Кросс-культурная психологическая оценка это что такое Кросс-культурная психологическая оценка: определение — Психология.НЭС
Кросс-культуральный метод Кросс-культурная психология

Кросс-культурная психологическая оценка

Найдено 1 определение:

Кросс-культурная психологическая оценка

cross-cultural psychological assessment) Психол. оценка (П. о.) опирается на систематическое соотнесение со специфическими поведенческими или физ. переменными. Поведенческие переменные можно подразделить на умения и ожидания. Так, умение взбираться на кокосовые пальмы за пищей или водить автомобиль могло бы оказаться необходимым в одной культуре и нерелевантным в др. Физ. данные в целом обладают большей кросс-культурной достоверностью. Значимость их, напр. веса, к-рый способен поднять индивидуум, осн. на рез-тах конкретного анализа умений и ожиданий, присущих той или иной культуре. Согласно Дэвиду Векслеру, "интеллект, при его операциональном определении, есть не что иное, как совокупная или общая способность индивидуума целесообразно действовать, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать со своим окружением". В принятии решения о кросс-культурной пригодности интеллектуальных тестов необходим анализ релевантности их пунктов или заданий. Предположим, чел. предлагается ответить на следующий вопрос: "Почему необходима свобода прессы в об-ве?" В одной культуре этот вопрос мог бы породить разнообразные мысли в отношении ценности получения информ., к-рая не подвергается цензуре. В др. культуре понятие свободы прессы может оказаться лишенным смысла. Вербальные вопросы характеризуются ограниченной кросс-культурной пригодностью. И все же оценка словарного запаса и беглости речи может предоставлять ценную информ. о речевой продуктивности и, следовательно, об интеллекте. В тестировании интеллекта задания на время выполнения, такие как складывание абстрактного рисунка из кубиков, принято считать свободными от культурных ограничений. Однако при оценке интеллекта детей австралийских аборигенов обнаружилось, что в ситуации выполнения заданий на время такие дети нередко проявляли гораздо больший интерес к тому, чтобы "попробовать на зуб" секундомер экспериментатора, чем к конструированию из кубиков абстрактных рисунков. Недостаток знакомства с типом задания и объектами, необходимыми для его выполнения, может оказаться камнем преткновения при кросс-культурной оценке интеллекта. Для внутрикультурной оценки интеллекта должны разраб. задания, ориентированные на решение проблем, относящихся к данной культуре. Степень оправданности применения таких заданий в конкретных культурах ограничивает их кросс-культурную пригодность. Данные о регулярно отмечающихся различиях этнических групп по показателям тестов академических достижений послужили причиной к введению корректировок в процедуру принятия решений, таких как использование критических показателей. Так, в основу выбора критического показателя для конкретного чел. могла бы быть положена его принадлежность к определенной расово-этнической группе. Сторонники использования критических показателей утверждают, что это дает возможность принимать более справедливые в культурном и этническом отношении решения. Противники подчеркивают, что установка различных критических показателей отвечает скорее политическим, нежели образовательным интересам, и что в рез-те подобного рода маневров образовательные инструменты будут терять свою прогностическую валидность. Оценка эмоционального состояния и функционирования в кросс-культурном контексте была разраб. в рамках Междунар. классиф. болезней (МКБ-9, International Classification of Diseases-9), с последующим уточнением в Междунар. классиф. болезней (International Classification of Diseases). Тем самым были достигнуты нек-рые успехи в операциональном определении и описании патологических эмоциональных состояний у представителей различных культур. Врачи часто наблюдают присутствие характерных паттернов симптомов у представителей разных культурных групп. Понимание значения намерения индийской вдовы броситься в погребальный костер ее умершего мужа требует от диагноста понимания не только религиозного, но и соц. и экономического контекста такого поведения. Такое суицидальное намерение может рассматриваться в одном об-ве как абсолютно иррациональное; однако в глазах др. об-ва это м. б. вполне оправданным поступком. П. о. соц. функционирование может осуществляться путем интервьюирования оцениваемых лиц и др. людей, связанных с ними соц. отношениями, проведения объективных и проективных личностных тестов, а тж путем наблюдения за поведением таких лиц в естественных или искусственно создаваемых ситуациях. Для оценки соц. и эмоционального функционирования часто пользуются переводами объективных личностных тестов на языки соотв. культур. Трудности, сопряженные с переводом на др. язык, в равной степени распространяются и на объективные психол. тесты. Др. трудности связаны с их форматом принудительного выбора. Еще одной проблемой является адекватность используемых норм. Надлежащая оценка кросс-культурной валидности объективных личностных тестов требует обращения, по крайней мере к пяти важным измерениям: а) семантическому, б) техническому, в) содержанию, г) критерию; д) концептуальной эквивалентности. Даже хорошо обоснованное и проверенное в различных культурах утверждение о том, что чел. склонен не доверять др., должно истолковываться в контексте того культурного и микрокультурного окружения, в к-ром функционирует чел. По-видимому, нек-рые проективные тесты подают надежду на их кросс-культурную применимость. Однако корреляция рез-тов проективной оценки с измерениями открытого соц. поведения была давно признана недостаточной. Непосредственное наблюдение за поведением в естественных и искусственных ситуациях обнаруживает свое превосходство в отношении учета кросс-культурной специфичности и чувствительности. Однако оно требует от оценивающего больших временных затрат и вызывает трудности в правильном понимании смысла действий наблюдаемого лица. Согласно гипотезе конвергенции, об-ва неизбежно начинают приобретать сходство, поскольку они имеют тенденцию к индустриализации. См. также Кросс-культурная психология (нет переведенной статьи), Культурный детерминизм, Культурные различия, Этноцентризм, Перцептивные искажения Дж. У. Кофф
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Кросс-культурная психологическая оценка — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Кросс-культурное сравнение отношения к безопасности, оценки риска и рискованного поведения на дорога

