Кросс-культурное исследование Кросс-культурные сравнения

Кросс-культурное консультирование

Найдено 1 определение:

Кросс-культурное консультирование

cross-cultural counseling) Систематическое изучение культуры и консультирования - феномен XX в. Первонач. фокус интереса в изучении культур и психич. здоровья находился в областях психоан. и антропологии. Со временем центр интереса переместился от антропологического исслед. отдаленных культур к изучению многообразия культур в совр. плюралистических и смешанных об-вах. При рассмотрении консультирования и терапии в их кросс-культурном контексте становятся очевидными неск. моментов: а) консультирование и терапия быстро расширились до сложной соц. индустрии, охватывающей весь мир; б) консультирование и терапия яв-ся двумя из множества альтернатив вмешательства для воздействия на психич. здоровье; в) консультирование и терапия как предпочитаемые альтернативы осн. на предположениях, свойственных небольшой части населения мира; г) приемлемые с кросс-культурной т. зр. приложения консультирования и терапии неизбежно зависят от соц. контекста. Вол описывает семь различных операциональных контекстов для кросс-культурной терапии. Во-первых, представители одной культуры изучают терапевтические методы др. культуры. Этот наиболее очевидный пример подчеркивает антропологический или исследовательский интерес, включающий изучение культуроспецифичных расстройств, традиционных целителей, народных лечебных процедур и тем психол. антропологии. Вторая категория включает проблемы, связанные с культурно обособленными "меньшинствами" внутри более широкого культурного контекста, - понятие, охватывающее особые популяции, выделяемые по возрасту, образу жизни, половой роли и социоэкономическому статусу, а тж этнические и национальные группы. Культурно дифференцированные группы имеют особые и уникальные потребности. Чрезмерное подчеркивание этих демографических переменных приводит к культурным стереотипам, тогда как их недооценка ведет к культурной нечувствительности. Третья категория включает терапевтов, работающих с клиентами из разных культур и применяющих культуроспецифичные подходы. Примером данной категории м. б. работа с иммигрантами, иностранными студентами или временно проживающими в стране либо с врачами-иностранцами, приезжающие практиковать в США. К четвертой категории относятся терапевты, использующие при проведении исслед. или предоставлении услуг свои "домашние" методы терапии в странах с иной культурой. В пятую категорию входит поиск системы терапии, не зависящей от конкретного лица или лиц, осуществляющих ее перенос. Базовой предпосылкой кросс-культурной терапии яв-ся то, что конкретную систему идей и теорий можно приспособить ко мн. об-вам с различной культурой. Шестая категория м. б. проиллюстрирована ситуацией, в к-рой терапевт из одной культуры и клиент из др. работают в контексте третьей культуры. Седьмая категория Вола имеет место, когда представители одной культуры в течение длительного времени прожили в условиях др. культуры, заимствуя элементы обеих культур - ист. родины и страны проживания. Как следствие, развивается "третья культура", чтобы удовлетворять особые потребности "бикультуральных" лиц. Плюралистическая терапия признает культурно обусловленные убеждения, ценности и модели поведения клиента; она чувствительна к культурной среде и к сети взаимодействующих влияний. Эффективно работающие с клиентами из др. культур консультанты сознают свои собственные ценности и предположения в сравнении с альтернативными предположениями и трансформируют эти ценности и предположения в действие. Кроме того, такие консультанты осознают общие, родовые характеристики консультирования и все др. контекстуальные переменные, к-рые влияют на процесс консультирования; они понимают соц.-политические силы, влияющие на аттитюды культурных меньшинств или др. притесняемых групп; они способны разделить взгляды клиента на мир, не отрицая их легитимности и не оказывая культурного давления на мировоззрение клиента; они подлинно эклектичны в своем стиле консультирования, формируя многообразие приемов из широкого диапазона теорет. ориентации. В положениях гос. политики явно признается важность культурной среды клиентов, прибегающих к услугам служб психич. здоровья. Национальный ин-т психич. здоровья (The National Institute of Mental Health), Американская психол. ассоц. (The American Psychological Association), Совет представителей Американской психол. ассоц. (The American Psychological Association Council of Representatives), Особая комиссия Американской психиатрической ассоц. по вопросам этноцентризма в деятельности психиатров (The American Psychiatric Association"s Task Force on Ethnocentricity among Psychiatrists) и Президентская комиссия по психич. здоровью (The President"s Commission on Mental Health) подчеркнули этическую ответственность консультантов и терапевтов за понимание культурных ценностей своих клиентов и общественную ответственность профессиональных орг-ций в удовлетворении культурно обусловленных нужд в области психич. здоровья в плюралистическом об-ве. В 1970-х гг. стало очевидно, что службы психич. здоровья использовались в недостаточной степени группами меньшинств и что поведение, описываемое как патологическое в культуре меньшинства - индивидуалистичная ассертивность, например, - может рассматриваться как адаптивное для клиента, принадлежащего к доминирующей культуре. Не все исслед. поддерживают установку на то, что клиент и консультант должны быть из одной и той же культуры. Установка на стиль консультирования представляется более важной, чем акцент на расовом соответствии черных и белых клиентов, американцев азиатского происхождения и более низкого соц. класса по сравнению с представителями среднего класса. Афро-американские консультанты практикуют стиль консультирования с более активной экспрессией и менее выраженной поддержкой, чем белые консультанты. Представляется, что в построении раппорта такие переменные, как более активный стиль интервенций в целях позитивного изменения в процессе консультирования, яв-ся более важными, чем расовое сходство. Неразумно предполагать, что принадлежность к одной конкретной этнической или культурной группе, классу или культуре должна направлять клиента к конкретному расовому типу терапевта, даже если такой подбор осуществляется как "культурно сенситивное" вмешательство. Практикующие кросс-культурные специалисты потерпели неудачу при попытке создать обоснованную, опирающуюся на эмпирические данные теорию по неск. причинам. Во-первых, акцент был сделан на отклоняющемся от нормы, а не на нормальном поведении в разных культурах. Во-вторых, только в 1970-х гг. было найдено общекультурное ядро для большинства серьезных категорий психич. нарушений, таких как шизофрения и аффективные психозы, вследствие чего они стали распознаваемыми по унифицированным симптомам в различных культурах, хотя здесь и сохраняются огромные культурные различия. В-третьих, сложность проведения сравнительных исслед. терапии в разных культурах такова, что пока эти исслед. еще не вышли за рамки предварительных. В-четвертых, этим исслед. недостает прикл. характера, связанного с практ. интересом к программам развития, орг-ции доставки услуг и методам лечения. В-пятых, имело место недостаточное междисциплинарное сотрудничество между психологией, психиатрией и антропологией, каждая из к-рых рассматривала культуру и психич. здоровье со своей т. зр. В-шестых, в исслед. акцент был сделан на симптоме как осн. переменной, тогда как взаимодействие клиента/пациента, специалиста, учреждения и сообщества фактически игнорировалось. Культурные различия создают барьеры для понимания именно в этих областях взаимодействия, наиболее важного для исхода терапии, вследствие расхождений между консультантом и клиентом, различий опыта, убеждений, ценностей, ожиданий и целей. В будущем необходимо продвижение вперед в четырех областях: а) создание концептуальных и теорет. подходов, выходящих за рамки неопределенных и незавершенных теорет. альтернатив, существующих на данный момент; б) сосредоточение усилий исследователей на обнаружении тех главных переменных, к-рые объяснят происшедшее, позволят понять то, что происходит, и, возможно, предсказать то, что будет происходить при миграции людей и идей из одной культуры в др.; в) разраб. критериев оценки теорет. и практ. обучения специалистов, подготавливаемых для работы в разных культурах и для адекватного разрешения проблем плюралистического об-ва; г) коренное изменение способов предоставления услуг, осн. на новой теории, исслед. и обучении, с тем чтобы услуги в сфере психич. здоровья справедливо и надлежащим образом предоставлялись всем членам плюралистического об-ва. См. также Аккультурация, Культурные различия, Этнические группы П. Б. Педерсен
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Теоретические и методологические основы кросс-культурных исследований

Гусева Наталья Игоревна
Рассмотрены теоретические и методологические основы кросс-культурных исследований. Исследована проблема формирования «культурного профиля». Выявлено влияние национальной культуры на формирование «культурного профиля» менеджера. Проанализированы наиболее значимые концепции формирования теоретических и методологических основ проведения кросс-культурных исследований. Подробно рассмотрен метод кросс-культурной психологии. Выявлена степень готовности населения допустить неопределенность в различных сферах общественной жизни.
Скачать PDF

Командообразование в кросс-культурной психологии

Гарбер Илья Евгеньевич
В статье рассмотрены организационные аспекты формирования международных команд исследователей кросс-культурной психологии в Интернете. Для работы с ключевыми словами предложен метод, включающий элементы ассоциативного теста и обратного перевода, структурного подхода Ж.-К. Абрика и методологического инструментария П. Верже.
Скачать PDF

О взаимосвязи обучения и развития в свете кросс-культурных исследований

Киселева М. И., Нечаев Н. Н.
В статье рассматривается проблема взаимосвязи обучения и развития в свете кросс-культурных исследований. Особое внимание уделяется обоснованию изменения закономерностей процесса развития в зависимости от конкретных форм организации и условий совместной деятельности, частной формой которой является обучение. Проводится сравнительный анализ критериев различных концепций периодизации развития.
Скачать PDF

Кросс-культурные особенности уверенности студентов из Китая и Эквадора

Бойко З.В.
Статья посвящена анализу результатов кросс-культурного исследования уверенности студентов. В статье рассматриваются этнопсихологические особенности структуры уверенности в рамках системно-функционального подхода.
Скачать PDF

