Культурно свободные тесты

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Культурно-свободный тест
тест, разработанный так, чтобы он был по возможности свободным от любых предубеждений в отношении определенной культуры и чтобы не было никаких существенных преимуществ у тестирумых представителей одной культуры перед представителями какой-то другой. Высказываются серьезные сомнения в том, что такими являются уже существующие тесты или тесты, которые могут быть разработаны в будущем, при сохранении и впредь культурного многообразия. Синоним: Культурно-беспристрастные тесты.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КУЛЬТУРНО-СВОБОДНЫЙ ТЕСТ
Тест, разработанный так, чтобы он был, насколько это возможно, свободным от любых предубеждений какой-либо определенной культуры, чтобы не было никаких преимуществ у представителей одной культуры перед представителями другой. В таких тестах обычно исключается или очень ограничивается языковой фактор и другие навыки, которые могут быть тесно связаны с определенной культурой. Разновидностью таких тестов является классово-свободный тест, разработанный так, чтобы он был беспристрастен по отношению к социально-экономическим массовым различиям внутри данной культуры. Существуют значительные сомнения относительно того, могут ли быть такие уже существующие тесты ияите, которые еще могут быть разработаны, действительно беспристрастными по отношению ко всем людям, независимо от их принадлежности к определенной культуре. Также называются культурно-беспристрастными гестами.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Культурно свободные тесты
culture fair tests) Термин "К. с. т." относится к тестам, "справедливым" в отношении любой конкретной культурной группы. И хотя технически невозможно разраб. тест, полностью лишенный систематических ошибок, обусловленных культурными факторами, существует множество примеров таких тестов, к-рые, по мнению авторов, могут наз. "культурно свободными" по природе. Тест является культурно смещенным, когда члены одной культурной группы дискриминируются по их способности отвечать на вопросы исключительно на основе той культуры, в к-рой они выросли. Напр., если задания теста содержит слова или фразы, к-рые обычно используют представители среднего класса белых американцев, но редко - малоимущие чернокожие американцы, то этот тест будет давать систематическую ошибку по отношению к последним. Согласно утверждению У. Джеймса Пофама в работе "Совр. пед. измерения" (Modern educational measurement), необъективность в тестировании появляется всякий раз, когда члены к.-л. подгруппы несправедливо наказываются или, напротив, получают преимущества вследствие принадлежности к данной подгруппе. Эта необъективность может принимать разные формы и обнаруживаться: а) в качествах теста, таких как стиль формулировок; б) в манере тестирования; в) в манере интерпретации рез-тов. Тест считается культурно смещенным тогда и только тогда, когда он измеряет нечто разное в двух или более субкультурах, а вовсе не потому, что разные культурные подгруппы получают различные оценки по этому тесту. Иными словами, тест не обязательно дает смещенные относительно определенной культуры рез-ты, когда дети меньшинства оцениваются ниже как группа, чем дети большинства населения. Данное несоответствие может означать, что в процессе обучения детям, принадлежащим к этому меньшинству, просто не дали информации, необходимой для ответов на вопросы теста и, следовательно, для отражения недостатков образовательного процесса. Хотя большинство авторов тестов сознательно стараются снизить связанную с определенной культурой пристрастность при выборе и формулировке заданий, составлении инструкций и интерпретации рез-тов тестирования, предпринималось немало попыток создать К. с. т., специально конструируемые т. о., чтобы получить одинаковые распределения оценок для различных подгрупп. Большинство таких тестов измеряют уровень умений в области общей невербальной способности. В рез-те одной из целенаправленных, широкомасштабных попыток создать тест, свободный от влияния культуры, появился тест общего интеллекта Девиса - Иллса. Предполагалось, что он будет измерять общую способность к рассуждению, опираясь на действие с рисованными картинками людей в знакомых ситуациях, а не с чисто словесным или абстрактным материалом. Тест предназначался для работы с детьми в возрасте от 5 до 12 лет. Испытуемые рассматривали каждую картинку и делали выбор из трех возможных объяснений, зачитываемых исследователем. Тем не менее исслед. показали, что надежность и валидность этого теста явно недостаточны и что он не сокращает различий между подгруппами по показателям результативности, выявляемых с помощью др. тестов интеллекта. Иной подход к свободному от влияния культуры тестированию был развит Лайонелом Пенроузом и Дж. К. Равеном, опубликовавшими серию тестов "Прогрессивные матрицы Равена". Эти тесты были разраб. для оценки единого общего фактора интеллекта (фактора g) к-рый, согласно теории Чарльза Э. Спирмена, проявляется во всякой интеллектуальной деятельности и, следовательно, должен измеряться всеми когнитивными тестами. Существует три формы "Прогрессивных матриц Равена": "Стандартные прогрессивные матрицы" для обследования лиц в возрасте от 6 лет и старше; "Цветные прогрессивные матрицы" для обследования детей в возрасте от 4 до 10 лет; "Прогрессивные матрицы повышенной сложности" для обследования "незаурядных" подростков и взрослых. Задача испытуемого - выбрать один из шести возможных вариантов вставок, подходящих для заполнения пустого места в матрице-шаблоне (рис. 5). Тесты проводятся индивидуально или в группах и без ограничения во времени. Инструкции очень просты. Цветные прогрессивные матрицы легче для маленьких детей, чем стандартные, и особенно полезны для обследования детей с задержками психического развития. Любую из форм ПМР можно заполнить в течение 1 часа или быстрее. К. с. т. интеллекта Кэттелла по большей части не содержат картинок и словесных заданий; их можно проводить как индивидуально, так и в группе, хотя частые и иногда слишком длинные словесные инструкции могут затруднить проведение этого теста с большими группами. Исслед. с помощью теста Кэттелла показали, что различные культурные подгруппы не получают одинаковых средних оценок. Эти рез-ты в совокупности с данными др. исслед. говорят о том, что различия в средних оценках подгрупп вряд ли можно объяснить только наличием словесных заданий в тестах. Еще один подход к свободному от влияния культуры тестированию реализован Джейн Мерсер в Системе мультикультурного множественного оценивания (System of multicultural pluralistic assessment - SOMPA). Этот подход состоит в использовании батареи измерительных инструментов и последующем сравнении полученных оценок не только с нормой в национальной группе, но и с оценками детей со сходным происхождением. См. также Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Меры интеллекта, Психометрика, Смещение результатов тестирования, связанное с расовыми (этническими) признаками Дж. Г. Мак-Миллан

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006