Коррелятивная модель умозаключений

Найдено 1 определение
Коррелятивная модель умозаключений
Аспект теории атрибуции, когда мы пользуемся информацией о поведении других людей и приходим к заключению о том, что они обладают специфическими чертами, которые со временем остаются стабильными. Задача выглядит обманчиво простой, но в процессе ее решения возникают неясности. Чтобы получить полезную информацию для умозаключения о стабильных чертах характера, рассматривают три фактора: 1. Поведение должно быть добровольным. Если человека вынуждают вести себя определенным образом, его поведение очень мало говорит о нем как о личности. 2. Поведение должно производить необычные эффекты (т. е. последствия должны быть характерны для данного вида поведения). К примеру, мы оцениваем бизнесмена как щедрого филантропа, если он анонимно жертвует деньги на благотворительность, но если он делает это публично и, возможно, преследует иные цели (например, бесплатную рекламу своей компании), наша оценка резко меняется. В данном примере наша оценка человека как щедрой личности возможна лишь в том случае, если мы считаем, что в его поступках нет личной выгоды. Поведение, отклоняющееся от нормы, больше говорит нам о человеке, чем поведение, соответствующее общественным требованиям. Так, если кто-то начинает громко спорить во время дискуссии на семинаре, мы с большей вероятностно оценим это как специфическую черту характера, чем в том случае, если человек сидит тихо и со всеми соглашается.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г