Кризис возрастной
кризис, возникающий при Переходе человека из одного возраста в другой.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход] - условное название особых, относительно непродолжительных (до года) периодов онтогенеза, характеризующихся резки ми психологическими изменениями, возникающими в период перехода от одного периода возрастного развития к другому (см. Возрастная периодизация)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
кризисы возрастные
особые,относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза,характеризующиеся резкими психологическими изменениями.Выделено 8 психосоциальных кризисов.В зависимости от прохождения кризисных периодов может измениться отношение человека к своей профессиональной деятельности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера кризисы возрастные относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ
кризис психологический, возникающий при переходе из одного возраста психологического в другой, связанный с существенными изменениями образа жизни, психологии и поведения человека. К. в. проявляется в том, что человека уже не удовлетворяет состояние дел, характерное для более раннего возраста, но он ещё не может приспособиться к условиям и соответствовать требованиям более старшего возраста.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Кризисы возрастные
Условное название переходных этапов возрастного развития, введенное Л.С. Выготским, определившим их как целостное изменение личности ребенка при смене стабильных периодов. Поведенческие критерии К. в. – трудновоспитуемость, упрямство, негативизм и др. Хронологически К. в. определяются границами возрастов: кризис новорожденности (до 1 мес.), 3-х лет, 7 лет, подростковый (11–12 лет), юношеский.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Возрастные кризисы
Категория. Феномены психического развития.
Специфика. В теории Л.С.Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Кризис возрастной
переходная фаза от одного возрастного периода к другому. Характеризуется возникновением новых внутренних противоречий, что субъективно переживается человеком как недовольство самим собой, своим положением, делами и т. п. В этот период у человека увеличивается количество конфликтов с окружающими.
Выделяют К. в. детства и юности (1 года, 3 лет, 6—7 лет, подростковый, юношеский) и взрослости (кризис «молодого специалиста» (около 25 лет), 40 лет, «пенсионный кризис» и др.).
Чтобы выйти из К. в., нужно разрешить породившие его внутренние противоречия и тем самым подняться на новый уровень психического развития и формирования личности. Если противоречия своевременно не разрешаются или разрешаются непродуктивно, это может приводить к неврозам, психосоматическим заболеваниям и другим личностным нарушениям.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ
сложный в психологическом плане период жизни человека, который возникает при переходе человека из одного возраста в другой. К.в. сопровождаются повышенной неудовлетворенностью человека собой и своими отношениями с окружающими людьми, временными состояниями депрессии. К.в. обычно сопровождается также существенными изменениями в психологии и поведении человека, которые входят в противоречие с его прежними взглядами и образом жизни. В результате К.в. у человека появляются внутренние конфликты, которые иногда порождают конфликты с окружающими людьми. Однако, осознавая необходимость избавиться от этих конфликтов, человек не всегда может это сделать. Вовремя не преодоленные конфликты, связанные с К.в., могут приводить к задержкам психологического развития. См. конфликт внутренний, кризис возрастной, кризис подросткового возраста, кризис психологический.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Кризисы возрастные
Периоды жизни человека, во время которых существует повышенный риск возникновения психических расстройств. Характеризуются сложными нейро-вегетативными колебаниями. 1. Детский возрастной кризис - преходящие психические изменения, закономерно возникающие у детей 3-4-х лет (I фаза протеста с упорством и склонностью к бурным эмоциональным реакциям), в первые школьные годы (трудности адаптации) и в препубертатном возрасте (II фаза протеста). 2. Пубертатный возрастной кризис - период от 12 до 15-летнего возраста. В это время формируются черты характера и мировоззрение. В этом периоде часто наблюдаются преходящие психические изменения, выражающиеся в неуравновешенности, аффективной лабильности и склонности к депрессии, поиске путей к самоутверждению, оппонировании авторитету взрослых, конфликтности, связанной с пробуждающейся сексуальностью, и др. 3. Климактерический возрастной кризис, или период менопаузы. У женщин это возрастной интервал между 45-50 годами. У мужчины угасание половой функции происходит между 50-60 годами. Для периода климактерия характерны т. н. инволюционные психозы, разнообразные невротические состояния, а нередко впервые возникают и эндогенные психозы. Син. Кризисные состояния возрастного развития.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Возрастные кризисы
В развитии ребенка имеют место три кризисных периода: а) Первый возрастной кризис (см.) - от 2 до 4 лет; б) Второй возрастной кризис (см.) - от 7 до 8 лет; в) Третий возрастной кризис (см.) - от 11 до 15 лет. В клинической практике наиболее значимыми являются следующие В. к.: Парапубертатный (см.), Пубертатный (см.) и Климактерический (см.). При изучении заболеваемости в разные возрастные периоды было обнаружено, что существуют такие периоды, когда риск заболеваний значительно возрастает. Эти периоды получили название «возрастные кризисы». Повышенная чувствительность и риск заболеваний в периоды возрастных кризисов обусловлены, с одной стороны, биологической перестройкой, формированием и развитием определенных структур жизнедеятельности, а с другой - появлением новых условий жизни и новых требований, предъявляемых к формирующейся личности.
