Кризисное вмешательство это что такое Кризисное вмешательство: определение — Психология.НЭС
Кризисное  событие КРИЗИСНОЕ СОЗНАНИЕ

Кризисное вмешательство

Найдено 4 определения термина Кризисное вмешательство

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Кризисное вмешательство

crisis intervention) - метод лечения, при котором делается попытка помочь людям в состоянии психологического кризиса более точно взглянуть на свою ситуацию, принять более эффективное решение и действовать по преодолению кризиса более конструктивно.
Оцените определение:

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

Кризисное вмешательство

crisis intervention) К. в. представляет собой относительно новую дисциплину, осн. задачей к-рой является оказание временной неотложной эмоциональной помощи пострадавшим в результате психол. и физ. травмы. Изнасилование, жесткое обращение с детьми или супругом/ супругой, попытка самоубийства, семейные конфликты, разбойное нападение, грабеж и ночная кража со взломом - все это может стать источником мощного и необычного стресса в жизни чел. Подобные стрессы предъявляют повышенные требования к адаптивным возможностям индивидуума, при истощении к-рых и нарушении эффективного функционирования возникает кризис, вызывая потребность в эффективном вмешательстве. Эффективное вмешательство помогает предотвратить тяжелую эмоциональную дезорганизацию, к-рая ставит под угрозу физ. и психол. благополучие индивидуума. Незамедлительное и целенаправленное вмешательство снижает вероятность прогрессирования расстройств, дает хорошие шансы на полное восстановление докризисного уровня функционирования, при этом потребность в последующей психотер., консультировании или госпитализации заметно снижается. Время в данном случае является решающим фактором. Неэффективное или дезадаптивное поведение жертвы кризиса следует как можно раньше прервать, редуцировать, придать ему др. направление. В связи с этим К. в., в отличие от др. форм индивидуального вмешательства, должно проводиться чрезвычайно быстро. Воздействие эмоционального стресса на тело и разум пока во многом непонятно. Именно поэтому изучение К. в. в равной мере важно независимо от профессиональной подготовки. Психолог, психиатр, соц. работник, консультант, к сожалению, не имеют достаточной теорет. подготовки и практ. навыков в области К. в. Тем не менее недостаточная базовая подготовка никоим образом не мешает эффективному функционированию в кризисных ситуациях. Необходимые навыки может сформировать, отточить и использовать любой чел., профессионал и волонтер, министр, учитель или друг, готовый проявить заботу о психич. благополучии тех людей, с к-рыми приходится ежедневно встречаться. История движения кризисного вмешательства Термин "К. в." используется неоправданно широко и часто не по назначению. Для психолога он может быть равнозначен психотер., для консультанта - краткосрочному консультированию, а для психиатра, возможно, - госпитализации. Разработку теории К. в. обычно приписывают Джералду Кэплану и Эриху Линдеманну, к-рые исследовали лиц, находящихся в актуальных кризисных ситуациях, что позволило накопить осн. информ. в этой области. Хотя работа проводилась после Второй мировой войны, историю того, что теперь принято называть К. в., можно проследить по меньшей мере с начала XX в., когда на Северо-Востоке США были созданы первые центры помощи. С того времени знач. возросло число агентств, центров помощи, горячих линий. Национальный ин-т подготовки в области К. в. (National Institute for Training in Crisis Intervention) объединил под одной крышей ученых, специалистов-практиков, парапрофессионалов, волонтеров без специальной подготовки, работников полицейских служб и др. Такое сотрудничество не только способствовало дальнейшему развитию единой теории К. в., но и позволило преодолеть мн. традиционные барьеры - особенно между стражами порядка и персоналом агентств по предоставлению помощи. В рез-те неотложная эмоциональная помощь жертвам кризиса стала более эффективной. Были разработаны различные уровни подготовки, а тж план аттестации работников кризисных служб. В 1980 г. образована Федеральная аттестационная комиссия по К. в. (American Board of Examiners in Crisis Intervention), к-рая занимается выдачей квалификационных удостоверений представителям агентств и отдельных профессий, планирующих проводить К. в. Процедуры кризисного вмешательства К. в. представляет собой оперативную реакцию на проблему, требующую немедленного разрешения. Жертвы кризиса часто дезорганизованы, склонны