КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Найдено 1 определение
КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ
(от англ. to cope - справиться, совладать) - актуальный ответ личности на воспринимаемую угрозу в форме планируемых поведенческих и когнитивных усилий, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль взаимоотношений в системе человек-среда. Термин введен американским психологом А. Маслоу. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. В отличие от психологических защит, направленных на смягчение психического дискомфорта, К-с. направлены на активное, произвольное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей. Р. Лазарус обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Структура копинг-процесса начинается с восприятия стресса, далее - когнитивная оценка, выработка стратегии преодоления и оценка результата действий. Различаются неадаптивные (полное избегание проблемы), частично адаптивные (избегание проблемы под каким-либо предлогом) и адаптивные (активное решение проблемы) К-с. Фрайденберг предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории: 1) обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то еще); 2) непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией); 3) продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус). Поступление ребенка в школу и включение в новую учебную деятельность приводит к заострению эмоциональных свойств его личности. Учеба требует от ребенка дифференцированного восприятия, произвольности внимания и памяти, сформированности мыслительных операций обобщения и отвлечения. У детей раннего школьного возраста познавательные функции еще находятся в процессе формирования. Вызванное объективными причинами несоответствие некоторых детей требованиям учебной деятельности порождает трудности в обучении и заставляет их переживать. Школьная жизнь, новая социальная ситуация, переживается как чрезвычайная также потому, что она ставит ранее свободного в своих желаниях ребенка в состояние зависимости, формируя конфликт между «хочу» и «надо». Такая зависимость от мнений и оценок родителей, учителя и сверстников побуждает детей к сравнению себя с другими, к осознанию своих физических и психологических особенностей. Процесс осознания себя всегда идет через переживание. Осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, их обобщение и борьба, формирование самооценки и самоуважения является для детей непростой работой и провоцирует повышение общей эмоциональности. Отклонениями, характерными для свойств личности младших школьников, становятся напряженность, тревожность, чувствительность, робость, легкая возбудимость, В сочетании с низким самоконтролем и недостаточным пониманием социальных нормативов, эти личностные свойства обуславливают трудности адаптации ребенка, провоцируют включение защиты и формирование соответствующих жизненной ситуации К-с. На выбор стратегии совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности самоконтроля, специфика характера и пр., а также особенности этнокультуры и конфессиональные установки.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.