Культурные нормы: стили общения в разных культурах это что такое Культурные нормы: стили общения в разных культурах: определение — Психология.НЭС
Культурные нормы в общении Культурные правила выражения эмоций

Культурные нормы: стили общения в разных культурах

Найдено 1 определение:

Культурные нормы: стили общения в разных культурах

Культурологические исследования выявляют специфику О. в разных культурах. В частности, это касается стилей речевого взаимодействия. Прежде всего, стили можно разделить по признаку направленности речи. Так при направленности речи на говорящего, а также на цель коммуникации мы имеем дело с инструментальным стилем вербальной коммуникации; при ориентации на слушающего и процесс взаимодействия мы говорим об аффективном стиле. Различия между стилями заключаются также в построении самих предложений, в выборе слов, степени использования риторических вопросов как формы поощрения или осуждения, уклончивости в оценках и проявлении своей позиции. Выделяют такие стили, как прямой (открытый) и непрямой (скрывающий, сглаживающий, маскирующий истинные побуждения говорящего). Так, напр., в Японии почти не употребляется местоимение «я»; в характеристике собственной личности выбираются не конкретные и/или деликатные слова; инициатива в разговоре уступается собеседникам. Непрямой стиль коммуникации на Востоке обусловлен культурной потребностью в гармонии и согласии, уважении «лица» др. человека. Прямой, жесткий разговорный стиль, по мнению исследователей, характерен для американцев. В нем проявляется больше заботы о сохранении «лица» самого говорящего, о четком обосновании собственной позиции по теме разговора. Психологи считают, что в коллективистских культурах ведущим стилем вербальной коммуникации является непрямой стиль, а в индивидуалистических культурах преобладает прямой стиль. По степени использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания выделяют искусный, точный и сжатый стили. Искусный (вычурный) стиль отличается метафорическим наполнением, экспрессивно богат. В арабских культурах, отказываясь от угощения, мало сказать просто «нет»; нередко отказ сопровождается клятвами и заверениями, на взгляд европейца неуместными. Точно так же прямое, безыскусное согласие может быть воспринято как отказ. Точный стиль - ритуализированный, уместный, соответствующий ситуации. Сжатый стиль, помимо лаконичности и сдержанности, включает уклончивость, использование пауз и выразительного молчания. Использование того или иного стиля в рамках опр. культуры связывается с принятым в ней уровнем избегания неопределенности. При среднем уровне избегания неопределенности (Египет, Иран, Ливия) чаще используется вычурный стиль. Низкому уровню избегания неопределенности (США, Германия, Дания, Швеция) сопутствует точный стиль. Высокий уровень избегания неопределенности (Япония, Корея, Таиланд) подразумевает использование сжатого стиля, что обусловлено опорой на традиции и высокой тревожностью. Лит.: Аргентова Т. Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психол. журн. 1984. № 6 ; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Латынов В. В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты // Психол. журн. 1995. № 6; Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; Мерлин В. С. Индивидуальный стиль общения // Психол. журн. 1982. № 4. В. Н. Куницына
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Культурные нормы: стили общения в разных культурах — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Внутренний мир личности и нормы общения

Марихин Сергей Васильевич
Общение раскрывается как процесс, в который вовлечен внутренний мир личности.
Скачать PDF

Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения

Чернова О. В., Сячин М. В.
Скачать PDF

Проявление разных форм активности педагога в стиле общения

Исмагилова Асия Гарафовна
Рассматривается новый подход в исследовании стиля педагогического общения полисистемное изучение в русле теории интегральной индивидуальности и метаиндивидуального мира. Стиль общения представлен как механизм, обеспечивающий взаимодействие трех систем метаиндивидуального мира: «педагог», «ребенок», «общество». Выделены четыре формы активности, проявляющиеся в стиле педагогического общения, в зависимости от функциональных позиций взаимодействующих систем: информативная, презентативная, перцептивная, фасилитативная.
Скачать PDF

Особенности самоотношения воспитателей с разными стилями педагогического общения

Исмагилова Асия Гарафовна
Представлены результаты интегрального исследования индивидуальности. Выделенные особенности структуры самоотношения воспитателей с прямопротивоположными стилями педагогического общения (развивающий и организационный) позволяют рассматривать особенности самоотношения как внутренний фактор, детерминирующий процесс формирования стиля.
Скачать PDF

Эмоционально-личностные факторы формирования устного высказывания в разных ситуациях общения