В. к. пубертатный и климактерический обусловлены в основном биологическими факторами. Период полового созревания сильнее выявляет и заостряет патологические черты характера у мальчиков; климактерический период в этом отношении сильнее действует на женщин.
В. периоды. Выделяют следующие В. п.: младенчество - до 1 года, детство- до 11 лет, отрочество - 12-15 лет, юность - 16-21 год, зрелость - 22-50 лет, обратное развитие - 51-70 лет, старость - 70 лет и старше.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ
особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его отношений социальных, деятельности и сознания. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально - типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической системы в целом. Для периодов кризисов возрастных в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при коем учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение "социальной ситуации развития", смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между ранее сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими - и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями. Значительно менее изучены кризисы возрастные зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и обычно протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и реориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
переломные временные периоды развития, качественно отделяющие один возраст от другого. В отечественную психологию понятие введено Л.С. Выготским. К.в. порождаются обо стрив- шимися противоречиями между изменившимися возрастными потребностями и ограниченными возможностями, с одной стороны, и сложившимися ранее отношениями с окружающими - с другой. По этим детерминантам выделяют: К.в. новорожденнос- ти, К.в. начала прямохождения и преднамеренности действия, К.в. развивающегося речевого взаимодействия, К.в. формирования произвольности, К.в. полового созревания, К.в. начала независимой экономической жизни, К.в. рождения собственных детей, К.в. социальной невостребованности («шок отставки»). До подросткового возраста включительно временной диапазон возникновения и протекания К.в. довольно узок и определяется, в основном, биосоциальными факторами развития. По достижению биологической зрелости, начиная с юности, влияние психосоциальных факторов на развитие личности усиливается, а возрастной диапазон и длительность протекания К.в. сильно варьируют от индивидуальных психологических особенностей человека и от складывающихся жизненных обстоятельств. Для К.в. характерны признаки: размытость временных границ начала и конца; относительно небольшая длительность протекания в сравнении со стабильными периодами развития (несколько месяцев, а при неблагоприятном стечении обстоятельств их продолжительность достигает нескольких лет); психологическая и социальная дезадаптированность в сравнении с периодами стабильного развития; тенденция к саморазрушению личности. В динамике К.в. выделяют следующие фазы: предкритическая - человек открывает в себе новые возможности, но не видит перспектив для их реализации. Собственно критическая фаза - внутренний конфликт на почве бесплодных, нереалистичных попыток найти востребованность своим открывшимся возможностям, а далее - рефлексия представлений о своем потенциале с переоцен кой отношения к себе и способам взаимодействия с социальным окружением. Посткритическая фаза - возникает новая социальная ситуация развития, трансформирующая сложившуюся ранее ведущую деятельность в новый, более совершенный вид.
