англ. doll) - детская игрушка в виде фигурки человека или животного. Маленькие дети воспринимают К. анимистически (как живое существо). Можно предположить, что наиболее древние детские К. символизировали самих детей и использовались для воспитания у девочек материнских чувств и умений. На это указывает, напр., тот факт, что в латыни одно и то же слово означало и девочку и К. - pupa. См. Анимизм детский. (Б. М.)
КУКЛА
КУКЛА
иконический знак человека или животного (из дерева, глины, стеблей, трав и др.), изобретенный для обрядов. К. занимает пространство детской игровой деятельности и наделяется антропоморфными свойствами. К. – действующий персонаж театра кукол. К. – символический знак и антропоморфный субъект в куклотерапии. В народной педагогике К. – двойник ребенка, на ней повторяются те действия, какие производят с ребенком (кормят, лечат, купают). К. – атрибут формирования игры и воображения.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
КУКЛА
ЛЯЛЬКА / DOLL– детская игрушка в виде фигурки человека или животного. Маленькие дети воспринимают К. анимистически (как живое существо). Можно предположить, что наиболее древние детские К. символизировали самих детей и использовались для воспитания у девочек материнских чувств и умений. На это указывает, например, тот факт, что в латыни одно и то же слово означало и девочку, и К.– pupa. К. в зависимости от функции бывают игровыми, обережными, обрядовыми и др. К. может становиться переходным объектом в психотерапии и психологической коррекции, благодаря чему активно применяется в игровой терапии (см. Игровая терапия), в куклотерапии– методе мультимодальной арт-терапии (см. Арт-терапия) и других подходах. Разнообразие типов К. (фигурка, марионетка, пальчиковая, перчаточная, тростевая и ростовая К., традиционная кукла-мотанка и др.) и способов действий с ними привносит большое число возможностей для достижения терапевтических эффектов. Специалист может включать К. в организованную и спонтанную драматизацию, рассказывание историй, режиссерскую игру, ритуализацию и пр. Изготовление авторских К. актуализирует внутриличностные качества и характеристики, выводит их на уровень осознания и позволяет интегрировать, принять их, органично «разместить» в пространстве внутреннего мира и присвоить их ресурсные аспекты. «Во время изготовления куклы возникает диалог с ней, и это взаимодействие является проекцией диалога между частями личности автора». Включение К. в психологическую практику помогает решать задачи психокоррекции, психотерапии, развития навыков и профессионально-важных личностных качеств, работать с образом «Я» и самоотношением, взаимоотношениями и др. Е. А. Бакланова