к замешательству и опасному поведению, поэтому крайне важно, чтобы они как можно быстрее попали в поле зрения специалиста по К. в., способного незамедлительно и квалифицированно отреагировать на ситуацию. Задача специалиста - помочь жертве использовать личностные и соц. ресурсы, а в перспективе вернуться к докризисному уровню функционирования. С этой целью рекомендуется стандартный набор процедур. Предлагаемые инструкции не устанавливают жестких правил и не умаляют значимости личного стиля работы специалиста по К. в., а, напротив, призваны способствовать макс. раскрытию его творческого потенциала. Достаточно простая форма проведения К. в. диктуется большим разнообразием возможного поведения жертв кризиса и различными соображениями, возникающими у специалиста по К. в. при общении с ними. Обычно специалист в начале К. в. в той или иной мере сам испытывает тревогу. Простые инструкции позволяют сохранять уверенность в том, что независимо от собственного эмоционального состояния все необходимые аспекты работы с жертвами будут охвачены. Безотлагательность Действия специалиста по К. в. должны быть направлены на снижение уровня кризиса с первых минут встречи с пострадавшим. Действовать надо немедленно! Со временем кризис усугубляется и потребуется более длительный срок, прежде чем станут заметны рез-ты вмешательства. Контроль Жертвы кризиса часто плохо контролируют себя и ситуацию, в к-рой оказались. Именно поэтому, а тж в целях безопасности специалист по К. в. должен взять на себя контроль ситуации и поведения жертв кризиса. Это следует делать быстро и до тех пор, пока будет сохраняться необходимость. Иногда это занимает всего неск. мгновений, а иногда длится долго. В случае, если жертве кризиса не будет оказана своевременная поддержка, это может привести к тяжелым расстройствам. Способы овладения ситуацией и поддержания контроля зависят от конкретных обстоятельств и творческого потенциала специалиста по К. в. Его внешний облик, рассаживание клиентов, необычные вопросы, изменение интонации, свист или др. резкий звук, работа в паре с др. специалистом, даже особая манера вести себя - все это помогает контролировать ситуацию. Без должного контроля практически невозможно оказать действенную помощь жертвам, да и сам специалист по К. в. может оказаться в опасности. Оценка Почему жертва оказалась в критической ситуации именно в это время? Какие обстоятельства способствовали кризису? Какие попытки предпринимала жертва или ее окружение для разрешения стрессовой ситуации? Специалист по К. в. должен быстро и точно оценить ситуацию, учитывая личностные особенности пострадавших для того, чтобы разработать эффективные меры преодоления кризиса. Получаемая информ. должна быть макс. точной и иметь практ. значимость. Следует концентрироваться лишь на недавних событиях. План действий Действия специалиста по К. в. могут помочь жертве, но могут и причинить вред. Следовательно, план вмешательства должен быть тщательно продуман. Наиболее значительных и устойчивых рез-тов можно достичь лишь в том случае, когда специалисту по К. в. удается помочь жертвам кризиса самим проработать свои проблемы. Задача специалиста заключается только в том, чтобы помочь жертве вернуться к докризисному уровню функционирования. Главное отличие К. в. от психотер. состоит в том, что К. в. призвано помочь взять проблему под контроль, а не разрешить ее. Эффективное К. в. значительно повышает вероятность успешного разрешения проблем в будущем. Предоставление справочной информации и направление к специалистам Крайне важно при необходимости своевременно направить жертву к соотв. специалистам или в общественные орг-ции для получения дополнительной помощи, что, к сожалению, делается далеко не всегда. Известно много случаев, когда по этой причине в целом вполне квалифицированное К. в. потерпело неудачу. Получение жертвой адекватной дополнительной помощи возможно лишь при условии тщательного планирования и хорошего знания специалистом всех возможных ресурсов. Собрав соотв. сведения еще до начала К. в., специалист сможет предоставить жертве исчерпывающую информ. по данному вопросу. Последующее наблюдение Действенность К. в. обеспечивается по-разному, в т. ч. путем диспансерного наблюдения за бывшей жертвой кризиса. С помощью телефонного звонка удается выявить новые проблемы, напр. отсутствие транспорта и невозможность добраться до рекомендованного агентства по оказанию помощи или к.-л. иные трудности, устранив к-рые специалист закрепляет рез-ты своей работы по К. в. Дж. Л. Гринстоун, Ш. Левитон

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

КРИЗИСНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Вид психотерапии, применяемый в основном в острых, критических ситуациях, таких как передозировка наркотика, попытка самоубийства, эпизоды глубокой депрессии и т.д. Часто такое вмешательство проводится по телефону или в специальных центрах, в которых работают парапрофессионалы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Кризисное вмешательство (КВ)

crisis intervention) - психотерапия, осуществляемая в критических ситуациях (суицид, эпизод глубокой депрессии, реакция на стресс, изнасилование, попытки на самоубийство, семейный конфликт, разбойничное нападение, землетрясение и т.п.) на месте события, в специализированных центрах, по телефону и любыми иными доступными способами. Эффективное вмешательство, указывают Д.Л.Гринстоун и Ш.Левитон (2005), помогает предотвратить тяжелую эмоциональную дезорганизацию, которая ставит под угрозу физическое и психологическое благополучие пострадавшего. Незамедлительное и целенаправленное вмешательство снижает вероятность прогрессирования расстройства, дает хорошие шансы на полное восстановление докризисного уровня функционирования, при этом потребность в последующей психотерапевтической помощи, госпитализации, консультировании в благоприятных случаях могут и не потребоваться. Время в данном случае, как указывают многие исследователи, является решающим фактором, и кризисное вмешательство должно проводиться чрезвычайно быстро Основные процедуры КВ представляют: 1. безотлагательность – действовать следует, по возможности, немедленно; 2. контроль – имеется в виду контроль ситуации и поведения жертвы с первых минут начала работы; 3. оценка – специалист по КР должен быстро и точно разобраться в ситуации, адекватно оценить ее с учетом личностных качества пострадавших для того, чтобы спланировать эффективные меры преодоления кризиса; 4. план действий – должен, помимо прочего, непременно учитывать, что жертве необходимо самой проработать свои проблемы и что ей нужна помощь в том, чтобы взять ситуацию под контроль, а не преодолеть ее, так как последнее зачастую является нереальным; 5. предоставление справочной информации и направление к специалистам – направление к соответствующим специалистам или в общественные организации рассматривается как условие, необходимое для получения дополнительной помощи, в том числе и получения пострадавшим исчерпывающей информации о происходящем и собственном состоянии; 6. последующее наблюдение - обычно это диспансерное наблюдение, консультирование по телефону.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Кризисное вмешательство — 0

Найдено книг по теме — 10

Найдено научных статей по теме — 12

Специфика переживания ситуации инвалидности как приемлемого личностью и кризисного состояния

Адеева Татьяна Николаевна
Скачать PDF

Особенности кризисного консультирования в рамках экстренной телефонной помощи

Скавинская Е.Н.
Рассматриваются понятие кризиса, особенности дистантного консультирования по телефону доверия абонентов, находящихся в кризисных состояниях.
Скачать PDF

Психологическая коррекция кризисного состояния личности женщин, страдающих раком молочной железы

Ткаченко Галина Андреевна
Анализируются методы психологической коррекции кризисного состояния личности женщин, страдающих раком молочной железы. Особое внимание уделяется авторскому методу психологической коррекции с использованием бинауральных ритмов.
Скачать PDF

Комплексное исследование кризисного состояния женщин, переживающих развод на разных стадиях брачно-с

Ипполитова Елена Александровна, Шведенко Юлия Викторовна
Обсуждаются результаты исследования специфики содержания и взаимосвязи эмоционального, когнитивного, временнóго и поведенческого компонентов кризисного состояния женщин, переживающих развод на разных стадиях брачно-семейного цикла.
Скачать PDF

Жизненные перспективы личности, оказавшейся в кризисной ситуации безработицы: постановка проблемы

Калугина Анна Сергеевна
Анализируется теоретический конструкт жизненных перспектив личности. Показано, что жизненный путь личности, субъективная картина жизненного пути является одной из фундаментальных проблем психологии. Обосновывается актуальность исследования жизненных перспектив личности в кризисной ситуации потери работы. Кроме того, выдвинуты предположения относительно структуры жизненных перспектив и их места в структуре личности, взаимосвязи со свойствами личности и самоотношением.
Скачать PDF

Особенности защитных механизмов личности в условиях хронической кризисной ситуации

Аболин Лев Михайлович, Исмаилова Наиля Иркиновна, Политова Светлана Павловна
В статье описываются результаты исследования псевдокомпенсаций, используемых личностью в условиях хронической кризисной ситуации, которой выступает инвалидность. В ходе данного исследования удалось обнаружить взаимосвязь между дезадаптацией личности в актуальной жизненной ситуации и наличием псевдокомпенсаций.The article presents the results of research on pseudo-compensations used by the person in conditions of chronic crisis (disability). Interrelation has been found between person's disadaptation in a real situation and presence of pseudo-compensations.
Скачать PDF

