система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с отклонениями развития
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
КОРРЕКЦИОННОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX в., первоначально – лишь применительно к умственно отсталым детям; в современной отечественной дефектологии трактуется шире: К.в. р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории аномальных детей и проводится совместно медиками и педагогамидефектологами.
Коррекционная направленность характерна для всей учебновоспитательной работы с аномальными детьми, которая организуется с учетом нарушений и индивидуальных особенностей ребенка. Ряд задач имеет общий характер: это мероприятия по развитию движений, чувственного опыта и мышления; привлечение ребенка к посильным формам общественно полезного труда и др.
Чем раньше начата К.в. р., тем успешнее преодолевается дефект. В К.в. р. с детьми дошкольного возраста преобладает обучение, направленное на развитие компенсаторных возможностей (см. компенсация функции). В специальных школах всех типов К.в. р. осуществляется в ходе обучения всем общеобразовательным предметам; в младших классах проводится также предварительное (пропедевтическое) обучение.
Коррекционная направленность характерна для всей учебновоспитательной работы с аномальными детьми, которая организуется с учетом нарушений и индивидуальных особенностей ребенка. Ряд задач имеет общий характер: это мероприятия по развитию движений, чувственного опыта и мышления; привлечение ребенка к посильным формам общественно полезного труда и др.
Чем раньше начата К.в. р., тем успешнее преодолевается дефект. В К.в. р. с детьми дошкольного возраста преобладает обучение, направленное на развитие компенсаторных возможностей (см. компенсация функции). В специальных школах всех типов К.в. р. осуществляется в ходе обучения всем общеобразовательным предметам; в младших классах проводится также предварительное (пропедевтическое) обучение.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
, система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин появился в конце XIX - начале XX вв. в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли, долгое время использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отечественной педагогике это понятие стало более широким: коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности ребенка, охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей. Коррекционная направленность свойственна всей учебно-воспитательной работе, проводимой с аномальными детьми. Она строится с учетом характера нарушений развития и индивидуальных особенностей ребенка, однако ряд задач имеет общий характер и применим ко всем видам нарушений. Эти мероприятия направлены на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. Коррекционно-воспитательная работа осуществляется полно и разносторонне уже в специальных детских дошкольных учреждениях, составляя специфическое содержание их программ. В коррекционно-воспитательной работе со всеми категориями аномальных детей дошкольного возраста преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Так, глухих детей необходимо обучить произношению словесной речи, чтению. Слепого ребенка нужно научить ориентировке в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха. Воспитание слепоглухонемого ребенка начинается с обучения элементарным навыкам (прием пищи, ходьба, гигиенические навыки и т.д.). Ребенка с любым видом нарушения развития необходимо обучить свойственному его возрасту виду деятельности - игре. Благодаря проводимой в дошкольных учреждениях коррекционно-воспитательной работе аномальные дети к школьному возрасту получают подготовку для обучения в соответствующих типах специальных школ. Некоторые дети, страдающие легкими нарушениями (например, фонетическое нарушение речи), оказываются подготовленными к поступлению в массовую школу. В специальных школах всех типов коррекционно-воспитательная работа осуществляется в ходе обучения всем общеобразовательным предметам. Кроме того, в младших классах в той или иной форме проводится предварительное (пропедевтическое) обучение. В школах для умственно отсталых детей на начальном этапе обучения выделяется целый пропедевтический период, заполненный коррекционными мероприятиями. Особое внимание уделяется групповым или индивидуальным логопедическим занятиям; воспитываются навыки самообслуживания. В младших классах школ для глухих детей проводят специальные уроки предметно-практического обучения. На этих занятиях дети овладевают широким кругом житейских понятий, у них формируются навыки ручного труда, активизируется потребность учащихся в общении, стимулируется развитие словесной речи. В школе для детей с задержкой психического развития введены коррекционные занятия - "знакомство с окружающим миром и развитие речи", - направленные на ликвидацию пробелов знаний, накопившихся в дошкольном возрасте. Занятия по общеобразовательным предметам направлены на развитие познания, в объеме и по форме близкого к тому, что получают дети в массовой школе. Трудовая подготовка в специальной школе имеет большое коррекционно-воспитательное значение. Она помогает детям овладеть доступной профессией и готовит их к общественно полезной деятельности. Для осуществления задач коррекционно-воспитательной работы при необходимости создаются и применяются специальные учебники, учебные пособия, технические средства обучения.
Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999