КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА это что такое КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА: определение — Психология.НЭС
Коррекционная функция АФК КОРРЕКЦИОННОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Найдено 3 определения термина КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

, система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин появился в конце XIX - начале XX вв. в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли, долгое время использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отечественной педагогике это понятие стало более широким: коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности ребенка, охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей. Коррекционная направленность свойственна всей учебно-воспитательной работе, проводимой с аномальными детьми. Она строится с учетом характера нарушений развития и индивидуальных особенностей ребенка, однако ряд задач имеет общий характер и применим ко всем видам нарушений. Эти мероприятия направлены на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. Коррекционно-воспитательная работа осуществляется полно и разносторонне уже в специальных детских дошкольных учреждениях, составляя специфическое содержание их программ. В коррекционно-воспитательной работе со всеми категориями аномальных детей дошкольного возраста преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Так, глухих детей необходимо обучить произношению словесной речи, чтению. Слепого ребенка нужно научить ориентировке в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха. Воспитание слепоглухонемого ребенка начинается с обучения элементарным навыкам (прием пищи, ходьба, гигиенические навыки и т.д.). Ребенка с любым видом нарушения развития необходимо обучить свойственному его возрасту виду деятельности - игре. Благодаря проводимой в дошкольных учреждениях коррекционно-воспитательной работе аномальные дети к школьному возрасту получают подготовку для обучения в соответствующих типах специальных школ. Некоторые дети, страдающие легкими нарушениями (например, фонетическое нарушение речи), оказываются подготовленными к поступлению в массовую школу. В специальных школах всех типов коррекционно-воспитательная работа осуществляется в ходе обучения всем общеобразовательным предметам. Кроме того, в младших классах в той или иной форме проводится предварительное (пропедевтическое) обучение. В школах для умственно отсталых детей на начальном этапе обучения выделяется целый пропедевтический период, заполненный коррекционными мероприятиями. Особое внимание уделяется групповым или индивидуальным логопедическим занятиям; воспитываются навыки самообслуживания. В младших классах школ для глухих детей проводят специальные уроки предметно-практического обучения. На этих занятиях дети овладевают широким кругом житейских понятий, у них формируются навыки ручного труда, активизируется потребность учащихся в общении, стимулируется развитие словесной речи. В школе для детей с задержкой психического развития введены коррекционные занятия - "знакомство с окружающим миром и развитие речи", - направленные на ликвидацию пробелов знаний, накопившихся в дошкольном возрасте. Занятия по общеобразовательным предметам направлены на развитие познания, в объеме и по форме близкого к тому, что получают дети в массовой школе. Трудовая подготовка в специальной школе имеет большое коррекционно-воспитательное значение. Она помогает детям овладеть доступной профессией и готовит их к общественно полезной деятельности. Для осуществления задач коррекционно-воспитательной работы при необходимости создаются и применяются специальные учебники, учебные пособия, технические средства обучения.
Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.1825

КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX в., первоначально – лишь применительно к умственно отсталым детям; в современной отечественной дефектологии трактуется шире: К.в. р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории аномальных детей и проводится совместно медиками и педагогамидефектологами.

Коррекционная направленность характерна для всей учебновоспитательной работы с аномальными детьми, которая организуется с учетом нарушений и индивидуальных особенностей ребенка. Ряд задач имеет общий характер: это мероприятия по развитию движений, чувственного опыта и мышления; привлечение ребенка к посильным формам общественно полезного труда и др.

Чем раньше начата К.в. р., тем успешнее преодолевается дефект. В К.в. р. с детьми дошкольного возраста преобладает обучение, направленное на развитие компенсаторных возможностей (см. компенсация функции). В специальных школах всех типов К.в. р. осуществляется в ходе обучения всем общеобразовательным предметам; в младших классах проводится также предварительное (пропедевтическое) обучение.

Источник: Дефектология. Словарь-справочник

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с отклонениями развития

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Найдено рефератов по теме КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

Коррекционная работа с подростками с девиантным поведением в условиях оздоровительно-образовательных

Миронова
Скачать PDF

Оптимизация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Болотова Наталья Петровна
В статье рассматривается новый взгляд на объединение известных методов в психолого-педагогической деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Из практического опыта специалистов в области психологии, дефектологии и педагогики отмечается перспективность использования инновационной технологии «Мозарт».
Скачать PDF

Проблема организации психолого-коррекционной работы со студентами-первокурсниками

Лобейко Юрий Александрович
Развитие личности, равно как и ее творческий рост, зависят от деятельностно-опосредованного типа взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой или группами в этот период. Поэтому все большую популярность в современной психологической практике приобретают групповые методы обучения. Использование активных методов для стимулирования творческого роста диктуется возрастанием социальной роли личности, ее зрелости, необходимостью обогащения содержания ее творчества, все большим сознанием своей причастности к результатам своей деятельности, помогая всесторонне и полно раскрыть свои возможности. Активные методы социально-психологического обучения представляют собой новые способы предъявления учебного материала, направленные не только на овладение конкретными знаниями, но и совершенствование различных психических навыков специалистов: усиление способности к анализу психологических задач, развитие умения управлять собственными эмоциями, принимать ответственные решения в неоптимальных ситуациях.
Скачать PDF

