Культура чести
Культура чести
(Culture of honor) – набор общественных норм, основная идея которых заключается в том, что люди (особенно мужчины) должны быть готовы защитить свою честь, при необходимости прибегнув даже к насилию.
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
Культура чести
набор социальных норм и представлений, моделей поведения, согласно которым честь является абсолютной ценностью и должна защищаться при любых обстоятельствах, разными способами, включая насилия.
Основными когнитивными элементами культуры чести являются:
а) представления о чести. Честь понимается как форма самоуважения личности, обращенная в социально-нравственную ценность. Она может расцениваться индивидом как чувство собственного достоинства, благородство, честность, порядочность, доблесть или сознание определенной значимости в обществе. Субъективное чувство чести находит объективное выражение в поведении, соответствующем ожиданиям группы. Это поведение во многом диктуется т.н. «кодексом чести», т.е. устоявшейся системой взглядов, убеждений, ожиданий и принципов, принятых отдельным индивидом в соответствии с его самооценкой, Я-концепцией. Чувство чести – это изначально развитое сознание своей относительной привилегированности в социуме (Круглов, 2004).
Честь, в зависимости от её субъекта, может быть массовой, родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Массовая честь проявляет себя в ситуации неперсонифицированного оскорбления значительной социальной группы, например русских, мусульман, европейцев, когда под угрозу ставится их национальное или религиозное самоуважение и идентичность. Именно таким оскорблением, задевшим честь всех мусульман, была серия карикатур на пророка Мухаммеда в европейской прессе. Индивидуальная честь – это самоуважение каждой отдельной личности;
б) представления о защите чести. Важным аспектом представления чести является то, что она должна быть связана с активным поведением субъекта, т.е. защищаться и охраняться от посягательств извне. Угроза чести – это всегда угроза Я-образу и позитивным представлениям индивида о самом себе. Защита чести от посягательств со стороны других является существенно важной задачей социальной коммуникации. Значимыми для индивида, в данном контексте, являются такие понятия, как «сохранение», «восстановление чести», «отмщение за бесчестье». При этом изменения статуса чести не воспринимаются как критические и необратимые: честь можно «вернуть», «восстановить» собственными действиями. Последние, как правило, связаны с наказанием обидчика, а в некоторых восточных культурах - с самонаказанием. При этом сам процесс восстановления чести может быть как ритуализованным (напр., дуэль, харакири), так и неритуализованным. Известно, что в России дела чести нередко заканчивались спонтанными физическими столкновениями с прямым физическим контактом и применением различного оружия (Рейфман, 2003). Это во многом доказывает гипотезу, согласно которой «культура чести» не является элитарной, свойственной только «высшим» сословиям. В жизни «низших» сословий она также представлена в отчётливой форме. «Культура чести» находит свое отражение, например, в русских народных пословицах, таких, как «честь чести на слово верит», «честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает», «за честь голова гинет». «Честь головою оберегают», «лучше смерть, нежели позор», «смерть лучше бесчестья. Бесчестье хуже (тяжелее) смерти» И т.п.
в) символика чести – это условные знаки и символы, характеризующие и отождествляемые с самоуважением. К типичным символам чести можно отнести: а) физические состояния, т.е. собственную физическую неприкосновенность, охранение границ личного пространства, действия, связанные с Я-образом и воплощающие честь индивида; б) социальные состояния, например, принадлежность к той или иной социальной группе (дворян, воинов, «честных фермеров» и проч.); в) духовные состояния, т.е. особенности мышления, принятие индивидом тех или иных моральных принципов и убеждений. Любая попытка со стороны третьих, малозначимых лиц необоснованно, грубо или дерзко подвергнуть сомнению эти символы будет трактоваться, как посягательство на честь. К типичным символам чести относят «девичью», «мужскую», «офицерскую честь», «честное имя», «честь организации».
Культура чести предписывает и поощряет враждебное поведение в качестве реакции на унижение чести и достоинства индивида. Необходимость «сохранения своего лица» является ключевой в культуре чести и требует проявления гетероагрессии, либо аутоагрессии. Гетероагрессия при этом направлена на обидчика, аутоагрессия - на самого себя. Часто бывает очевидной несопоставимость тяжести агрессии и побудившей её причины. Убийства на дуэлях нередко были следствием малозначительных, со стороны постороннего наблюдателя, инцидентов. Аутоагрессия в «культуре чести» наиболее характерна для Японии с укоренившейся традицией ритуальных самоубийств. До середины 19 в. знатные особы и чиновники в Японии часто совершали харакири, дабы наказать себя за тяжкое преступление, защитить свою честь или честь семьи. Самураи подвергали себя харакири также ради сохранения чести в случае невозможности осуществить кровную месть.
Основными когнитивными элементами культуры чести являются:
а) представления о чести. Честь понимается как форма самоуважения личности, обращенная в социально-нравственную ценность. Она может расцениваться индивидом как чувство собственного достоинства, благородство, честность, порядочность, доблесть или сознание определенной значимости в обществе. Субъективное чувство чести находит объективное выражение в поведении, соответствующем ожиданиям группы. Это поведение во многом диктуется т.н. «кодексом чести», т.е. устоявшейся системой взглядов, убеждений, ожиданий и принципов, принятых отдельным индивидом в соответствии с его самооценкой, Я-концепцией. Чувство чести – это изначально развитое сознание своей относительной привилегированности в социуме (Круглов, 2004).
Честь, в зависимости от её субъекта, может быть массовой, родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Массовая честь проявляет себя в ситуации неперсонифицированного оскорбления значительной социальной группы, например русских, мусульман, европейцев, когда под угрозу ставится их национальное или религиозное самоуважение и идентичность. Именно таким оскорблением, задевшим честь всех мусульман, была серия карикатур на пророка Мухаммеда в европейской прессе. Индивидуальная честь – это самоуважение каждой отдельной личности;
б) представления о защите чести. Важным аспектом представления чести является то, что она должна быть связана с активным поведением субъекта, т.е. защищаться и охраняться от посягательств извне. Угроза чести – это всегда угроза Я-образу и позитивным представлениям индивида о самом себе. Защита чести от посягательств со стороны других является существенно важной задачей социальной коммуникации. Значимыми для индивида, в данном контексте, являются такие понятия, как «сохранение», «восстановление чести», «отмщение за бесчестье». При этом изменения статуса чести не воспринимаются как критические и необратимые: честь можно «вернуть», «восстановить» собственными действиями. Последние, как правило, связаны с наказанием обидчика, а в некоторых восточных культурах - с самонаказанием. При этом сам процесс восстановления чести может быть как ритуализованным (напр., дуэль, харакири), так и неритуализованным. Известно, что в России дела чести нередко заканчивались спонтанными физическими столкновениями с прямым физическим контактом и применением различного оружия (Рейфман, 2003). Это во многом доказывает гипотезу, согласно которой «культура чести» не является элитарной, свойственной только «высшим» сословиям. В жизни «низших» сословий она также представлена в отчётливой форме. «Культура чести» находит свое отражение, например, в русских народных пословицах, таких, как «честь чести на слово верит», «честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает», «за честь голова гинет». «Честь головою оберегают», «лучше смерть, нежели позор», «смерть лучше бесчестья. Бесчестье хуже (тяжелее) смерти» И т.п.
в) символика чести – это условные знаки и символы, характеризующие и отождествляемые с самоуважением. К типичным символам чести можно отнести: а) физические состояния, т.е. собственную физическую неприкосновенность, охранение границ личного пространства, действия, связанные с Я-образом и воплощающие честь индивида; б) социальные состояния, например, принадлежность к той или иной социальной группе (дворян, воинов, «честных фермеров» и проч.); в) духовные состояния, т.е. особенности мышления, принятие индивидом тех или иных моральных принципов и убеждений. Любая попытка со стороны третьих, малозначимых лиц необоснованно, грубо или дерзко подвергнуть сомнению эти символы будет трактоваться, как посягательство на честь. К типичным символам чести относят «девичью», «мужскую», «офицерскую честь», «честное имя», «честь организации».
Культура чести предписывает и поощряет враждебное поведение в качестве реакции на унижение чести и достоинства индивида. Необходимость «сохранения своего лица» является ключевой в культуре чести и требует проявления гетероагрессии, либо аутоагрессии. Гетероагрессия при этом направлена на обидчика, аутоагрессия - на самого себя. Часто бывает очевидной несопоставимость тяжести агрессии и побудившей её причины. Убийства на дуэлях нередко были следствием малозначительных, со стороны постороннего наблюдателя, инцидентов. Аутоагрессия в «культуре чести» наиболее характерна для Японии с укоренившейся традицией ритуальных самоубийств. До середины 19 в. знатные особы и чиновники в Японии часто совершали харакири, дабы наказать себя за тяжкое преступление, защитить свою честь или честь семьи. Самураи подвергали себя харакири также ради сохранения чести в случае невозможности осуществить кровную месть.
Источник: Словарь терминов агрессии и насилия