Культурно свободные тесты это что такое Культурно свободные тесты: определение — Психология.НЭС
Культурная эмпатия КУЛЬТУРНО-БЕСПРИСТРАСТНЫЙ ТЕСТ

Культурно свободные тесты

Найдено 3 определения термина Культурно свободные тесты

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Культурно свободные тесты

culture fair tests) Термин "К. с. т." относится к тестам, "справедливым" в отношении любой конкретной культурной группы. И хотя технически невозможно разраб. тест, полностью лишенный систематических ошибок, обусловленных культурными факторами, существует множество примеров таких тестов, к-рые, по мнению авторов, могут наз. "культурно свободными" по природе. Тест является культурно смещенным, когда члены одной культурной группы дискриминируются по их способности отвечать на вопросы исключительно на основе той культуры, в к-рой они выросли. Напр., если задания теста содержит слова или фразы, к-рые обычно используют представители среднего класса белых американцев, но редко - малоимущие чернокожие американцы, то этот тест будет давать систематическую ошибку по отношению к последним. Согласно утверждению У. Джеймса Пофама в работе "Совр. пед. измерения" (Modern educational measurement), необъективность в тестировании появляется всякий раз, когда члены к.-л. подгруппы несправедливо наказываются или, напротив, получают преимущества вследствие принадлежности к данной подгруппе. Эта необъективность может принимать разные формы и обнаруживаться: а) в качествах теста, таких как стиль формулировок; б) в манере тестирования; в) в манере интерпретации рез-тов. Тест считается культурно смещенным тогда и только тогда, когда он измеряет нечто разное в двух или более субкультурах, а вовсе не потому, что разные культурные подгруппы получают различные оценки по этому тесту. Иными словами, тест не обязательно дает смещенные относительно определенной культуры рез-ты, когда дети меньшинства оцениваются ниже как группа, чем дети большинства населения. Данное несоответствие может означать, что в процессе обучения детям, принадлежащим к этому меньшинству, просто не дали информации, необходимой для ответов на вопросы теста и, следовательно, для отражения недостатков образовательного процесса. Хотя большинство авторов тестов сознательно стараются снизить связанную с определенной культурой пристрастность при выборе и формулировке заданий, составлении инструкций и интерпретации рез-тов тестирования, предпринималось немало попыток создать К. с. т., специально конструируемые т. о., чтобы получить одинаковые распределения оценок для различных подгрупп. Большинство таких тестов измеряют уровень умений в области общей невербальной способности. В рез-те одной из целенаправленных, широкомасштабных попыток создать тест, свободный от влияния культуры, появился тест общего интеллекта Девиса - Иллса. Предполагалось, что он будет измерять общую способность к рассуждению, опираясь на действие с рисованными картинками людей в знакомых ситуациях, а не с чисто словесным или абстрактным материалом. Тест предназначался для работы с детьми в возрасте от 5 до 12 лет. Испытуемые рассматривали каждую картинку и делали выбор из трех возможных объяснений, зачитываемых исследователем. Тем не менее исслед. показали, что надежность и валидность этого теста явно недостаточны и что он не сокращает различий между подгруппами по показателям результативности, выявляемых с помощью др. тестов интеллекта. Иной подход к свободному от влияния культуры тестированию был развит Лайонелом Пенроузом и Дж. К. Равеном, опубликовавшими серию тестов "Прогрессивные матрицы Равена". Эти тесты были разраб. для оценки единого общего фактора интеллекта (фактора g) к-рый, согласно теории Чарльза Э. Спирмена, проявляется во всякой интеллектуальной деятельности и, следовательно, должен измеряться всеми когнитивными тестами. Существует три формы "Прогрессивных матриц Равена": "Стандартные прогрессивные матрицы" для обследования лиц в возрасте от 6 лет и старше; "Цветные прогрессивные матрицы" для обследования детей в возрасте от 4 до 10 лет; "Прогрессивные матрицы повышенной сложности" для обследования "незаурядных" подростков и взрослых. Задача испытуемого - выбрать один из шести возможных вариантов вставок, подходящих для заполнения пустого места в матрице-шаблоне (рис. 5). Тесты проводятся индивидуально или в группах и без ограничения во времени. Инструкции очень просты. Цветные прогрессивные матрицы легче для маленьких детей, чем стандартные, и особенно полезны для обследования детей с задержками психического развития. Любую из форм ПМР можно заполнить в течение 1 часа или быстрее. К. с. т. интеллекта Кэттелла по большей части не содержат картинок и словесных заданий; их можно проводить как индивидуально, так и в группе, хотя частые и иногда слишком длинные словесные инструкции могут затруднить проведение этого теста с большими группами. Исслед. с помощью теста Кэттелла показали, что различные культурные подгруппы не получают одинаковых средних оценок. Эти рез-ты в совокупности с данными др. исслед. говорят о том, что различия в средних оценках подгрупп вряд ли можно объяснить только наличием словесных заданий в тестах. Еще один подход к свободному от влияния культуры тестированию реализован Джейн Мерсер в Системе мультикультурного множественного оценивания (System of multicultural pluralistic assessment - SOMPA). Этот подход состоит в использовании батареи измерительных инструментов и последующем сравнении полученных оценок не только с нормой в национальной группе, но и с оценками детей со сходным происхождением. См. также Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Меры интеллекта, Психометрика, Смещение результатов тестирования, связанное с расовыми (этническими) признаками Дж. Г. Мак-Миллан
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

КУЛЬТУРНО-СВОБОДНЫЙ ТЕСТ

Тест, разработанный так, чтобы он был, насколько это возможно, свободным от любых предубеждений какой-либо определенной культуры, чтобы не было никаких преимуществ у представителей одной культуры перед представителями другой. В таких тестах обычно исключается или очень ограничивается языковой фактор и другие навыки, которые могут быть тесно связаны с определенной культурой. Разновидностью таких тестов является классово-свободный тест, разработанный так, чтобы он был беспристрастен по отношению к социально-экономическим массовым различиям внутри данной культуры. Существуют значительные сомнения относительно того, могут ли быть такие уже существующие тесты ияите, которые еще могут быть разработаны, действительно беспристрастными по отношению ко всем людям, независимо от их принадлежности к определенной культуре. Также называются культурно-беспристрастными гестами.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Культурно-свободный тест

тест, разработанный так, чтобы он был по возможности свободным от любых предубеждений в отношении определенной культуры и чтобы не было никаких существенных преимуществ у тестирумых представителей одной культуры перед представителями какой-то другой. Высказываются серьезные сомнения в том, что такими являются уже существующие тесты или тесты, которые могут быть разработаны в будущем, при сохранении и впредь культурного многообразия. Синоним: Культурно-беспристрастные тесты.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Культурно свободные тесты — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Психология образования и компьютерные тесты Санкт-Петербургской академии постдипломного образования

Иванов С. В.
В статье приводится исследование применения компьютерных тестов в образовательных целях. Разработка компьютерных тестов очень важна для оказания помощи вузам. В этом случае необходима система создания управления качеством подготовки специалистов с учетом индивидуально-психологических особенностей, где используется независимая внешняя оценка. В психолого-педагогических целях важно дать общие характеристики используемого информационно-измерительного обеспечения контрольно-оценочной деятельности.
Скачать PDF

Рисуночные тесты в диагностике психоэмоционального состояния ребенка

Анисимова Надежда Викторовна
Среди разнообразных методов педагогической психологии особое место занимают рисуночные тесты. Символическое изображение является по своей психологической функции своеобразнографической формой речи.
Скачать PDF

Свободный выбор личности в контексте социального самочувствия студенческой молодежи

Зябина О. В.
В статье представлен анализ феномена самодетерминации личности в контексте социального самочувствия. Приводятся результаты исследования взаимосвязи самодетерминации и социального самочувствия студенческой молодежи.
Скачать PDF

Психологические тесты в Украине: вчера, сегодня, завтра

Бурлачук Леонид Фокич
В статье рассматривается ситуация, которая сложилась в Украине в психологическом тестировании. Его современное состояние объясняется, исходя из анализа развития психодиагностики в прошлом. Для психодиагностики всегда была характерна опора на нелегальное распространение зарубежных плохо адаптированных для Украины и России тестов, а также на использование собственных в основном квазитестов, которые не прошли все этапы проверки на валидность, надежность, создания норм на репрезентативных выборках. Выход из сложившейся ситуации предлагается искать в создании тестовой инфраструктуры, создании системы последипломного обучения, а также сертификации пользователей самих тестов и услуг в области психодиагностики.
Скачать PDF

Ипсативные личностные тесты вынужденного выбора: анализ зарубежного опыта

Батурин Николай Алексеевич, Иванов Антон Евгеньевич
В последнее десятилетие в зарубежной психодиагностике возрождается интерес к изучению ипсативного метода тестирования, в частности, к тестам формата вынужденного выбора. Приводятся результаты обзора иностранной литературы по данной тематике, рассмотрена история исследования ипсативного метода, описана специфика как ипсативных данных, так и ипсативных тестов вынужденного выбора. Проведен обзор преимуществ и ограничений ипсативных тестов вынужденного выбора, описываются последние исследования данной тематики.
Скачать PDF

Применение метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях

Иванова Нина Анатольевна
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения метода свободных ассоциаций в качестве одного из эмпирических методов для социологических исследований. Он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами: простота использования, получение значительного объема данных, возможность количественной и качественной интерпретации результатов, применимость к исследованию новых и малоизученных вопросов.Использование метода свободных ассоциаций в социологии имеет ряд отличий от его применения в психологии, лингвистике, междисциплинарных исследованиях и различных областях практической деятельности. Российские социологи с помощью ассоциативного подхода изучают, например, имидж территории, общественное мнение, электоральные предпочтения, эффективность реализации социальных программ в восприятии населения, факторы миграционных процессов.Практика применения метода свободных ассоциаций для социологического опроса в форме анкетирования рассмотрена на конкретном примере — исследовании миграционных настроений жителей Магаданского региона. Вопрос на ассоциацию позволил установить основные типы ассоциаций, к которым относятся: географическое положение; климат; природа; люди; природные ресурсы; прошлое; социальные и экономические проблемы; повседневная жизнь.Установлены корреляции между типом ассоциаций респондентов, эмоциональной коннотацией и возрастом.Даются практические рекомендации по использованию метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях.
Скачать PDF

