КУЛЬТУРНО-СВОБОДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТА ТЕСТ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРНО-СВОБОДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТА ТЕСТ
(Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимого от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д.), т. н.
«чистого» интеллекта. Опубликован Р. Кэттеллом в 1958 г. Имеются три варианта теста: а) для детей 4— 8 лет и умственно отсталых взрослых; б) для детей 8—12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования (две параллельные формы А и В); в) для
учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием (две параллельные формы А и В).
Первый вариант теста состоит из восьми субтестов, четыре из которых рассматриваются автором в качестве «свободных от влияния культуры»: 1) «подстановка»; 2) «классификация»; 3) «выбор называемых предметов»; 4) «лабиринты»; 5) «картинки с недостающими
деталями»; 6) «выполнение указаний»; 7) «загадки»; 8) «определение сходства».
Время решения всех заданий — 22 мин.
Второй и третий варианты К.-с и. т. состоят из четырех субтестов н отличаются лишь уровнем трудности (рис. 26): «Серии» — распознание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур; «Классификация» — определение общих черт, особенностей фигур;
«Матрицы» — дополнения к комплектам фигур; «Условия» — перестановка фигур, первоначально расположенных в определенном порядке (требуется отметить точкой один из данных на выбор рисунков с соблюдением условий, заданных по образцу). Время, отводимое
для решения всех заданий,— 12,5 мин. К.-с. и. т. представляет собой тест скорости, но может быть использован и без ограничения времени выполнения. Исходные оценки по второму и третьему вариантам теста с помощью-таблиц преобразуются в процентили
(см. ОЦЕНКИ ШКАЛЬНЫЕ) и IQ -показатель стандартный с σ = 16. Первый вариант обрабатывается только посредством относительного IQ (см. ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ).

Р. Кэттелл исходит из того, что издание теста для измерения общих способностей, очищенных от «наслоений культуры», возможно прежде всего на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через восприятие. По мнению Р. Кэттелла, данные,
полученные с помощью К.-с. и, т., в различных культурных группах, вполне сопоставимы между собой.(Критику концепции «чистого» интеллекта см. в статье ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА).
Стандартизация К--с. и. т. не завершена. Коэффициент надежности методом расщепления теста (см. НАДЕЖНОСТЬ ЧАСТЕЙ ТЕСТА) составляет 0,70—0,92. Валидность изучалась путем корреляции с результатами других тестов интеллекта. По данным Р. Кэттелла,
показатель корреляции К.-с и. т. со Станфорд — Бине умственного развития шкалой равен 0,56. Некоторые из субтестов первого варианта требуют исключительно индивидуального предъявления, другие варианты могут использоваться как при индивидуальном,
так и при групповом тестировании.
Сведений об использовании в СССР не имеется.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.