переходные возрастные периоды, во время которых существенно увеличивается вероятность появления или манифеста психического нарушения, расстройства поведения, проблем социальной адаптации. Г.Е.Сухарева определяет возрастной криз как критический возрастной период, во время которого возникает повышенная уязвимость организма на воздействие внешних и внутренних патогенных факторов. К кризисным возрастным периодам относят обычно следующие: 1. первое полугодие жизни (в частности, в это время манифестируют многие дисферментозы, способные повлечь или влекущие умственное недоразвитие); 2. возраст 2-3 года (период формирования привязанностей, половой самоидентификации, формирования самосознания, развития наглядно-образного мышления, появления сновидений и др.). Так, именно в этом периоде развиваются реактивное расстройство привязанности, нарушения половой идентификации, становятся особенно отчетливо выраженными нарушения речевого развития, а также симптомы раннего детского аутизма и других дезинтегративных расстройств; 3. дошкольный период, возраст 6-7 лет (период созревания способностей к овладению школьными навыками, декомпенсации резидуально-органической недостаточности головного мозга, появления детских страхов и др.); 4. пубертатный возраст (период полового созревания, время формирования отвлеченного мышления, высших чувств и др. – 12 – 20 лет); 5. возраст середины жизни» (30 - 35 лет), с ним некоторые психологи связывают развитие «психологического кризиса», вызванного подведением итогов первой половины жизни. Нередко в это время появляются депрессивные состояния, к этому возрасту, считают, приурочены суицидальные попытки; 6. инволюционный период (начальный период обратного развития организма, ослабления психологических функций, прекращения генеративной функции).