значимыми взрослыми в старшем дошкольном возрас

Щербина А.И.
Целью статья является изучение осознания нравственных норм как регулятора поведения в процессе общения детей со значимыми взрослыми.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.
Скачать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой. Представлены результаты собственного исследования стилей коммуникативной активности, выполненного с позиций теории интегральной индивидуальности. Описываются разные стили коммуникативной активности мужчин и женщин, проявляющиеся в общении с другими людьми.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Особенности проявления самоконтроля в профессиональном общении врача-стоматолога

Кипиани А.И.
Скачать PDF

О качестве библиотечного общения

Езова Светлана Андреевна
Раскрывается подход к качеству библиотечного общения в ракурсе концепции отношений личности (В. Н. Мясищев) и теории активности (В. Д. Небылицын); характеризуются зарубежные теории межличностных отношений.The approach to the quality of library contacts from the viewpoint of the conception of personality relations (V. N. Mjasischev) and theory of activity (V. D. Nebylitsyn) is shown. Foreign theories of interpersonal relations.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: