Ковалева концепция психического дизонтогенеза это что такое Ковалева концепция психического дизонтогенеза: определение — Психология.НЭС
КОВАЛЕВ Георгий Алексеевич КОВАЛЕНКО АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ

КОВАЛЁВА КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Найдено 2 определения термина КОВАЛЁВА КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

КОВАЛЁВА КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Ковалев В.В., 1976]. Психический дизонтогенез выделяется как один из важнейших компонентов общего дизонтогенеза, проявляющийся в нарушениях психического развития и обусловленный как биологическими (генетическими, экзогенно-органическими и др.) патогенными факторами, так и длительно неблагоприятно воздействующими микросоциально-средовыми моментами, а также их разнообразными сочетаниями. Основные типы психического дизонтогенеза следующие: 1) ретардация - запаздывание или приостановка всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики; 2) асинхрония - диспропорциональное, искаженное психическое развитие при выраженном опережении развития одних психических функций и отставании темпа и сроков развития других функций и свойств; 3) дисфункция созревания - дисфункция, связанная с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды. Психический дизонтогенез играет важную роль в развитии многообразных форм психической патологии, связанных с нарушением развития, - от состояний общего психического недоразвития, то есть синдромов умственной отсталости, до патологических феноменов, возникающих вследствие дисфункции созревания, - моторных и речевых стереотипии, страхов, патологического фантазирования и др.

Оцените определение:

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

Ковалева концепция психического дизонтогенеза

лат.dis, греч.dys - приставка, означает разделение, отделение, отрицание; ontos - сущее, genesis – развитие, происхождение) - психический компонент общего дизонтогенеза (Ковалев, 1979). Основные типы психического дизонтогенеза, согласно теоии В.В.Ковалева, таковы: 1. ретардация (лат. retardo - задерживать) – задержка или замедление развития всех сторон или отдельных компонентов психической активности (например, умственная отсталость, задержка развития речи, задержка развития навыков опрятности, школьных навыков, а также инфантилизм и ювенилизм); 2. асинхрония (а + греч. synchronos - одновременный) - диспропорциональное психическое развитие с нормальным или ускоренным формированием одних психологических функций и отставанием в сроках становления других (например, атипичная олигофрения, при которой задержка умственного развития сочетается с нормальным или ускоренным развитием речи); 3. акселерация (лат. acseleratio – ускорение) – ускоренное развитие психологических функций, в первую очередь самоосознавания, интеллекта, речи. Описаны случаи, когда речь со взрослыми ее оборотами появлялась у детей 8-10 месяцев и даже ранее. 4. искажение развития – такие отклонения в развитии психологических функций, при которых последние приобретают качественные отличия от свойственных нормальным детям, как это наблюдается, например, при раннем детском аутизме; 5. дисфункция созревания - отклонение в развитии, связанное с сочетанным влиянием морфофункциональной незрелости мозга и неблагоприятных факторов социальной среды обитания. В числе основных причин психического дизонтогенеза рассматриваются конституциональные и/или генетические факторы, пре-, интра- и ранние постнатальные повреждения головного мозга различной этиологии, неблагоприятные социальные условия (неблагополучные внутрисемейные отношения, эмоциональная и интеллектуальная депривация, стрессы, жестокое обращение с детьми, воспитательно-педагогические упущения), врожденые или рано приобретенные дефекты органов чувств (в основном, это касается зрения и слуха). Психическое развитие может быть нарушено и под влиянием психиатрических заболеваний (шизофрении, эпилепсии, депрессии и т.д.). В этом случае оно нередко дополняется симптоматикой психической регрессии, явлениями нарастающего психического дефицита и некоторыми продуктивными психопатологическими симптомами. Указанные клинические разграничения носят достаточно относительный, несколько отвлеченный характер, в каждом конкретном случае нарушения развития могут быть представлены разные его типы в той или иной их пропорции, равно как и различные факторы психического дизонтогенеза. Психический дизонтогенез, указывает В.В.Ковалев, имеет существенное значение в развитии, динамике и прогнозе течения психической патологии у детей и подростков, в том числе и в симптомообразовании.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме КОВАЛЁВА КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Структурно-уровневая концепция психической адаптации

Гадельшина Т. Г.
Представлена модель психической адаптации / дезадаптации, объединяющая уже известные в данной теме теории на основе структурно-уровневой концепции функционирования психики. Выделены базовые характеристики, обеспечивающие психическую адаптацию на высоком уровне. Это позволяет исследовать ее на донозологическом уровне возникновения отклонений психического здоровья от нормы. Данная модель может быть использована в мониторингах образовательных систем.
Скачать PDF

Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого

Воронина А.В.
В статье предлагается обзор основных зарубежных и отечественных подходов и исследований проблемы психического здоровья и благополучия, которые автор обобщает в форме уровневой модели, вводя свое определение «психологического благополучия».
Скачать PDF

Концепция отношений В. Н. Мясищева и теория психической адаптации личности в медицинской психологии