Гранская Юлиана Викторовна, Клемпе Роар, Рандмо Торборн
В статье представлено сравнительное кросс-культурное исследование отношения к безопасности, оценки риска и рискованного поведения на дорогах в России и Норвегии. В исследовании приняли участие 299 российских и 247 норвежских водителей. Результаты показали значимые различия в отношении к безопасности, оценке риска и рискованном поведении на дорогах между водителями из России и Норвегии. Основным фактором, определяющим поведение водителей в обеих странах, стало отношение водителей к вопросам безопасности. В работе обоснована необходимость проведения профилактических программ, основанных на результатах исследования с учетом зарубежного опыта. Статья может быть полезна широкому кругу специалистов, занимающихся безопасностью дорожного движения.
Скачать PDF

Методика оценки социально-психологической совместимости культурных характеристик субъектов организац

Смирнова А.Ю.
Данная статья посвящена описанию новой разработанной автором методики оценки социально-психологической совместимости культурных характеристик субъектов организационного взаимодействия, обзору теоретических работ, предопределивших целесообразность и являющихся теоретико-методологическим базисом ее создания, этапов и результатов ее валидизации и апробации
Скачать PDF

Кросс-культурный подход к исследованию психологических механизмов саморегуляции в ситуации межкульту

Банщикова Т.Н.
Статья посвящена обоснованию кросс-культурного подхода к исследованию психологических механизмов саморегуляции личности в ситуации межкультурного взаимодействия.
Скачать PDF

Индивидуальные ценности и социально-психологический капитал: кросс-культурный анализ

Татарко А.Н.
Проанализирована феноменология социально-психологического капитала, рассматриваемого в качестве ресурса психологических отношений, на основе которого формируется социальный капитал. Проведен кросс-культурный анализ влияния ценностных ориентаций на социально-психологический капитал. На примере представителей трех этнических групп (русские, n = 103; чеченцы, n = 100; ингуши, n = 109) показано, что, хотя влияние индивидуальных ценностей на социально-психологический капитал подчинено ясной логике, оно может иметь культурную специфику. Ценности Выхода за пределы собственного Я (Благожелательность, Универсализм) оказывают позитивное влияние на социально-психологический капитал поликультурного общества, а ценности Самоутверждения — негативное. Ценности Открытости изменениям позитивно влияют на гражданскую идентичность, но отрицательно на воспринимаемый социальный капитал. Ценности Сохранения позитивно влияют на гражданскую (российскую) идентичность у представителей этнической группы ингушей.
Скачать PDF

Семантическая оценка нарушения психологической безопасности: культурные детерминанты

