Кривые научения

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Научения кривые
графики зависимости уровня научения от времени или от числа повторений, используемые для количественного описания научения. Н. к. применяются для исследования различных методик научения, сравнения их эффективности, анализа индивидуальных различий и т.д. Наиболее распространенными являются: экспоненциальные (замедленно-асимптотические) Н. к., логистические (имеющие начальное плато и точку перегиба) Н. к. и сложные Н. к., представляющие собой комбинации двух предыдущих, ступенеобразные и любые другие, втом числе и немонотонные (см. рис). В зависимости от выбора критерия уровня научения, Н. к. могут быть как возрастающие, так и убывающие. Экспоненциальные Н. к. характеризуют простейшие виды научения — например, научение итеративное. Логистические Н.к. наблюдаются при сравнительно сложных видах научения, при которых наличие плато объясняется скрытыми поисками обучаемым новых путей совершенствования способов выполнения действий, подготовкой к переходу на качественно новый способ овладения деятельностью. Кроме того, несколько проб может быть потрачено на поиск наиболее целесообразной тактики поведения, что также приводит к наличию начального плато на кривой. В сложных видах научения: при последовательной ?"лубокой перестройке структуры действий, организации поэтапной отработки отдельных компонентов действий и т.д. могут наблюдаться сложные Н. к. Д.А.Новиков

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Кривые научения
learning curves) Прогресс в научении может выражаться в следующих изменениях: увеличении частоты, вероятности возникновения, скорости и силы реагирования, уменьшении латентного периода реакции, времени выполнения задачи и числа совершаемых ошибок. Эти изменения в исполнении часто представляются в форме т. н. К. н., построенных в системе координат с осью абсцисс, по к-рой чаще всего откладывается количество совершенных попыток (проб), а иногда - время, и с осью ординат, отображающей к.-л. из только что описанных мер научения. Различные меры научения на этих графиках ведут себя по-разному. Кривые амплитуды реакций, вероятности возникновения реакции, скорости и темпа реагирования по мере научения будут расти; кривые латентного периода реакции и др. связанных со временем мер будут снижаться. Для кривых, отражающих вероятность и процент правильных реакций, часто характерен двойной изгиб. Поскольку условные реакции вырабатываются лишь после неск. подкреплений, первая часть такой кривой может оказываться плоской, оставаясь на нулевом уровне. Вслед за ней следует участок роста с положительным ускорением, к-рый вскоре сменяется участком кривой с отрицательным ускорением, т. к. достигается максимум. Большинство К. н. отражают групп., а не индивидуальные рез-ты исполнения. Во мн. случаях это создает определенные проблемы, особенно в экспериментах, где испытуемых тренируют до достижения нек-рого критерия результативности, напр. 100% условных реакций в блоке попыток (проб). Для достижения этого критерия разным испытуемым потребуется разное количество попыток, что затрудняет определение точек оси абсцисс, напротив к-рых на графике можно было бы откладывать показатели, отражающие общий ход научения. Одним из решений этой проблемы яв-ся использование кривой Винсент (Vincent curve). Суммарное количество попыток, необходимых каждому испытуемому для достижения заданного критерия, делится на дробные доли, напр. десятые, и используемые меры научения откладываются на графике для этих частей. Этот метод позволяет объединять рез-ты испытуемых, значительно варьирующих по числу попыток, необходимых для достижения критерия. К сожалению, эта и др. процедуры объединения рез-тов могут искажать картину приобретения навыка, иллюстрируемую К. н. Прежде всего исполнение отдельных испытуемых в экспериментах по приобретению навыков, как правило, оказывается нерегулярным, сопряженным со случайными подъемами и снижениями. Выбирая первую точку, в к-рой испытуемый достигает определенного произвольно выбранного уровня, в качестве критерия научения, мы очень часто прерываем сеанс научения в той точке, к-рая случайно оказывается высокой. Этот факт объясняет по крайней мере нек-рые из тех резких скачков на концах К. н., построенных методом Винсент. Эти скачки напоминают финишные рывки на заключительной стадии процесса научения. Сегодня представляется очевидным, что они зачастую яв-ся критериальными артефактами, поскольку эксперимент завершается после серии необычайно успешных попыток. См. также Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание Г. А. Кимбл

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006