/от фарси kuchak – подросток, малыш/ (rakkas; от турец. raks – танец), в Турции и других странах Османской империи феминизированный мальчик или юноша-исполнитель эротических танцев. См. также Бача; Хавал.
Впервые появились при дворах и гаремах султанов в XVII в. Основную массу К. составляли представители колонизированных турками этнических групп: албанцев, балканских славян, армян, греков, евреев и др. Начинали обучение с семи-восьми лет. Карьера продолжалась до появления бороды, после чего К. могли организовать собственную танцевальную труппу (kol). Успешно выступали на базарах, в кофейнях и других общественных местах. К. обильно использовали косметику, завивали волосы, носили маленькие бархатные шапочки, украшенные золотыми монетами и разноцветными камешками. За отдельную плату К. предоставляли сексуальные услуги в качестве пассивных партнеров. После 25 лет К. имели право жениться и удалиться от дел.
Среди К. были свои звезды, такие как цыган Исмаил, цыган Бенли Али из Диметоки (теперешняя Греция); хорват Буюк Афет (Большой или Старший); армянин Кусук Афет (Младший); грек Пандели с острова Хирос и др. Насладиться их искуством приезжали богатые и знатные иностранцы. Д. Байрон посвятил К. несколько строф своей анонимной поэмы «Дон Леон»:
I sought the brothel, where, in maiden guise,
The black-eyed boy his trade unblushing plies;
Where in lewd dance he acts the scenic show –
His supple haunches wriggling to and fro…
All this I saw – but saw it not alone –
A friend was with me…
Подстрочный перевод:
Я искал бордель, где в облике девы,
Черноглазый мальчик устраивал бесстыдные плие;
Где в непристойном танце он показывал со сцены
Свои податливые бедра, извивающиеся туда и сюда…
Все это видел я – но видел не один –
Друг был со мной…
Спутник Д. Байрона Д. Хобхауз в своем дневнике описал это приключение, случившееся 19 мая 1810, в явно в карикатурном виде: «Мы с Байроном посетили питейное заведение в Галате. Взяли трубки и наблюдали двух старых, уродливых мальчиков, которые встряхивали длинными волосами и утирали пот со лба. Потом они разложили циновку и исполнили танец александрийских женщин: стали на колени, накрылись платком и стали целоваться. Я спросил присутствовавшего с нами господина Адейра, который бывал в Англии и немного говорит по-английски: Что было бы с этими мальчиками в Англии? Их повесили бы? Он ответил: О, да, несомненно! Мы заплатили за это скотское зрелище пятьдесят пять пиастров: пять каждому мальчику и по пять всем музыкантам и исполнителям, это не дорого, как я понимаю».
Пик популярности К. пришелся на конец XVIII – начало XIX в. в. Музыку и стихи для них сочиняли композитор Хаммами-заде Исмаил Деде Эфенди, поэт Фазиль бин Тахир Эндеруни и др. Владельцы стамбульских ресторанчиков и харчевен специально нанимали К. для привлечения клиентов. К. ценились намного выше, чем девушки-танцовщицы. Часто среди посетителей возникали кровавые разборки за право обладать тем или иным К. Скандалы с участием К. наносили моральный вред репутации Турции на международной арене. В 1856 султан Абдул Меджид I официально запретил выступления К. Многие из них перебрались в Египет и страны Ближнего Востока, другие ушли в подполье.
При султанах Абдул Азизе (1861–1876) и Абдул Гамиде II (1876–1908) традиции К. окончательно утратили свою массовость. Их постепенно вытеснили другие типы исполнителей: т.н. tavşan oğlan (мальчики-кролики) и sakis – виночерпии в питейных заведениях. Однако, они значительно уступали К. по своей профессиональной и музыкальной подготовке. В настоящее время К. превратились в элемент масс-культа, используемый, главным образом, в сфере туристического бизнеса.