КОРНИЛОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
Соч.:Очерк психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1921; Современная психология и марксизм. М., 1925; Учение о реакциях человека (реактология). М., 1927; Психология. М., 1946; Воспитание воли и характера. М., 1950.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Биография. С 1898 по 1905 г. был народным учителем в Сибири. В 1910 получил образование в Московском университете. После революции выступил инициатором создания педагогического факультета Московского университета, превращенного в дальнейшем в педагогический институт, где был деканом. Директор Института психологии (1923-30 и 1938-41). С 1943 г. - действительный член и вице-президент АПН РСФСР. С 1928 по 1931 г. - редактор журнала "Психология".
Исследования. На I и II Всероссийских съездах по психоневрологии, проходивших в 1923 и 1924 гг., выдвинул требование построения психологии на марксистской основе, но его собственная реализация такого подхода представляла собой лишь механическое соединение интроспективной психологии сознания и объективного, бихевиористского подхода.
Сочинения. Современная психология и марксизм. Л., 1925;
Учение о реакциях человека с психологической точки зрения. М.-Л., 1927;
Психология. М., 1941 (совм. с Б.М.Тепловым и др.)
(1879—1957) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор реактологической концепции. Д-р педагогических наук (1935), профессор (1921). Д. чл. АПН РСФСР (с 1943). Окончил Омскую учительскую семинарию (1898) и Московский ун-т (1910). В 1898-1905 -народный учитель в Сибири. С 1910 — научный сотрудник психологического института Московского университета, с 1916 — приват-доцент ун-та. В 1921 г. по поручению Наркомпроса организовал педагогической факультет 2-го МГУ и был назначен его деканом и профессором кафедры психологии. Его экспериментальные работы 1920-х гг. были посвящены изучению реакций (зависимости скорости и силы реакций от характера деятельности, задачи ит.д). В 1923-1930 и 1938-1941 гг. директор НИИ психологии. В 1935 г. по совокупности работ ему была присуждена степень д-ра педагогических наук. В 1944—1950 гг. К. — вице-президент АПН РСФСР. Редактор ряда педагогических и психологических журналов. На 1-м (1923) и 2-м (1924) Всероссийских съездах по психоневрологии представлял разработанную им концепцию реактологии (1921 г.), которую в качестве марксистской психологии противопоставлял, с одной стороны, рефлексологии, а с другой — идеалистической эмпирической психологии Г.И. Челпанова. В 1931 г. в результате так называемой реактологической дискуссии К. отказался от реактологии. В последние годы жизни разрабатывал принципы целостного изучения личности, проблемы воли и характера. Участвовал в создании основных учебников по психологии для вузов. Автор трудов: Современная психология и марксизм, Л., 1925; Очерк психологии ребенка дошкольного возраста, М., 1927; Учение о реакциях человека с психологической точки зрения (Реактология) , М.-Л., 1927; Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма, М.-Л., 1931; Психология , М., 1946. А.В. Петровский
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005