Беребин Михаил Алексеевич
Продолжается рассмотрение научно-методического основания для разработки новых теоретических подходов исследований в клинической (медицинской) психологии с использованием отечественных общепсихологических концепций (на примере разработки теории психической адаптации на основе концепции отношений личности В.Н. Мясищева). Изложено обоснованное высказываниями В.Н. Мясищева представление о возможности применения положений системного подхода и теории функциональных систем при разработке методологии и теории психической адаптации в медицинской психологии.
Скачать PDF

Междисциплинарные проблемы формирования понятийного и терминологического поля концепции психической

Беребин Михаил Алексеевич
Рассмотрены некоторые междисциплинарные терминологические и понятийные проблемы концепции психической адаптации и вызванные ими проблемы клинических исследований в медицинской психологии. Описаны некоторые примеры рассогласований в понимании проявлений психической адаптации в норме и при ее нарушениях. Проведен анализ некоторых общенаучных положений с точки зрения возможности их использования при решении теоретических проблем разработки концепции психической адаптации в медицинской психологии.
Скачать PDF

Концепция отношений В. Н. Мясищева и теория психической адаптации личности

Беребин Михаил Алексеевич
В статье рассмотрены научно-методические основания для разработки новых теоретических подходов исследований в клинической (медицинской) психологии с использованием отечественных общепсихологических концепций (на примере разработки теории психической адаптации на основе концепции отношений личности В.Н. Мясищева). Изложено обоснованное высказываниями В.Н. Мясищева представление о некоторых основополагающих феноменах теории психической адаптации в медицинской психологии.
Скачать PDF

Особенности проявления феномена Я-концепции у детей с задержкой психического развития как условие уч

Манухина Яна Александровна, Шигашов Дмитрий Юрьевич, Худик Владимир Александрович
В статье выявляется роль изучения феномена поля Я-концепции личности у детей с ЗПР и в норме как условия успешности учебной (более широко социально-психологической) адаптации. Рассматриваются составляющие Я-концепции личности в детском и подростковом возрасте, особенности психологического изучения личностных детерминант, определяющих характер школьной адаптации детей с ЗПР.
Скачать PDF

Я-концепциия детей с задержкой психического развития как фактор социально-психологической адаптации

Холопова Яна Александровна
Статья посвящена рассмотрению феноменологии «Я-концепции» в отечественной и зарубежной психологии через призму социально-психологической адаптации. Показана специфика ее формирования у детей с задержкой психического развития. Особое внимание уделено взаимовлиянию особенностей «Я-концепции» у данной категории детей и уровню их социально-психологической адаптации.
Скачать PDF

Концепция жизненного пути, непрерывное образование и психическое здоровье

Рейтарова Татьяна Евгеньевна, Розанов Всеволод Анатольевич
Скачать PDF

Особенности формирования «Я-концепции» подростков с задержкой психического развития в условиях специ

Звягина Дарья Владимировна
Выявлены специфические особенности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов Я-концепции подростков с задержкой психического развития. В когнитивном компоненте наблюдаются бледные представления о себе; положительные самохарактеристики существенно преобладают над отрицательными; Я-реальное у подростков максимально приближено к их Я-идеальному. В эмоционально-оценочном компоненте обнаружен завышенный уровень самооценки. Самоотношение характеризуется самоудовлетворением, отсутствием критичной самооценки, высоким уровнем самоинтереса, высоким уровнем самопринятия, чувства глубокой симпатии к себе. Поведенческий компонент представлен средним уровнем самоэффективности в сфере предметной деятельности, и низким уровнем в сфере межличностного общения.
Скачать PDF

Преемственность идей о психических функциях человека в культурно-исторической концепции: уникальная

Мухина Валерия
Показана редкая способность Л.С. Выготского овладевать знаниями, которые ученый открывал для себя при интенсивном изучении современных ему философских и научных идей из разных областей познания человека как личности. Обсуждаются труды Л.С. Выготского, в которых формулируются методологические и теоретические основания к презентации основополагающих идей, объясняющих: развитие высших психических функций; значение знаковой функции сознания; развитие личности; орудие и знак в развитии ребенка; обучение, ведущее за собой развитие; историческое преобразование инстинктов; показывающих, как в процессе развития психических функций ребенка сменяется их ведущая роль: от восприятия к памяти и др. Показан ряд направлений развития идей Л.С. Выготского в теориях и эмпирических исследованиях его соратников, учеников и последователей в отечественной и зарубежной психологии и в других заинтересованных науках.
Скачать PDF

Дизонтогенетическая концепция гиперактивного расстройства с дефицитом внимания

Правило Екатерина Сергеевна
Рассматриваются вопросы клинико-психологической квалификации гиперактивного расстройства с дефицитом внимания (ГРДВ) как особого варианта психического дизонтогенеза. Квалификация ГРДВ как вида аномального развития определяется таксономическими основаниями классификаций нарушений психического развития в детском возрасте.
Скачать PDF

Системный подход к психокоррекции психического развития личности в раннем дизонтогенезе

Соколова Елена Викторовна
В статье описаны результаты многолетнего экспериментального исследования возможностей психологической помощи и оптимизации развития, социализации и адаптации детей с задержками психического развития, освещены вопросы организации комплексной психокоррекционной работы и сопровождения детей с отклоняющимся развитием в рамках системного подхода.
Скачать PDF

Похожие термины: