Культура психологическая
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
продолжает линию физической культуры в плане заботы человека о своем психическом здоровье и включает познание самого себя и другого человека, культуру поведения и общения.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Культура психологическая
рассматривается как составная часть системной культуры человека, характеризуется многослойностью: обыденное психол. знание и психол. практики, психол. профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее науч. обоснование, психотехники, психол. консультирование и психотерапия, психол. наука и образование, относящееся к сфере психологии. Выделяют показатели оптимального уровня К. п.: осознание различий между науч. и житейской психологией, специфики психол. познания, особенностей его средств и методов, роли психологии в жизни человека и общества, представления о предметной области психол. исследований; освоение понятий, представлений из разл. отраслей психологии, раскрывающих осн. психол. законы взаимодействия человека с миром; познание себя, своих индивидуально-психол. особенностей и возможностей, самосовершенствования, самореализации; понимание значимости учета внутр. состояний, переживания, индивидуальных особенностей в О. и деятельности; освоение оптимальных способов познавательной деятельности - перцептивной, мнемической, мыслительной, средств О., самоорганизации, саморегуляции, овладение семиотической составляющей О., познания и поведения; готовность к самообразовательной деятельности, самоопределению, самосовершенствованию, самопроектированию, опыт самоосуществления; овладение базисными коммуникативными умениями; готовность к сотрудничеству, совместной деятельности; интерес к внутр. миру человека и своему собственному, ценностное отношение к индивидуальности; сформированность познавательных, профессиональных интересов и готовность к выбору профессии на основе учета необходимых объективных и субъективных условий; адекватная самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение; развитая рефлексия; высокий статус психол. здоровья. К. п. как часть общей культуры в процессе своего развития проецируется в разных слоях и сферах бытия. Она включает в себя 2 осн. компонента: теорет. и практический. Содержание первого компонента - работа психологов-профессионалов в области развития теории и концептуализации процесса и результатов познания человеком самого себя. Практический компонент включает активность по психол. личностному самообслуживанию. Это аутопсихол. деятельность человека. Активность внутр. и внеш. у развитого субъекта опосредуется психол. культурой. В К. п. выделяется 2 уровня: профессионально-теорет., объединяющий психологию, психотерапию и теорию воздействия людей друг на друга и уровень житейской психол. культуры. Формирование психол. культуры - это анализ и систематизация опыта, аккумуляция житейской и профессиональной психол. культуры. Сегодня исследуются основания, аспекты и компоненты понятия «психол. культура» в «организационной психологии». Э. Шейн обращается к понятию «психол. культура», анализируя качества лидера, необходимые для его успешной деятельности и эффективного функционирования организации. Лит.: Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 2002; Занковский А. Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М., 2000 ; Исаева Н. И. Профессиональная культура психолога образования. М.-Белгород, 2002; Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998; Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. Томск-М., 1997. Т. Н. Щербакова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
Психологическая культура
внутреннее качество человека, которое обеспечивает соответствие его поведения и взаимодействия с другими социокультурными нормами данной общности людей.
П. к. следует рассматривать в русле культурно-исторического подхода и в контексте социального взаимодействия людей. Исследования показывают, что это многомерное и системное психическое явление, которое выступает в диалектическом единстве общего, особенного и единичного проявлений человеческой психики. В качестве общего предстают, например, общечеловеческие ценности и социальные нормы; особенного — своеобразие этнического менталитета и способов социального взаимодействия, единичного — индивидуальный, своеобразный стиль отношений, поведения и деятельности.
Как психическое образование она охватывает все основные ипостаси человека: личность, субъекта, индивидуальность, имеет иерархическое многоуровневое строение и многокомпонентный состав. Здесь обнаруживаются и особенности восприятия другого субъекта, и глубина понимания его, и адекватность знаний о нем, характер переживаний, связанных с другим человеком, а также умения общаться, сотрудничать и продуктивно делать общее дело. Это образование, таким образом, имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и с самим собой, а также несет в себе содержание отношений к другому человеку и самому себе. Опираясь на высказывание С. Л. Рубинштейна, что «для человека другой человек — мерило, выразитель его “человечности”», можно дать лаконичное определение П. к. как «меры человечного в человеке». П. к. выступает как единство знания, отношения, переживания и жизненного опыта человека. Наиболее ярким проявлением П. к. служит феномен интеллигентного человека.
П. к. — это продукт социализации, образования (см. Образование человека), воспитания и самовоспитания. Закономерности ее становления мало изучены, хотя предполагается, что одна из задач школы — формирование общей культуры (в том числе и П. к. как ее внутренней составляющей), что в определенной мере находит свое отражение в существующих государственных образовательных стандартах.
В генезисе П. к. выделяют три основных уровня:
Психологическую грамотность как некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие.
Психологическую компетентность, обеспечивающую эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми.
Зрелую П. к. как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми.
Структура П. к. содержит следующие основные компоненты:
Когнитивный (система научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, система адекватных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах, развитый социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству).
Рефлексивно-перцептивный (наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, способности к идентификации).
Аффективный (чуткость к людям, развитая эмпатия и умение сопереживать, богатство и действенность переживаний, эмоциональная стабильность, отзывчивость, доброжелательность, великодушие, милосердие, чувство собственного достоинства, чувство юмора).
Волевой (способность противостоять внешнему давлению, способность подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках, самоконтроль, выдержка, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов, надежность).
Коммуникативный (умение общаться с разными людьми, адекватно воспринимать и передавать информацию, умение строить и излагать свои мысли логично, доказательно и понятно, речевая культура).
Регулятивный (адаптивность, умение произвольной саморегуляции поведения и деятельности, владение собой, умение управлять своими психическими состояниями и умом, совестливость, нравственная саморегуляция).
Подсистема опыта социального взаимодействия (установки и стереотипы культурного поведения, развитые умения и навыки социального взаимодействия, социальная активность, терпимость к людям, вежливость, дипломатичность, добросовестность, внутреннее достоинство, интеллигентность).
Ценностно-смысловой (социальные нормы, ценности и отношения к ним, интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, справедливость, ответственность, нравственность, самоуважение).
Этот компонент — стержневой, интегрирующий. Именно от него зависят подлинность и зрелость П. к. человека. Без нравственных убеждений и внутреннего нравственного закона, а также социально значимых смыслов культурное поведение человека будет формальным или наигранным и обманчивым.
П. к. — результат не только социализации и образования, но также большой внутренней работы человека — по сопряжению и гармонизации собственных жизненных интересов и потребностей с интересами окружающего мира и социума. П. выступает как психологическое новообразование, отражающее высокий уровень зрелости личности.
Литература
Колмогорова Л. С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. Барнаул, 1999.
Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека. СПб., 2002.
П. к. следует рассматривать в русле культурно-исторического подхода и в контексте социального взаимодействия людей. Исследования показывают, что это многомерное и системное психическое явление, которое выступает в диалектическом единстве общего, особенного и единичного проявлений человеческой психики. В качестве общего предстают, например, общечеловеческие ценности и социальные нормы; особенного — своеобразие этнического менталитета и способов социального взаимодействия, единичного — индивидуальный, своеобразный стиль отношений, поведения и деятельности.
Как психическое образование она охватывает все основные ипостаси человека: личность, субъекта, индивидуальность, имеет иерархическое многоуровневое строение и многокомпонентный состав. Здесь обнаруживаются и особенности восприятия другого субъекта, и глубина понимания его, и адекватность знаний о нем, характер переживаний, связанных с другим человеком, а также умения общаться, сотрудничать и продуктивно делать общее дело. Это образование, таким образом, имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и с самим собой, а также несет в себе содержание отношений к другому человеку и самому себе. Опираясь на высказывание С. Л. Рубинштейна, что «для человека другой человек — мерило, выразитель его “человечности”», можно дать лаконичное определение П. к. как «меры человечного в человеке». П. к. выступает как единство знания, отношения, переживания и жизненного опыта человека. Наиболее ярким проявлением П. к. служит феномен интеллигентного человека.
П. к. — это продукт социализации, образования (см. Образование человека), воспитания и самовоспитания. Закономерности ее становления мало изучены, хотя предполагается, что одна из задач школы — формирование общей культуры (в том числе и П. к. как ее внутренней составляющей), что в определенной мере находит свое отражение в существующих государственных образовательных стандартах.
В генезисе П. к. выделяют три основных уровня:
Психологическую грамотность как некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие.
Психологическую компетентность, обеспечивающую эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми.
Зрелую П. к. как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми.
Структура П. к. содержит следующие основные компоненты:
Когнитивный (система научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, система адекватных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах, развитый социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству).
Рефлексивно-перцептивный (наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, способности к идентификации).
Аффективный (чуткость к людям, развитая эмпатия и умение сопереживать, богатство и действенность переживаний, эмоциональная стабильность, отзывчивость, доброжелательность, великодушие, милосердие, чувство собственного достоинства, чувство юмора).
Волевой (способность противостоять внешнему давлению, способность подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках, самоконтроль, выдержка, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов, надежность).
Коммуникативный (умение общаться с разными людьми, адекватно воспринимать и передавать информацию, умение строить и излагать свои мысли логично, доказательно и понятно, речевая культура).
Регулятивный (адаптивность, умение произвольной саморегуляции поведения и деятельности, владение собой, умение управлять своими психическими состояниями и умом, совестливость, нравственная саморегуляция).
Подсистема опыта социального взаимодействия (установки и стереотипы культурного поведения, развитые умения и навыки социального взаимодействия, социальная активность, терпимость к людям, вежливость, дипломатичность, добросовестность, внутреннее достоинство, интеллигентность).
Ценностно-смысловой (социальные нормы, ценности и отношения к ним, интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, справедливость, ответственность, нравственность, самоуважение).
Этот компонент — стержневой, интегрирующий. Именно от него зависят подлинность и зрелость П. к. человека. Без нравственных убеждений и внутреннего нравственного закона, а также социально значимых смыслов культурное поведение человека будет формальным или наигранным и обманчивым.
П. к. — результат не только социализации и образования, но также большой внутренней работы человека — по сопряжению и гармонизации собственных жизненных интересов и потребностей с интересами окружающего мира и социума. П. выступает как психологическое новообразование, отражающее высокий уровень зрелости личности.
Литература
Колмогорова Л. С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. Барнаул, 1999.
Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека. СПб., 2002.