Культура общения
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
знание принятых в обществе норм общения и их соблюдение в повседневной жизни.
Культура общения
сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства О. К. о. является неотъемлемой частью культуры личности. К. о. характеризует ценностные ориентации и нормативные парадигмы О., содержание и сущность нравственно-психол. качеств субъектов О., способы, средства, правила, формы О. К. о. включает совокупность практических приемов, норм, правил О. В массовом сознании она отождествляется с этикой, культурой поведения. К. о. изучается аксиологией О. и антропологией О. К. о. зависит не только от совершенства какой-либо одной из сфер ее проявления, но и от степени их единства и соответствия: нельзя говорить о высокой культуре О., если нормы и правила О. несовершенны и не соответствуют гуманистическим ценностям, если при выборе средств О. не учитываются особенности индивидуальностей партнеров по О. и др. антропологические параметры. Основополагающее значение для К. о. имеет этический аспект: нравственные параметры процесса О. определяют его сущность, направленность, определенность, гуманистический смысл и уровень культуры. Понятие «этика О.», выражает нравственное содержание понятия К. о. Понятие К. о. шире, чем объем понятия «этика О.», т. к. культура О. включает в себя всю совокупность ценностей, качеств, норм, поведенческих стереотипов. Этика О. рассматривает лишь нравственный аспект этих ценностей, качеств, норм. К. о. не ограничивается лишь поведенческим уровнем, качественной оценкой поведения, она включает в себя культуру речи, чувств, мимики, жестов, психол. культуру субъектов О., культуру сознания. Человек, ориентирующийся на высокие нравственные ценности, но не овладевший элементарной техникой О., не владеет высокой К. о. Манипулятор, владеющий техникой О., но использующий свои навыки в эгоистических интересах, ориентируется порой на безнравственные цели и ценности и не может быть назван человеком высокой К. о. Ценности О. тесным образом взаимодействуют с антропологическими качествами субъектов О. Антропология О. включает в себя все возможные аспекты, связанные с физиол., психол., моральными особенностями человека. Она изучает человека как биосоциальное существо, в первую очередь те его качества, к-рые существенны для процесса О. Такие природные характеристики субъектов О., как пол, возраст, национальность, психич. конституция, темперамент, состояние здоровья, внеш. вид влияют на многие стороны процесса О. и, в частности, на его мотивацию и стиль. Нравственные характеристики личности, специфика ее нравственной индивидуальности, наряду с общими ценностями и стилем О. определяют саму К. о. Среди нравственно-психол. качеств субъектов О. для К. о. особо важны: дружелюбие, способность к эмпатии, альтруистичность, благородство, внимательность, чуткость, любезность, доброжелательность, тактичность, великодушие и т. д. К. о., ориентированная на гуманистические ценности, включает в себя способность выбора тактичных, корректных форм обращения. Дисгармония в К. о. ведет к потенциальной возможности возникновения конфликтных ситуаций, разрушающих О. Лит.: Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения: гносеологические и мировоззренческие проблемы. М., 1987; Ильяева И. А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. Воронеж, 1989; Проблемы нравственной культуры общения. Вильнюс, 1986; Сафьянов В. И. Культура общения. М., 1992; Сафьянов В. И. Этика общения. Учеб. пособие. Электронное изд. М., 2002. В. И. Сафьянов
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011