КРИТЕРИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ
КРИТЕРИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ
математико-статистические условия, позволяющие делать вполне определенные, количественно обоснованные и достаточно уверенные выводы о наличии той или иной закономерности математического характера в каких-либо количественных данных, получаемых в результате проведения исследования, например научного эксперимента. Известными в математической статистике К.с. являются критерий Стъюдента, критерий Фишера, рочная дисперсия второй переменной величины. Если показатель F, вычисленный по данной формуле, окажется большим или равным соответствующему табличному значению для заданного уровня значимости, гипотеза о существовании достоверных различий между сравниваемыми дисперсиями считается доказанной на данном уровне значимости. В противном случае соответствующая гипотеза отклоняется как неверная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
КРИТЕРИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ
показатели, сочетающие в себе методы расчета, теоретическую модель распределения и правила принятия решения о правдоподобности нулевой или одной из альтернативных гипотез. Обычно делятся на параметрические, в коих предполагается обязательным наличие гипотезы о форме распределения результатов в генеральной совокупности, и непараметрические, кои критерии такого предположения не требуют. Критерии статистические применяются для проверки гипотез:
1) о принадлежности выборки генеральной совокупности;
2) о достоверности (или отсутствии) различий между выборочными средними арифметическими, дисперсиями (-> анализ дисперсионный);
3) о связи между изучаемыми признаками;
4) о достоверности влияния (-> валидность). Как теоретические модели чаще других применяются распределения Стьюдента и F - критерий Фишера, основанные на так называемом распределении нормальном. Критерий Стьюдента применяется в основном для статистического сравнения средних арифметических выборок небольшого размера: проверяются гипотезы связи, различий нормальности распределения. F - критерий позволяет оценить отношение двух дисперсий (например, межгрупповой к внутригрупповой) в экспериментальных задачах. Чем больше получаемое при этом F - отношение, тем больше вероятность достоверного влияния экспериментальных факторов. Из непараметрических критериев широко применяются критерии Колмогорова - Смирнова, Уилкоксона, критерий знаков и пр. Они применяются для быстрой оценки достоверности различий в группах контрольной и экспериментальной. Корреляции ранговые, согласно Спирмену и Кендаллу, применяются для оценки связи между изучаемыми признаками, представленными в порядковой шкале. Но критерии непараметрические менее чувствительны к различиям, чем параметрические. Поэтому там, где возможно, целесообразно использовать критерии параметрические.
1) о принадлежности выборки генеральной совокупности;
2) о достоверности (или отсутствии) различий между выборочными средними арифметическими, дисперсиями (-> анализ дисперсионный);
3) о связи между изучаемыми признаками;
4) о достоверности влияния (-> валидность). Как теоретические модели чаще других применяются распределения Стьюдента и F - критерий Фишера, основанные на так называемом распределении нормальном. Критерий Стьюдента применяется в основном для статистического сравнения средних арифметических выборок небольшого размера: проверяются гипотезы связи, различий нормальности распределения. F - критерий позволяет оценить отношение двух дисперсий (например, межгрупповой к внутригрупповой) в экспериментальных задачах. Чем больше получаемое при этом F - отношение, тем больше вероятность достоверного влияния экспериментальных факторов. Из непараметрических критериев широко применяются критерии Колмогорова - Смирнова, Уилкоксона, критерий знаков и пр. Они применяются для быстрой оценки достоверности различий в группах контрольной и экспериментальной. Корреляции ранговые, согласно Спирмену и Кендаллу, применяются для оценки связи между изучаемыми признаками, представленными в порядковой шкале. Но критерии непараметрические менее чувствительны к различиям, чем параметрические. Поэтому там, где возможно, целесообразно использовать критерии параметрические.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998