Гендерные особенности кризисной идентичности личности

Гулина Наталия Рудольфовна, Дмитриева Наталья Витальевна, Савельев Дмитрий Иванович
В данной статье уточнено психологическое содержание феномена «кризисной идентичности личности», под которым мы понимаем психическую организацию, имеющую полоролевую специфику, обусловленную проблемными ситуациями (или событиями), характеризующуюся негативным сомоотношением, полоролевой спецификой «размытостью» гендерных ролей, отчуждением в сфере межличностных отношений, потерей субъективного контроля, фиксацией на проблемах, состоящую из структурных компонентов (личностного, социального, репрезентативного, локуса-контроля, самоотношения и способностей к разрешению конфликта) и реализующуюся в дезинтериоризационной, дезадаптивной, дезинтегративной и диссиндикативной функциях.
Скачать PDF

Роль психологических механизмов изменений в кризисном консультировании

Беркалиев Тимур Ниязбекович
В статье представлена попытка выделения универсальных, присущих всем направлениям психотерапии и консультирования ключевых понятий процесса психологического консультирования, таких как условия, факторы, методы и технологии психологической помощи. В отдельную категорию сведены психологические механизмы изменений у субъекта консультирования, дано их краткое описание и значение в ситуациях кризисного консультирования.
Скачать PDF

Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисно

Серый Андрей Викторович, Яницкий Михаил Сергеевич, Харченко Евгений Васильевич
В статье анализируются различные подходы к пониманию жизненных и кризисных ситуаций. Рассматривается специфика кризисных периодов развития современной российской молодежи, обусловленная особенностями ее актуального социального положения. В качестве примера подробно описываются кризисы, переживаемые современной студенческой молодежью, обусловленные как закономерностями ее возрастно-психологической динамики, так и социальной ситуацией развития в период обучения в вузе. Характеризуются особенности кризиса профессиональной идентификации студентов вуза как идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности. Аргументируется значимость ценностно-смысловых аспектов содержания и переживания рассматриваемой кризисной ситуации, приводятся данные о трансформации ценностно-смысловой сферы личности в период обучения в вузе. В контексте постнеклассической педагогической психологии обосновывается модель психолого-педагогической работы со студентами вуза, основанная на изменении ценностно-смыслового отношения к действительности. Приводятся результаты ее апробации, свидетельствующие о повышении уровня осмысленности жизни и становлении профессионально направленной системы ценностных ориентаций личности.
Скачать PDF

Психологические особенности кризисного развития внутригрупповых отношений

Кидинов Алексей Васильевич
В статье проанализированы психологические кризисы в развитии внутригрупповых отношений. Кризисный период, проявляющийся в конфликтном способе развития внутригрупповых отношений, исследуется с системных позиций. Конфликтное развитие внутригрупповых отношений в кризисный период активизирует действие особого психологического механизма, который по своей социально-психологической сущности является субординативным, поскольку его главным принципом является межличностное соподчинение, обусловленное необходимостью выживания и функционирования в кризисных обстоятельствах
Скачать PDF

Адаптация ВИЧ-положительных больных в кризисной ситуации установления диагноза

Соболева Е.В., Курбатова М.А.
Проанализированы психо-эмоциональные проблемы адаптации к заключению ВИЧ-инфекции. Выявлена сравнительная характеристика различий эмоциональных состояний до и после принятия диагноза пациентом. Проанализированы ступени преодоления кризисного состояния в данной ситуации.
Скачать PDF

Особенности функционирования микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуац

Молчанова Людмила Николаевна, Сердюкова Надежда Сергеевна
В статье представлены результаты исследования особенностей функционирования микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка». В исследовании микросоциальная система «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка» понимается малочисленная по составу микросоциальная группа, члены которой объединены общей деятельностью,эмоциональными отношениями и ценностями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Функционирование этой микросоциальной системы, в соответствии с точкой зрения Д.Х. Олсона, определяется двумя основными параметрами: семейной сплоченности, семейной адаптации и одним дополнительным коммуникацией. Микросоциальная система состоит из субсистемы супружеской пары (муж-жена),субсистемы родителей (родитель-ребенок) и субсистемы детей (брат-сестра). Все отношения между субсистемами и внутри них складываются в соответствии с принципами иерархии и субординации и регулируются границами. В ходе исследования эмпирически подтвердилась гипотеза о существовании значимых корреляционных взаимосвязей семейной адаптации и семейной сплоченности родителей с их тревожностью. А полученные результаты определяют стратегию коррекционного воздействия, а именно: снижение ситуативной и личностной тревожности за счет повышения уровней семейной сплоченности и семейной адаптации, и являются основанием в разработке программы социально-психологического сопровождения микросоциальной системы «Семья,пережившая воздействие кризисной ситуации,связанной с инвалидностью ребенка»
Скачать PDF