Крепелин Эмиль
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
Биография. Ученик В.Вундта. С 1886 г. профессор психиатрии в Дерпте, с 1891 г. - в Гейдельберге, с 1903 г. - в Мюнхене. В 1917 г. организовал в Мюнхене исследовательский психиатрический институт.
Исследования. Предложил классификацию психических заболеваний, в которой, наряду с прочим, выделил деменцию и манию. Выступал за введение в психиатрию экспериментально-психологических методов. Начал исследования в области психофармакологии.
Сочинения. Lehrbuch der Psychiatrie. 1915
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
(1856-1926) — немецкий психиатр, один из основоположников современной психиатрии и создатель крупной школы психиатров. Ученик В. Вундта. Профессор психиатрии в ун-тах Дерпта (ныне Тарту, с 1886), Гейдельберга (с 1891), Мюнхена (с 1903). С 1922 г. оставил кафедру и работал в организованном им в 1917 г. Мюнхенском психиатрическом исследовательском ин-те. Основные исследования были посвящены разработке клиники психических заболеваний. К. предложил их классификацию, построенную по нозологическому принципу, в которой, наряду с прочим, выделил деменцию и манию. Методологически опирался на принцип: одинаковые причины влекут за собой одинаковые следствия, а именно, симптомы, течение процесса, исход (которому придавал наибольшую значимость при разграничении нозологических форм). Важнейшим достижением К. было разделение эндогенных психозов по их исходу на раннее слабоумие (шизофрению) и маниакально-депрессивный психоз. Объясняя причины душевных болезней, большое значение придавал наследственности и конституции. Опубликовал учебник Психиатрия (1883), на котором воспитывались многие поколения психиатров и который выдержал около десяти изданий. Подход К. критиковали за то, что причину и следствие он понимал как нечто постоянное и неизменное, не учитывая реактивного поведения организма, воздействия среды и т.д. Однако, несмотря на этонозологи-ческий принцип К. до сих пор остается основой клинической психиатрии. К. выступал за введение в психиатрию экспериментально-психологических методов. Одним из первых начал исследования в области психофармакологии. На русском языке опубликованы: Учебник психиатрии, т.1-2, М., 1910—1912 и др.; Введение в психиатрическую клинику, 4 изд., М.-П., 1923. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005