Побережная С.В.
Представлены результаты исследования эмоциональной модальности восприятия говорящим ситуаций личностно ориентированного и социально ориентированного общения. Изучена связь актуальных эмоциональных переживаний в разных условиях коммуникативного взаимодействия с личностными особенностями субъекта речи. Показано влияние эмоционально-личностных факторов на структуру и качество устного высказывания, отражающих тот или иной индивидуально-типологический способ речевой деятельности в разных условиях общения.
Скачать PDF

Понимание диалога в индивидуальном сознании студентов с разными стилями общения

Дмитриева Л.Г.
В данной статье поднимаются актуальные проблемы организации диалогической среды обучения. Несмотря на то, что тематика эта прорабатывается во многих психолого-педагогических источниках, исследователями до сих пор не выявлены эмпирические данные структуры межличностного диалога. Предлагаемая статья является одной из первых попыток доказательства неоднозначности реального диалога и когнитивной сложности его восприятия.
Скачать PDF

Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного взаимодействия

Логашенко Юлия Александровна
Приводится теоретическое обоснование проблемы межкультурной сенситивности, анализируются отечественные и зарубежные подходы к исследованию феномена. Представлены результаты эмпирического исследования межкультурной сенситивности студентов, имеющих разный опыт межличностных отношений с представителями различных культур, этносов. Установлено, что более высокие показатели межкультурной сенси-тивности свойственны студентам, имеющим опыт межкультурного взаимодействия более 10 лет. При этом существуют различия в соотношении компонентов межкультурной сенситивности в группах с разным опытом межкультурного взаимодействия.
Скачать PDF

Особенности межличностного общения лиц раннего юношеского возраста с разным уровнем интернет-зависим

Бергис Татьяна Анатольевна, Азизова Литта Равильевна
Межличностное общение является одним из самых актуальных предметов исследования в психологии. Без успешного общения на определенных стадиях развития личности не происходит накопления необходимых знаний, умений, навыков, позволяющих эффективно взаимодействовать в обществе. Однако родителями и преподавателями недооценивается влияние межличностного общения на многие сферы жизни младшего юношества. Дефицит непосредственного общения в юношеском возрасте является одной из причин формирования девиантного поведения, в том числе различных зависимостей. В статье раскрывается понятие межличностного общения, анализируются особенности общения старшеклассников с разным уровнем интернет-зависимого поведения, описываются основные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия в младшем юношеском возрасте. Результаты исследования (n=98) показали, что межличностное общение для 28,6 % учащихся в возрасте 15-17 лет носит неуспешный характер в связи с такими выраженными свойствами личности, как низкая коммуникативность, застенчивость, отчужденность, тревожность, аутистичность, ранимость. Было выявлено, что непродуктивность межличностного общения способствует формированию интернет-зависимого поведения ввиду недостаточной развитости коммуникативных навыков, необходимых для быстрой адаптации к новому социальному окружению: умения вступать в контакт, вести беседу; легкости и свободы общения; спонтанности; владения своими чувствами; умения воздействовать.
Скачать PDF

Нравственные нормы как регуляторы общения ребенка со значимыми взрослыми в старшем дошкольном возрас

Щербина А.И.
Целью статья является изучение осознания нравственных норм как регулятора поведения в процессе общения детей со значимыми взрослыми.
Скачать PDF

Об операционализации понятий «общение», «культура общения» и их библиотечных модификаций

Езова Светлана Андреевна
Основываясь на терминологическом анализе понятий «общение», «культура общения», их библиотечных модификаций, сделана попытка их эмпирического уточнения, т. е. операционализации. Рассмотрены взаимосвязь индикаторов этих понятий между собой, их влияние друг на друга.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции

Коблов Феликс Черменович
О подготовке сотрудников полиции путем совершенствования психологической готовности к профессиональному общению, умению разрешать конфликты, повышении коммуникативной компетентности различных категорий личного состава органов внутренних дел.
Скачать PDF

Профессиональная культура в свете культурно-исторической психологии

Ивон Ф.
В статье представлено исследование профессиональной культуры, проведенное в компании железнодорожных перевозок Франции. Для изучения динамики между индивидуальной активностью и профессиональной культурой в культурно-исторической перспективе используется введенное М. Бахтиным понятие «жанр». В начале статьи представленытеоретические основы и концепция исследования, затем при помощипримеров из протоколов исследования иллюстрируется идея развитияпрофессиональной культуры под влиянием индивидуальной деятельности и, в свою очередь, развитие индивидуальной деятельности под влиянием профессиональной культуры.
Скачать PDF

Похожие термины: