человек обладает двумя разнонаправленными процессами: способностью к кристаллизации, свертыванию информации, созданию симмультанных образов и развертыванию, созданию сукцессивных образов. Эти процессы непосредственно связаны с творческими преобразованиями. Моцарт «увидел» одну из своих симфоний одномоментно как кристаллизованную форму. Затем в процессе воплощения замысла «развернул» музыкальную ткань симфонии как процесс во времени. Процесс свертывания мыслительных операций является проявлением способности к замене нескольких понятий или образов одним, относящимся к более высокому уровню абстрагирования, способностью к использованию все более емких в информационном отношении символов. В связи с этим емкость, семантика понятий увеличивается. Используя «информационные кристаллы», все более абстрактные понятия и обобщенные символы, человек непрерывно расширяет свой интеллектуальный и творческий диапазон.
Кристаллизация информации, экономное символическое обозначение понятий, идей, отношений, точный и сжатый способ изложения идеи — важнейшее условие продуктивного мышления, которое требует нестандартного подхода. Информационные «кристаллы» — результат не только процессов абстрагирования и обобщения. Они связаны и со способностью человека к «сцеплению» новой информации с прежним личностным опытом. Включение новых сведений в уже имеющиеся системы знаний — условие и предпосылка способности к генерированию идей.
Обратный процесс (развертывание информации, превращение «кристалла» в детализированную целостность) не менее важен. Замысел — только первый шаг. «Развернуть», детализировать идею, конкретизировать замысел во всех подробностях, найти выразительные средства для его воплощения и, наконец, воплотить его, довести работу до уровня «универсальной значимости» — это и есть творческий процесс на завершающем этапе. Способность к развертыванию информации, расшифровке и детализации идей связана с гибкостью, инверсивностью мышления, с процессом полифункционального использования деталей (Л. Г. Жабицкая) и с развитым эстетическим креативным свойством личности — перфекционизмом, стремлением все доводить до совершенства.
Задания для развития способности к кристаллизации информации:
– Придумать название художественному тексту.
– Кристаллизация симультанной информации (например, музыкальной формы в графические или лингвистические символы).
– Пиктограммы (С помощью пиктограммы изобразить любую развернутую информацию) [20,75].
Задания для развития способности к развертыванию информации: Дорисуй картинку (Е. П. Торранс); Сочини рассказ по картинке; Запиши сказку; Определение понятий; Создание внутренних картин идеи; Игра «Сочинение сказки» (по схеме Я. Проппа и Д. Родари). (Барышева Т. А.)
Кристаллизация и развертывание информации
Кристаллизация и развертывание информации
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014