Кыштымова Ирина Михайловна, Басов Дмитрий Александрович
Представлены результаты исследования семантики восприятия студентами ситуации нарушения психологической безопасности. В процессе исследования его участники с помощью метода семантического дифференциала оценивали участников ситуации мошенничества. Причем в первом случае действие представлено как происходящее в Нью-Йорке, во втором в России. Результаты исследования показали, что семантическая оценка ситуации нарушения психологической безопасности, связанная с манипуляцией сознанием жертвы, детерминирована факторами 1) идентификации себя с одним из участников ситуации манипулятором или его жертвой, 2) национально-культурной идентификацией персонажа. Показана большая критичность студентов к жертве обмана, когда он является русским, нежели к американской жертве. Выявлена тенденция к идентификации себя с жертвой на осознаваемом уровне, с манипулятором при неосознанной оценке.
Скачать PDF

Теоретические и методологические основы кросс-культурных исследований

Гусева Наталья Игоревна
Рассмотрены теоретические и методологические основы кросс-культурных исследований. Исследована проблема формирования «культурного профиля». Выявлено влияние национальной культуры на формирование «культурного профиля» менеджера. Проанализированы наиболее значимые концепции формирования теоретических и методологических основ проведения кросс-культурных исследований. Подробно рассмотрен метод кросс-культурной психологии. Выявлена степень готовности населения допустить неопределенность в различных сферах общественной жизни.
Скачать PDF

Командообразование в кросс-культурной психологии

Гарбер Илья Евгеньевич
В статье рассмотрены организационные аспекты формирования международных команд исследователей кросс-культурной психологии в Интернете. Для работы с ключевыми словами предложен метод, включающий элементы ассоциативного теста и обратного перевода, структурного подхода Ж.-К. Абрика и методологического инструментария П. Верже.
Скачать PDF

О взаимосвязи обучения и развития в свете кросс-культурных исследований

Киселева М. И., Нечаев Н. Н.
В статье рассматривается проблема взаимосвязи обучения и развития в свете кросс-культурных исследований. Особое внимание уделяется обоснованию изменения закономерностей процесса развития в зависимости от конкретных форм организации и условий совместной деятельности, частной формой которой является обучение. Проводится сравнительный анализ критериев различных концепций периодизации развития.
Скачать PDF

Кросс-культурные особенности уверенности студентов из Китая и Эквадора

Бойко З.В.
Статья посвящена анализу результатов кросс-культурного исследования уверенности студентов. В статье рассматриваются этнопсихологические особенности структуры уверенности в рамках системно-функционального подхода.
Скачать PDF

Современные средства диагностики интеллектуального потенциала: кросс-культурная адаптация зарубежных

Корнилов Сергей Александрович, Смирнов Сергей Дмитриевич, Григоренко Елена Леонидовна
В статье обсуждаются современные проблемы и подходы к разработке методического инструментария в области психологии образования и психологии способностей. Излагаются результаты адаптации двух зарубежных методических комплексов, основанных на теории успешного интеллекта Р. Стернберга и предназначенных для оценки уровня развития различных видов способностей у школьников и студентов. Показана перспективность кросс-культурной адаптации современных зарубежных диагностических комплексов.
Скачать PDF

Методы исследования кросс-культурной адаптации (зарубежный опыт)

Смолина Татьяна Леонидовна
Представлен обзор методов исследования кросс-культурной адаптации в российской и зарубежной этнической и кросс-культурной психологии. Раскрывается содержание понятия «кросс-культурная адаптация», используемого для обозначения опыта приспособления к другой культурной среде. Анализируются зарубежные методики, применяемые для изучения опыта кросс-культурного перемещения временных переселенцев и мигрантов.
Скачать PDF

Проблема кросс-культурной адаптации иностранных слушателей, обучающихся в вузах силовых ведомств Рос

Давыдова Наталья Васильевна, Остапенко Елена Эдуардовна
Рассмотрена проблема кросс-культурной адаптации иностранных слушателей в вузах силовых ведомств России. На примере иностранных военнослужащих показана ограниченность существующих концепций кросс-культурной адаптации и актуальность их корректировки с учетом особенностей обучения в вузах силовых ведомств
Скачать PDF