Влияние комплексной коррекционной работы на социально-психологическую адаптацию и на самоактуализаци

Филатов А. В.
Статья посвящена анализу современных подходов в коррекционной работе с подростками с органическим расстройством личности. Проведен анализ экспериментальных данных о влиянии специальной коррекционной работы на социально-психологическую адаптацию и на самоактуализацию подростков с данным расстройством.
Скачать PDF

Сравнительная характеристика инициативности до и после коррекционной работы

Байков И.В
Исследовалась инициативность как системное свойство личности, включающее в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный компоненты. Анализируется статистическая оценка значимости различных переменных инициативности до и после коррекционных воздействий.
Скачать PDF

Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школ

Никитина Наталья Борисовна
В статье показаны особенности развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Раскрыты закономерности влияния эмоциональной сферы на развитие личности младших школьников. Проанализированы причины возможных психосоматических нарушений, возникающих в результате перехода к учебной деятельности. Автором проведено тестирование детей начальной школы и представлены результаты исследования. Описаны основные направления коррекционной работы с детьми. Показана взаимосвязь между эмоциональной реакцией детей во время проведения тестирования и отдельными личностными характеристиками.
Скачать PDF

Учет биологических закономерностей развития в коррекционно-оздоровительной работе с детьми, имеющими

Шульпина В.П.
В статье рассматриваются данные возрастного развития параметров дыхательной функции и обсуждается вопрос о наиболее благоприятных периодах развития и совершенствования резервов мощности и регуляции дыхательной системы детей и подростков с аномалиями развития (с нарушением интеллекта, общим недоразвитием речи (ОНР), нарушениями зрения и слуха) за период школьного онтогенеза. С этих позиций обосновывается педагогическая технология коррекционно-развивающего воздействия, направленная на расширение функциональных возможностей кардио-респираторной системы и укрепление здоровья детей.
Скачать PDF

Динамика профессиональной деформации сотрудников ОВД в зависимости от стажа работы и коррекционных м

Кузнецова Ирина Владимировна
Статья посвящена изучению профессиональной деформации сотрудников ОВД в ходе профессиональной деятельности. В ней рассмотрены содержание и факторы профессиональной деформации работников ОВД, ее динамика в зависимости от стажа работы и проводимых коррекционных мероприятий.
Скачать PDF

Принципы и условия исправительно-коррекционной работы с осужденными преступниками

Садрисламов Г. Ф.
Работа посвящена общепсихологическим и психолого-педагогическим аспектам духовно-нравственного благополучия осужденных преступников и его коррекции, методам его психологической диагностики, принципам и условиям его формирования в местах лишения свободы. Экспериментально обосновывается эффективность коррек-ционно-воспитательной программы, которая включает в себя систему условий переориентации осужденными своих ценностных и смысловых функциональных образований, актуализацию и формирование механизмов положительного духовно-нравственного целеполагания и целеосуществления, а также систему условий отработки личностью осужденного прочных стереотипов духовно-нравственного поведения.
Скачать PDF

Содержание коррекционной работы с семьей по преодолению деструктивных аффектов ребенка младшего дошк

Ильина Ирина Юрьевна
Рассматриваются проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; влияние родительского отношения на возникновение в поведении ребенка деструктивных аффектов разлуки; основные направления коррекции аффективного поведения ребенка дошкольного возраста; коррекция неблагоприятных паттернов родительского отношенияThe article considers the problems of development of the emotional sphere of preschool children; the influence of parental relationship on the occurrence in the child's behavior destructive affects of separation; the main directions of correction affective behavior of the preschool child; correction of adverse patterns of parent relations
Скачать PDF

Психолого -коррекционная работа с  детьми дошкольного и  младшего школьного возраста, имеющими пробл

Кривоносова Елена Владимировна
В статье рассматриваются асоциальное и девиантное поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста, причины, формирующие это поведение, а также конструктивные методы и техники, используемые в психолого-коррекционной работе с детьми, транслирующими девиантное поведение. Использование техник стрессотерапии в работе с детьми, проявляющими ярко выраженную агрессию, доводит проявления гнева и злобы до пиковой точки, а затем в процессе дальнейшей работы ребёнок на первых порах трансформирует энергию злобы с помощью психолога, в ходе дальнейшей работы – самостоятельно в конструктивное решение жизненных задач. Цель – научить ребёнка, а также его родителей конструктивно решать свои жизненные задачи и выходить из конфликтных ситуаций экологичнее, чем прежде, что способствует улучшению внутрисемейного климата и переводу межличностных отношений на новый уровень партнёрства
Скачать PDF

Похожие термины: