разновидность общественно-исторического сознания, в центре которой лежит тезис о радикальной несостоятельности пути и ценностей западной цивилизации. Основоположником К. с. считается немецкий композитор Р. Вагнер, которому удалось выразить умонастроение, родившееся во второй половине ХIX в. под влиянием романтизма и иррационализма. Рождение новой формы общественного сознания отражало сложившийся уровень неприятия идеи и практики новоевропейского прогресса, т. е. разочарование в идеалах и принципах Просвещения. Неприятие идеи прогресса получило широкое распространение благодаря О. Шпенглеру, сделавшему пессимистический прогноз относительно судьбы западного мира. Наряду с философией жизни Шпенглера концептуальные основы К. с. разрабатываются в экзистенциализме М. Хайдеггером и неомарксизме М. Хоркхаймером, Г. Маркузе и Т. Адорно. Наиболее отчетливым мотивом К. с. является антисциентизм, выстроенный на критике четырех направлений прогрессивного развития общества: научного, технического, социального и морального. Поэтому выделяют четыре главных типа К. с. Каждый из типов строится с учетом того, что объявляется истоком и причиной кризиса. Сущность современного К. с. состоит в реакции на радикальные изменения, которые далеко не всегда и не во всем можно считать прогрессивными. Напр., идея морального прогресса, будучи воплощенной в действительность, ставит под сомнение ценности и устои традиционного общества, переформулирует представления о добродетели, долге и справедливости, а значит, способна вызвать радикальное неприятие и желание сохранить прежний мир. Те этнические группы и социальные слои, которые способны верить в возможность остановить прогресс, формируют консервативное и фундаменталистское сознание. По мере прогрессивного развития общества большинство населения все сильнее проникается осознанием необратимости перемен. В сочетании с неприятием нового, осознание необратимости его прихода и образует К. с.