КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ
графическое изображение результата упражнения навыка, по абсциссе которого откладываются последовательные упражнения, по ординате — эффективность каждого из них. На К. у. наглядно видны законы развития навыка, в частности неравномерность его формирования, и плато.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Кривая упражнения
Категория. Эмпирическая закономерность.
Специфика. Графически выраженная зависимость уровня успешности выполнения формируемого действия от числа повторений, в которых происходит - на основе обратной связи - коррекция начального состава действия. При формировании сложных действий кривая упражнения имеет участок (плато), на котором число ошибок не уменьшается и во время прохождения которого один тип психической регуляции сменяется на другой.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Кривая упражнения
графическое изображение успешности овладения действием. Ни одно действие не осваивается плавно. На начальном этапе кривая идет круто вверх, а потом становится более пологой, переходя в плато, показывающее стабильность достигнутого результата. Требуется определенное время, чтобы сдвинуть процесс упражнения с «мертвой точки» и получить дальнейший прогресс. Для этого иногда приходится менять метод упражнения, так как к прежнему происходит привыкание. Новый способ тоже не сразу приводит к достижению прогресса, так как он вступает в противоречие с укоренившимся способом. Более того, может наступить даже временное ухудшение качества выполнения действия.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ
англ. exercise curve, practice curve) - зависимость успешности выполнения усваиваемого действия от типа и числа тренировочных упражнений; в форме графика выражается последовательное уменьшение числа ошибок (или времени выполнения) в зависимости от времени тренировки (ч'исла упражнений). Наиболее типичной формой графика К. у. является такая, в которой на оси абсцисс отложено число тренировочных упражнений, а на оси ординат - число допускаемых ошибок в процессе выполнения заданий. Особенности К. у. определяются психологическими закономерностями процесса формирования навыка, в т. ч. типом (степенью сложности) усваиваемого действия и используемыми в обучении способами тренировки. Наиболее трудным, требующим объяснения, является вопрос о психологическом механизме последовательного исключения ошибок в процессе тренировки. Одна из наиболее распространенных гипотез основывается на теоретическом представлении о механизме обратной связи (подкреплении) как основном психологическом "регуляторе", обеспечивающем при каждом повторном выполнении упражнения коррекцию и последовательное закрепление требуемого правильного действия.
К. у. различны для разных типов действий. В процессе формирования сложных типов действий на К. у. наблюдаются такие периоды, когда в процессе последующего упражнения число ошибок не уменьшается. Такие периоды называются "плато" и, очевидно, представляют специальные периоды перехода от одного типа психической регуляции действия к существенно иным типам регуляции. Прогнозирование периодов задержки в процессе формирования действия имеет существенное значение при необходимости достижения высоких уровней мастерства (в спорте, профессиональной деятельности, искусстве и др.), а также при разработке специальных программ для тренажеров (в авиации, космонавтике и др.). Те или иные типы действий - практические, интеллектуальные, речевые и др. - характеризуются различными оптимальными условиями и выражаются в К. у. разнообразных типов. См. также Двигательный навык.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ (обучения)
графическая зависимость успешности выполняемого действия от типа и числа тренировочных упражнений. К. у. в форме графика выражает последовательное уменьшение числа ошибок или времени выполнения действия в зависимости от времени тренировки (числа упражнений). Особенности К. у. определяются психологическими закономерностями процесса формирования навыка, в т. ч. типом (степенью сложности) усваиваемого действия и используемыми в обучении способами тренировки. Наиболее трудным, требующим объяснения, является вопрос о психологическом механизме последовательного исключения ошибок в процессе тренировки. Одна из наиболее распространенных гипотез основывается на теоретическом представлении о механизме обратной связи (подкреплении) как основном психологическом регуляторе, обеспечивающем при каждом последующем выполнении упражнения коррекции и последовательное закрепление требуемого правильного действия. К. у. различны для разных типов действий. В процессе формирования сложных типов действий на К. у. наблюдаются такие периоды, когда в процессе последующего упражнения число ошибок и время выполнения работы не уменьшаются. Такие периоды называются плато и, очевидно, представляют специальные периоды перехода от одного типа психической регуляции действия к существенно новым типам регуляции. Прогнозирование периодов задержки в процессе формирования действия имеет существенное значение при необходимости достижения высоких уровней мастерства, а также при разработке специальных программ для тренажеров (в авиации, космонавтике, энергетике, АСУ и т. д.). Те или иные действия — практические, интеллектуальные, речевые и пр .— характеризуются различными оптимальными условиями и выражаются в К. у. разнообразных типов. Для многих типов операторской деятельности, особенно в тех случаях, когда она носит алгоритмический характер, выполняется строго по инструкции, К. у. носит плавный характер и описывается чаще всего экспоненциальной функцией. Из этого следует, что основными критериями для выхода оператора на стационарный уровень обученности являются, во-первых, максимально возможные для данных условий результаты деятельности (минимум числа ошибок и времени выполнения задания) и, во-вторых, относительная стабильность этих результатов во времени. При этом нужно иметь в виду, что обычно выход на стационарный уровень обученности по быстродействию осуществляется быстрее, чем по безошибочности

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г