Тесты на определение имплицитных процессов

Токарева Галина Викторовна, Дорфман Леонид Яковлевич
Представлен обзор разработанных в зарубежной психологии четырех тестовых методик для определения имплицитных (подсознательных) процессов: двух имплицитных ассоциативных тестов», направленных на определение автоматического компонента аттитюдов (IAT) и автоматического компонента гендерных стереотипов (IAT), а также имплицитного позитивного и негативного аффективного теста (IPANAT) и имплицитного самооценочного теста (ISAT). Обе разработанные в русле социальной психологии методики IАТ позволяют выявлять не только имплицитные компоненты аттитюдов и стереотипов, но и широкий ряд других имплицитных явлений, в частности, в структуре Я-концепции. Методика IPANAT предназначена для непрямого измерения позитивного и негативного аффектов, а тест ISAT для непрямых измерений имплицитных самоотношений, в частности, расположения к себе и самодоверия. Приведенные описания тестов IAT, IPANAT и ISAT дают возможность российским пользователям психодиагностических методик получить представления об их диагностическом потенциале в сфере социально-психологических исследований, в изучении эмоциональной и личностной сфер.
Скачать PDF

Ипсативные личностные тесты вынужденного выбора: специфика разработки

Иванов Антон Евгеньевич
Описаны подходы к изучению возможностей применения ипсативных данных в сфере психодиагностики, в частности, к возможности разработки тестов формата вынужденного выбора для нужд профотбора. Показано, что при создании такого рода методик необходимо учитывать некоторые специфические факторы, не оказывающие влияния на процесс разработки нормативных тестов. Приводятся результаты обзора зарубежных публикаций по созданию и использованию ипсативных тестов с пунктами в формате вынужденного выбора. Рассмотрены основные отличия и особенности разработки ипсативных тестов в сравнении с нормативными, описана специфика как ипсативных данных, так и ипсативных тестов вынужденного выбора. В качестве теоретической основы для сравнения процессов создания ипсативных и нормативных методик взята методология и технология последовательности разработки теста, описанная Н.А. Батуриным и Н.Н. Мельниковой в серии публикаций под названием «Технология разработки тестов».
Скачать PDF

Что выявляют тесты интеллекта и креативности?

Богоявленская Диана Борисовна
В статье изложено авторское понимание содержания, выявляемого тестами интеллекта и креативности. Основное внимание уделено доказательству невалидности тестов креативности, поскольку само понимание креативности как дивергентного мышления не совпадает с содержательным раскрытием понятия творчества, сложившегося в отечественной психологии, а также в мировой философии и гуманитарных и естественных науках. Автор отсылает читателя к своему концептуальному раскрытию понятия творчества, единице его анализа и предложенному психодиагностическому методу, валидность которого доказана теоретически и экспериментально.
Скачать PDF

Тесты интеллекта, или горечь самопознания

Ушаков Дмитрий Викторович
Приводятся факты, подтверждающие высокую прогностическую валидность тестов интеллекта, их предсказательную силу относительно успеха в обучении и профессиональной деятельности, а также социального статуса. С точки зрения развиваемой автором структурно-динамической теории интеллекта предлагается объяснение феномену высокой прогностичности интеллектуальных тестов и обозначаются пределы, за которыми эта прогностичность может исчезнуть. Одновременно автор призывает рассматривать тесты интеллекта не только как измерительный инструмент, но и как средство влияния психолога на тестируемого. Предлагаются пути разработки праксиологии тестирования, то есть науки о практическом применении тестов.
Скачать PDF

Тесты интеллекта, креативности и экспертные оценки

Ушаков Дмитрий Викторович
The author considers and criticises M. Kholodnaya's arguments against intelligence tests. He argues that the results obtained with the tests can, to a large extent, account for the variations in real life success. To clarify the role of intelligence in life and the accuracy of intelligence tests, the author suggests considering the parts of real life success that can be explained by chance or noncognitive individual variables. By contrast with intelligence tests, the author finds questionable the value of creativity tests and expert judgements.
Скачать PDF

Что мы выбираем, выбирая тесты?

Сироткина Ирина Евгеньевна
The author uses historical evidence to argue that tests are instruments of social control and not just of psychological investigation. Tests perfectly illustrate Michel Foucault’s point about the close connection between the science of psychology and technologies of control. To study a person, one needs to objectify his or her individuality and subjectivity. But, having become an object of investigation, the person becomes an object of forms of social control more subtle than violent or repressive actions but no less efficient. Reduced to figures, categories and diagnoses, a person is easier to manage and manipulate. Psychologists therefore should take into account that psychology is as much a technology of managing an individual, a part of bureaucratic practices, as a science.
Скачать PDF