«чистого» интеллекта. Опубликован Р. Кэттеллом в 1958 г. Имеются три варианта теста: а) для детей 4— 8 лет и умственно отсталых взрослых; б) для детей 8—12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования (две параллельные формы А и В); в) для
учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием (две параллельные формы А и В).
Первый вариант теста состоит из восьми субтестов, четыре из которых рассматриваются автором в качестве «свободных от влияния культуры»: 1) «подстановка»; 2) «классификация»; 3) «выбор называемых предметов»; 4) «лабиринты»; 5) «картинки с недостающими
деталями»; 6) «выполнение указаний»; 7) «загадки»; 8) «определение сходства».
Время решения всех заданий — 22 мин.
Второй и третий варианты К.-с и. т. состоят из четырех субтестов н отличаются лишь уровнем трудности (рис. 26): «Серии» — распознание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур; «Классификация» — определение общих черт, особенностей фигур;
«Матрицы» — дополнения к комплектам фигур; «Условия» — перестановка фигур, первоначально расположенных в определенном порядке (требуется отметить точкой один из данных на выбор рисунков с соблюдением условий, заданных по образцу). Время, отводимое
для решения всех заданий,— 12,5 мин. К.-с. и. т. представляет собой тест скорости, но может быть использован и без ограничения времени выполнения. Исходные оценки по второму и третьему вариантам теста с помощью-таблиц преобразуются в процентили
(см. ОЦЕНКИ ШКАЛЬНЫЕ) и IQ -показатель стандартный с σ = 16. Первый вариант обрабатывается только посредством относительного IQ (см. ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ).
![](/upload/content/1574501921_12.files/image076.jpg)
Р. Кэттелл исходит из того, что издание теста для измерения общих способностей, очищенных от «наслоений культуры», возможно прежде всего на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через восприятие. По мнению Р. Кэттелла, данные,
полученные с помощью К.-с. и, т., в различных культурных группах, вполне сопоставимы между собой.(Критику концепции «чистого» интеллекта см. в статье ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА).
Стандартизация К--с. и. т. не завершена. Коэффициент надежности методом расщепления теста (см. НАДЕЖНОСТЬ ЧАСТЕЙ ТЕСТА) составляет 0,70—0,92. Валидность изучалась путем корреляции с результатами других тестов интеллекта. По данным Р. Кэттелла,
показатель корреляции К.-с и. т. со Станфорд — Бине умственного развития шкалой равен 0,56. Некоторые из субтестов первого варианта требуют исключительно индивидуального предъявления, другие варианты могут использоваться как при индивидуальном,
так и при групповом тестировании.
Сведений об использовании в СССР не имеется.