Косово: этнополитический конфликт

Найдено 1 определение
Косово: этнополитический конфликт
Косово (Косово и Метохия) - автономный край в составе Сербии. В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6 %) с национальным центром в Косовской Митровице.
В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.
Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.
Однако в конце 1980 х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.
Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную «Республику Косово», избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана «Освободительная армия Косово» (ОАК). Балканский регион в 90-е годы ХХ века стал ареной жесткой радикализации эт- нонациональных проектов, заставивших весь мир по-новому взглянуть на проблемы национализма, сепаратизма, экстремизма, терроризма, обеспечения прав меньшинств. Таким образом, косовский кризис, интерпретировавшийся в начале 80-х годов, как внутриполитический и идеологический, быстро перерос в этнический конфликт между албанцами и сербами. Ситуация в Косово - яркий пример взаимосвязи в политической борьбе идей национализма (как албанского, так и сербского) и мобилизационного потенциала сторон на этнической почве вплоть до порождаемых этим насильственных действий. Градус накала противостояния сил в регионе привел к нарушению территориальной целостности Сербии. Он стал показателем того, как конфронтация между центральной властью и местной элитой, между олицетворяющими их этническими группами способствует росту националистических настроений, обостряет их проявление. А с другой стороны - национализм оказался одним из тех факторов, который повысил остроту кризиса, повлиял на его характер, усилил как противостояние, так и политическое единство на этнической основе [1].
В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт.
24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием «Союзническая сила», продолжавшаяся до 20 июня 1999 г., когда был завершен вывод югославских войск.
Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тыс. этнических сербов.
До сих пор косовское урегулирование остается наиболее проблемным вопросом балканской повестки дня. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.
Под эгидой МООНК действует международная полиция (3 тыс. чел.). В ее задачи входит обеспечение законности и правопорядка в крае, мониторинг деятельности Косовской полицейской службы (6,2 тыс. чел.). Квота Российского полицейского контингента в составе МООНК 81 человек.
В мае 2001 года глава МООНК утвердил «Конституционные рамки временного самоуправления в Косово», в которых закреплен порядок формирования общекраевых структур власти. В соответствии с этим документом 17 ноября 2001 года состоялись первые выборы в Ассамблею (парламент) Косово.
24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари. На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.
Тема кантонизации Косово по этническому принципу дискутировалась международным сообществом до определенного периода. Ее противники напоминали о том, что развитие ситуации по такому сценарию может привести к дальнейшему перекраиванию границ в Западных Балканах. Не только албанская часть Косово имела бы перспективу присоединения к Албании, сербская - к Сербии, но также Македония, Босния и Герцеговина могли бы разделиться на этнической основе.
Одним из факторов, оказавшим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 2829 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.
План независимости Косово был сформулирован в начале 2007 г. уже упомянутым выше специальным представителем Генерального секретаря ООН Марти Ахтисаари по определению будущего Косово, бывшим президентом Финляндии и председателем Правления Кризисной группы. План был представлен в виде двух документов. «Всеобъемлющее предложение по урегулированию статуса Косово» объемом в 60 страниц определял принцип управления территорией, механизмы защиты меньшинств и международный надзор. В четырехстраничном «Докладе Специального посланника Генерального секретаря по определению будущего статуса Косово» приводится рекомендация, согласно которой «статус Косово должен представлять собой независимость под надзором международного сообщества» [2]. Сербская сторона отвергла этот план.
17 февраля 2008 года албанские власти Косово в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии. 15 июня вступила в силу Конституция Косово, закрепляющая независимость территории. Принят закон о создании сил безопасности - собственной армии. 28 февраля 2008 г. была создана Международная руководящая группа - «главная опора молодой республики». Свою задачу она видит в том, чтобы обеспечить стабильность Косово.
9 октября 2008 года правительство Черногории приняло решение признать суверенитет южной сербской автономии, результатом чего стало осложнение отношений между Черногорией и Сербией - двумя наиболее близкими республиками, входившими в состав одного государства до 2006 года.
В настоящее время в Косово непрочный мир поддерживается миротворческим контингентом из разных стран.
На сегодняшний день Косово признали 75 государств. Республику приняли в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Официальный Белград продолжает считать Косово сербской провинцией. Россия также суверенитета не признает.
Литература
1. Мартынова М. Проблема Косово: этнический фактор // Конфликт в Косово и международная безопасность. Отв. ред. Шмелев Б.А., Романенко С.А. М.: ИЭ РАН, 2009.
2. The Comprehensive proposal for Kosovo Status Settlement. http:// www.unosek.org/unosek/en/statusproposal.html.

Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.