Кудрявцев Товий Васильевич
Соч.:Психология технического мышления. М., 1975; Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1985; Психологические основы профессионально-технического обучения (в соавт.). М., 1988.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Биография. В 1952 г. окончил отделение логики и психологии филологического факультета МГУ. В течение двух лет работал учителем в школе. Затем учился в аспирантуре НИИ психологии АПН РСФСР. В 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию, работал в этом институте до 1974 г. в качестве научного сотрудника, затем - заведующего лабораторией трудового обучения. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию по проблемам психологии технического мышления. С 1974 г. работал в НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где возглавлял отдел теории и методики обучения. С 1979 г. вновь работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР в качестве заведующего лабораторией профессионального обучения.
Исследования. Специалист в области технического мышления, технического творчества, проблемного обучения. Разрабатывал теорию профессионального становления личности.
Сочинения. Психология технического мышления. 1975
(1928-1987) — российский психолог, специалист в области психологии обучения, мышления, труда и профессионального становления личности. Д-р психологических наук (1972), профессор (1983). Образование получил в Калининском пединституте (1946—1947), Казахском государственном ун-те (Алма-Ата, 1947—1948), на отделении логики и психологии филологического фак-та МГУ (1948—1952). Профессиональную деятельность начал в качестве учителя психологии, логики, русского языка и литературы в средних школах г. Калинина (ныне — Тверь) и Ташкента (1952-1953). В 1953 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, где в 1956 г. защитил канд. дис. на тему: Процесс переключения от одной умственной операции к другой в учебной работе младших школьников. Дальнейшая профессиональная судьба К. вплоть до 1974 г. была связана с Институтом психологии АПН РСФСР, где он работал в лаборатории психологии обучения, а затем зав. лабораторией психологии политехнического и трудового обучения. Исследования этого периода привели К. к созданию на стыке психологии обучения, мышления и труда нового исследовательского направления — психологии технического мышления (1960-е — начало 1970-х гг.). Раскрывая природу и структуру технического мышления как теоретико-практического и одновременно понятийно-образного, он анализирует содержание конструктивно-технических задач, особенности процесса их решения (в том числе с использованием средств наглядности), эксплицирует оперативный характер этого вида интеллектуальной деятельности. На этой базе была разработана система методик изучения и развития технического мышления учащихся общеобразовательной школы, ПТУ и др., включая многофункциональный конструктор Комплексное учебное пособие по машинной технике. В 1972 г. К. защищает докт. дис: Психология технического мышления и в 1973 г. переходит в НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где заведует отделом теории и методики обучения. По совместительству преподает в ряде московских вузов. Исследования этого периода были обобщены в монографии Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач, М., (1975). Поиски рациональных средств формирования способов решения конструктивно-технических задач вылились в создание концепции проблемного обучения, одним из зачинателей которого был К. Проблемное обучение понималось им как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемно-творческих задач разного уровня сложности. В процессе решения подобных задач учащимися в их совместной деятельности с педагогом и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и обобщенными способами их приобретения, а через это совершается их умственное (и шире — психическое) развитие. Наряду с этим К., его сотрудниками и последователями было проанализировано содержание основных понятий теории проблемного обучения: проблемная ситуация и способы ее разрешения, учебно-проблемная задача, проблема, проблемный вопрос. Была предложена типология проблемных ситуаций, выделены уровни проблемности в обучении, построена обобщенно-алгоритмическая технология управления познавательной деятельностью, а также критерии диагностики умственного развития учащихся в его условиях. В 70-е гг. аналогичная проблематика разрабатывается им в русле темы развития активности личности студента в процессе профессионального становления. Значительным было участие К. и в практическом реформировании высшего образования, в том числе — в направлении его психологизации (был разработан один из первых психологических курсов для технических вузов и др.). В 1979 г. К. возвращается в НИИ ОиПП, где до 1987 г. возглавляет вновь организованную лабораторию психологии профессионального обучения. В этот период разрабатывается концепция профессионального становления личности внутри учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Не ослабевает интерес К. и к проблемам развития профессионального мышления и творчества, которое он считал основой профессионального становления личности. К. также автор книг: Развитие технического мышления учащихся, 1964, в со-авт.; Психология профессионального обучения и воспитания, 1985. В. Т. Кудрявцев
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005