Современные средства диагностики интеллектуального потенциала: кросс-культурная адаптация зарубежных

Корнилов Сергей Александрович, Смирнов Сергей Дмитриевич, Григоренко Елена Леонидовна
В статье обсуждаются современные проблемы и подходы к разработке методического инструментария в области психологии образования и психологии способностей. Излагаются результаты адаптации двух зарубежных методических комплексов, основанных на теории успешного интеллекта Р. Стернберга и предназначенных для оценки уровня развития различных видов способностей у школьников и студентов. Показана перспективность кросс-культурной адаптации современных зарубежных диагностических комплексов.
Скачать PDF

Методы исследования кросс-культурной адаптации (зарубежный опыт)

Смолина Татьяна Леонидовна
Представлен обзор методов исследования кросс-культурной адаптации в российской и зарубежной этнической и кросс-культурной психологии. Раскрывается содержание понятия «кросс-культурная адаптация», используемого для обозначения опыта приспособления к другой культурной среде. Анализируются зарубежные методики, применяемые для изучения опыта кросс-культурного перемещения временных переселенцев и мигрантов.
Скачать PDF

Проблема кросс-культурной адаптации иностранных слушателей, обучающихся в вузах силовых ведомств Рос

Давыдова Наталья Васильевна, Остапенко Елена Эдуардовна
Рассмотрена проблема кросс-культурной адаптации иностранных слушателей в вузах силовых ведомств России. На примере иностранных военнослужащих показана ограниченность существующих концепций кросс-культурной адаптации и актуальность их корректировки с учетом особенностей обучения в вузах силовых ведомств
Скачать PDF

Кросс-культурные особенности агрессивного поведения

Гуриева Светлана Дзахотовна, Ван Шо
В работе представлен теоретический анализ научной литературы, касающейся вопросов изучения понимания агрессии, агрессивного поведения, раскрыт механизм формирования агрессивного поведения через такие феномены, как агрессия, вражда, соперничество, неприятие, конкуренция и т. д., показано влияние социально-психологических факторов возникновения агрессии. Материал систематизирован и наглядно представлен в виде содержательной таблицы. В работе приводятся также результаты эмпирического исследования, посвященного кросскультурным различиям понимания агрессии, агрессивного поведения в двух группах респондентов, различающихся национальной, культурной и конфессиональной принадлежностью.
Скачать PDF

Кросс-культурное сравнение отношения к безопасности, оценки риска и рискованного поведения на дорога

Гранская Юлиана Викторовна, Клемпе Роар, Рандмо Торборн
В статье представлено сравнительное кросс-культурное исследование отношения к безопасности, оценки риска и рискованного поведения на дорогах в России и Норвегии. В исследовании приняли участие 299 российских и 247 норвежских водителей. Результаты показали значимые различия в отношении к безопасности, оценке риска и рискованном поведении на дорогах между водителями из России и Норвегии. Основным фактором, определяющим поведение водителей в обеих странах, стало отношение водителей к вопросам безопасности. В работе обоснована необходимость проведения профилактических программ, основанных на результатах исследования с учетом зарубежного опыта. Статья может быть полезна широкому кругу специалистов, занимающихся безопасностью дорожного движения.
Скачать PDF

Транскоммуникативная парадигма в кросс-культурном исследовании

Кабрин Валерий Иванович
Результаты кросс-культурных исследований коренным образом меняют отношение к традиционным психологическим парадигмам (гипотеза Сепира Уорфа, различение emicи etic-исследований, фундаментальная проблема несоизмеримости). Транскоммуникативная парадигма позволяет трансформировать обстоятельства несоизмеримости в транскоммуникативную модель эквивалентности и тем самым принципиально расширить круг сравнимости в кросс-культурных исследованиях. Этот факт анализируется на примере исследования математической креативности.
Скачать PDF

Феномен привлекательности: кросс-культурный аспект

Комаров Олег Олегович, Шалаева Наталия Юрьевна
В статье приводятся результаты кросс-культурного исследования социально-психологических представлений о красоте и привлекательности человека. Авторы выделяют содержание составляющих компонентов привлекательности для различных национальных групп. В статье описана авторская анкета, разработанная для проведения представленного исследования. Также авторами поднимается проблема наличия в современном обществе процесса дискриминации на основании внешности (лукизм), приводятся мнения респондентов различных национальных групп о данном явлении.
Скачать PDF

Интернациональные учебные группы в вузах силовых ведомств России: кросс-культурный аспект

Давыдова Наталья Васильевна, Остапенко Елена Эдуардовна
Изложен авторский взгляд на формирование интернациональных учебных групп в вузах силовых ведомств с учетом достижения кросс-культурной адаптации обучающихся
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!