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
(от греч. crisis – поворотный пункт) – условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (З. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития – К. в. Психическое развитие происходит в результате смены так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в К. в. Выготский описал следующие К. в.: кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства; кризис трех лет – переход к дошкольному возрасту; кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Эти противоречия нередко принимают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках К. в. у детей наблюдается снижение успеваемости и работоспособности, ослабление интереса к учебным занятиям. На остроту протекания К. в. оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка.
Наиболее яркую негативную окраску обычно имеет кризис трех лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.
Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание К. в.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
англ. age crises) - условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными (литическими) периодами (см. Возраст, Периодизация психического развития). К. в. рассматриваются в концепциях, признающих стадиальность развития (Э, Эриксон - К. в. как разрешение основной задачи возраста; 3. Фрейд - смена основных стадий психосексуального развития).
В отечественной психологии термин К. в. введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене (на стыке) стабильных периодов. По Выготскому, К. в. обусловлен возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению др., адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций развития составляет психологическое содержание К. в. Поведенческие критерии К. в. - трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и др. - Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон К. в.
Д. Б. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу любого К. в., является основой качественно нового типа связи со взрослым, и потому К. в. необходимы и закономерны (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования последних лет подтверждают, что выраженное негативное поведение в отношении к "старой" социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности к действованию в новой социальной ситуации развития.
Существует, однако, и др. т. зр. на негативизм, отрицающая его неизбежный, необходимый характер и рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. Так, А. Н. Леонтьев считал конфликтность поведения при К. в. свидетельством неблагоприятного течения кризиса.
Хронологически К. в. определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденно-сти (до 1 мес; с т. зр. Выготского, до возникновения комплекса оживления), кризис 1-го г., кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (11-12 лет) и юношеский К. в. Отдельные авторы признают также наличие К. в. у взрослых (напр., кризис 40 лет), однако достоверных экспериментальных данных на этот счет не существует. (К. Н. Поливанова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Кризисы возрастные
греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического генеза, К. в. относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Л.С. Выготский, Э. Эриксон). Это значит, что К. в. закономерно возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. Впервые важнейшее значение К. в. было подчеркнуто Л.С. Выготским. В связи с разработкой проблемы периодизации психического развития ребенка он писал, что «если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа». К числу кризисов детского возраста принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11—12 лет). В силу значительных индивидуальных, социокультурных и других различий указанные хронологические границы К. в. достаточно условны и могут заметно колебаться (известно, что за последние полвека на 1—2 года «помолодели», по крайней мере, два последних из вышеназванных кризисов). Для периодов К. в. характерны процессы перехода к качественно иному типу взаимоотношений детей со взрослыми, учитывающему их новые, возросшие возможности. Изменения в период К. в. охватывают три ключевых компонента психологического возраста ребенка: его «социальную ситуацию развития», ведущий тип деятельности, всю структуру сознанияребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Предпосылки для этих преобразований постепенно и чаще всего незаметно для окружающих формируются и накапливаются на протяжении периода, предшествующего кризису — так называемого стабильного возраста, где преобладают процессы литического развития. Не обнаруживаясь в поведении ребенка до определенного момента, эти мотивационные и инструментальные образования активно заявляют о себе в процессе структурных изменений строения сознания, всей личности ребенка на рубеже возрастных эпох. Все три названных линии преобразования структуры психологического возраста тесно взаимообусловливают друг друга и поэтому игнорирование новых психологических возможностей и потребностей ребенка, так же как и попытки искусственной акселерации развития (например, путем преждевременного приобщения ребенка к социальной ситуации и ведущей деятельности следующего возрастного этапа), ведут не к ускорению развития, а к существенному осложнению его хода. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания и обстановки в семье, педагогической системы общества и типа культуры в целом. Теоретическое осознание важнейшего значения К. в. существенно опередило начало их систематического исследования. Хотя некоторые из важных симптомов К. в. были описаны еще в работах немецких педагогов начала столетия («возраст детской строптивости» по A. Busemann, О. Kroh), попытки эмпирического исследования картины протекания кризисов у детей оказались сопряжены со значительными трудностями. Тем не менее, по мере продвижения возрастной психологии в понимании механизмов онтогенетического развития были получены данные, позволяющие конкретизировать теоретическую схему К. в. и продвинуться в понимании специфики отдельных кризисов детства. На сегодняшний день имеется целый ряд концепций, посвоему раскрывающих содержание К. в. Так, центральным психологическим новообразованием, «запускающим» механизм возрастных преобразований сферы взаимоотношений, деятельности и личности ребенка в период кризиса трех лет служит «система Я» (Л.И. Божович), «личное действие и сознание «я сам»» (Д.Б. Эльконин ) , «гордость за свои достижения» (М.И. Лисина, Т.В. Гуськова). В период кризиса 7 лет аналогичную функцию несет «внутренняя позиция школьника», предполагающая формирование у ребенка ориентации на социально значимую деятельность (Л.И. Божович). Своеобразие кризису подросткового возраста придает тот факт, что на этот период приходится начало бурного роста и формирования организма в процессе полового созревания. Этот процесс оказывает заметное влияние на все психофизиологические особенности подростков. В то же время не он составляет главное психологическое содержание этого периода, а формирование «чувства взрослости» и стремление подростка к его реализации во взаимоотношениях с окружающими (в первую очередь с близкими ему лицами), как взрослыми, так и сверстниками (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова). Попытки распространить идею структурного изучения кризисов на переход от подросткового возраста к юношескому (И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что именно на этой ступени онтогенеза впервые представляется возможным говорить о признаках личностной зрелости, базирующейся на формировании у юношей и девушек специфической ориентации на будущее и построении жизненной перспективы, на развитии самосознания и механизмов личностной рефлексии. Значительная субъективная сложность этого возрастного перехода определяется необходимостью выбора жизненного пути и профессии, личностного самоопределения, выработки системы нравственных ценностей. Процессы перехода детей и подростков на новую возрастную ступень нередко связаны с разрешением весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими и возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями детей. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные К. в. негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются, не исчезая полностью, при правильном, т.е. достаточно гибком и чутком воспитании. Крайне важно поэтому, чтобы конфликтность и трудновоспитуемость ребенка в периоды К. в. воспринимались как сигнал назревшей необходимости изменений, а не как аномалии поведения, и не заслоняли от родителей и воспитателей непреходящего позитивного значения кризисов для процесса формирования личности ребенка. К. в. зрелых периодов жизни и старости изучены в психологии намного меньше кризисов детства, как в теоретическом плане, так и эмпирически. В значительной мере это связано с недостаточной разработанностью проблемы периодизации онтогенеза за пределами детства и юности. Представления отдельных исследователей относительно существования кризисов 30 лет, 40 лет, 55 лет и др. можно рассматривать как гипотетические, требующие дальнейших исследований (D. Levinson и др.). Наибольшую известность получила концепция кризисов в развитии человека от рождения до старости, предложенная Э. Эриксоном. Известно, однако, что такие поворотные пункты в развитии взрослого человека возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Тем не менее, и здесь прослеживается общая логика К. в.: происходящие в период кризисов процессы перестройки смысловой структуры сознания и переориентации на новые жизненные задачи влекут за собой смену характера деятельности и взаимоотношений человека. Тем самым они оказывают глубокое влияние на весь дальнейший ход развития личности. Например, для так называемого «кризиса середины жизни» (35 — 40 лет), характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, нередко тягостно переживаемое им (P. Mussen). Возникающая в результате более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром, готовит его к появлению первых признаков снижения физических сил. К. в. не следует смешивать с так называемыми кризисами дезадаптации, которые в некоторых случаях могут приходиться на хронологические интервалы, характерные для К. в. Кризис дезадаптации может возникнуть в любом возрасте как следствие достаточно выраженного (тем более острого) несоответствия ребенка или взрослого требованиям, предъявляемым ему со стороны значимого окружения, а также вследствие непосильных задач или стрессовых ситуаций. Весьма распространенным примером такого кризиса может служить комплекс негативных эмоционально-личностных и поведенческих реакций, возникающих при школьной дезадаптации. Г. В. Бурменская
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005