КРАУДСОРСИНГ
КРАУДСОРСИНГ
КРАЎДСОРСІНГ / CROWDSOURCING (от англ. crowd– толпа + sourcing– использование ресурсов)– способ привлечения с помощью инфокоммуникационных технологий творческих способностей, знаний, опыта и возможностей широкого круга рассредоточенных интернет-пользователей для решения определенной задачи (проекта). К.– использование коллективного разума в решении разного рода задач, мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом. Термин введен в оборот Дж. Хау в 2006 г. В отличие от технологий интрасорсинга (решение задач собственными силами) и аутсорсинга (привлечение внешних специалистов и организаций для решения конкретных задач), К. состоит в создании психологических и коммуникационных условий для добровольного включения многих людей в решение заинтересовавшей их проблемы. По утверждению Дж. Хау, К. основан на идее о том, что коллективный разум более продуктивен, чем отдельный, даже самый гениальный человек. Энергия любителей, их приверженность выбранному делу генерируют «топливо» для К. К.– «это механизм по поиску талантов», с помощью которого «талант и знания одаренных людей» из различных уголков планеты «находят применение там, где они востребованы». Хау выделил основные психологические факторы, обусловливающие эффективность технологии К. 1. Наличие у каждого человека гораздо более широкого и сложного спектра способностей, чем те, которые проявляются в рамках современных экономических структур. Большинство людей в определенной степени являются творцами– артистами, учеными, архитекторами и художниками, причем в любой комбинации. 2. Основанные на анонимности равенство и психологическая безопасность участников процесса сотворчества. К. обладает способностью формировать «совершенную меритократию»: достоинства оцениваются не по происхождению, расе, полу, возрасту, квалификации, социальному и научному статусу участников сотворчества, а по их способности эффективно делать то дело, которое они умеют. 3. Использование с помощью Интернета беспрецедентных уровней сотрудничества и плодотворных обменов между людьми из различных точек земного шара и объединение их в виртуальные сообщества, составляющие основу К. и обеспечивающие контекст и структуру, в которой осуществляется «работа». 4. Широкая вариативность мотивации людей к совместной деятельности, основанная на добровольности: участие в интересном, творческом проекте (работа «за идею»), реализация собственных возможностей и желаний, энтузиазм, глубокая преданность сообществу и др. 5. Реализация схемы свободных циклов, т. е. участие в проекте в свободное время. К. используют для привлечения опыта большого количества энтузиастов в бизнесе, политической и социальной сферах для решения различных задач (создание продукта (контента), голосование, поиск решения, поиск людей, сбор информации, сбор мнений, тестирование, служба поддержки, сбор средств– краудфандинг). Примером К. является наполнение контента Оксфордского английского словаря (Oxford English Dictionary), «Википедии», «Ютуба» и т. д. В последнее время К. все шире применяют в процессе различного рода информационно-психологических акций. Организаторы акций «делегируют» свои функции рядовым (неизвестным) участникам информационного процесса, инспирируют ауди тории на создание и распространение тематических информационных продуктов через социальные медиа, социальные сети и мессенджеры. В результате вместо узкого круга организаторов акций в роли коммуникаторов (чаще всего неосознанно) выступают десятки и сотни желающих. «Лайковая психология», жажда людей прославиться любым способом, в одночасье, не прилагая значительных усилий, создают широкую базу для «добровольцев». Благодаря К. привлечение информационных волонтеров практически ничего не стоит организаторам информационно-психологических акций, что обусловливает повышенное внимание к нему в последнее время. А. Г. Караяни