Копинг-стратегии

Найдено 2 определения термина Копинг-стратегии

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Копинг-стратегии

от англ. to cope with - справляться с чем-либо, совладать) - осознанно используемые человеком приемы совладания с трудными ситуациями (в т. ч. и в сфере коммуникации, О.), состояниями и порождающими их условиями. Термин «копинг» (англ. coping) впервые появился в психол. литературе в 1962 при изучении преодоления детьми кризисов развития. Спустя 4 года, в 1966 г., Р. Лазарус (R. Lazarus) в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания» («Psychological Stress and Coping Process») обратился к понятию «копинг» для описания осознанно используемых человеком приемов для совладания со стрессом и с порождающими тревогу событиями. Он определял копинг как «непрерывно меняющиеся попытки в когнитивной и поведенческой областях справиться со специфическими внеш. или внутр. требованиями, к-рые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» (Lazarus & Folkman, 1984). Авторы подчеркивают, что копинг следует рассматривать как процесс, предполагающий динамику или постоянные изменения приемов совладания, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние. Стресс понимался как дискомфорт, испытываемый при отсутствии равновесия между воспринимаемыми индивидом требованиями среды и ресурсами, доступными для соответствия этим требованиям. Стрессовой ситуация становится именно в результате оценивания индивидом. Согласно представлениям Р. Лазаруса и C. Фолкман, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора (источника стресса), сопоставляя требования среды с собственной оценкой имеющихся у них ресурсов для совладания с этими требованиями. Сo временем понятие «копинг» стало включать в себя приемы совладания не только с чрезмерными или превышающими ресурсы человека требованиями, но и с повседневными стрессовыми ситуациями. Содержание понятия «копинг» при этом осталось тем же - это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться с требованиями в ситуациях взаимодействия человека и среды (Frydenberg & Lewis, 2000). Подчеркивается, что индивид может реагировать в стрессовой ситуации как произвольно, так и непроизвольно. Непроизвольные реакции - это те, к-рые обусловлены индивидуальными различиями в темпераменте, а также те, к-рые приобретены в результате научения через повторение и более уже не требуют сознательного контроля. В совладании со стрессом люди обычно используют один из 3 осн. видов К.-с.: 1) направленность на оценку, 2) направленность на проблему и 3) направленность на эмоции. Направленность на оценку возникает в ситуации, когда человек, напр., изменяет свое мнение по какому-либо вопросу либо отстраняется от проблемы. Люди могут менять свое мнение через изменение целей и ценностей, как это происходит, напр., в ситуации с юмором. Направленность на проблему используется человеком для выяснения причин этой проблемы. Для этого проводится поиск информации и усвоение новых навыков. Направленность на эмоции предполагает их сдерживание, отвлечение себя от них, контроль над неприятными чувствами, а также регулярное использование приемов расслабления и др. Люди могут использовать эти 3 вида К.-с. в нек-ром сочетании, и потому механизмы совладания могут изменяться с течением времени. Мужчины чаще предпочитают использовать направленность на проблемы, тогда как женщины чаще предпочитают направленность на эмоции. Механизмы совладания, основанные на направленности на проблемы, могут позволять человеку получать больший контроль над проблемами, а направленность на эмоции может зачастую приводить к снижению контроля. Следовательно, люди иногда полагают, что направленность на проблемы является более эффективным средством совладания. Эмпирическое изучение совладающего поведения проводится с помощью методов исследования К.-с. Существуют разные мнения по вопросу эффективности К.-с. В разных теориях указывается на то, что К.-с. могут быть как эффективными, так и неэффективными (Frydenberg, 2002; Frydenberg, Lewis, 2000). Эффективность К.-с. рассматривается как зависящая от 2 осн. факторов: ответной реакции индивида и контекста, в к-ром реализуется совладание. В отеч. психологии проблематика совладания представлена в работах, посвященных переживанию (см., напр., работы Ф. Е. Василюка), а также трудным жизненным ситуациям, в т. ч. ситуациям О. Лит.: Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984; Он же. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журн. практ. психол. и психоанализа. 2001. № 4 (дек.); Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5; Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal, Fall, 2000. V. 37. № 3; Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N. Y.: Springer, 1984. Ю. П. Зинченко, Р. С. Шилко
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Копинг-стратегии

coping) - стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы.  В частности, в условиях приспособления к болезни, физическому, личностному и социальному благополучию.

Источник: Л.Пергаменщик. Кризисная психология. Глоссарий к книге, 2002 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Индивидуальные характеристики педагога начальной школы, влияющие на его копинг-стратегии

Котова С.А.
Оценены индивидуальные психологические особенности, влияющие на копинг, у 230 учителей начальных классов средних школ Латвии, Литвы, Абакана, Санкт-Петербурга
Скачать PDF

Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии как процессы интрапсихической адаптации

Даниленко А.А.
В статье изложены взгляды на роль механизмов психологической защиты и копинг-стратегий в процессе адаптации личности к болезненным переживаниям; воздействие на защитные процессы в консультировании и психотерапии
Скачать PDF

Копинг стратегии и защитные механизмы в развитии личностного самопознания медицинских работников

Фельдман И.Л.
Посвящена выявлению особенностей копинг стратегий и защитных механизмов у медицинских работников. Описаны результаты эмпирического исследования и выявлены особенности самоотношения, саморегуляции и копинг стратегий у медицинских работников мужского и женского пола со стажем работы до 10 и свыше 10 лет.
Скачать PDF

Ценностная конфликтность, копинг-стратегии и темперамент

Красильников Игорь Александрович
В статье представлены результаты эмпирического исследования связей между ценностной конфликтностью, копинг‑стратегиями и свойствами темперамента. Определены также некоторые связи с острой формой ценностной конфликтности, которую мы называем смысловым тупиком.
Скачать PDF

Ведущие копинг-стратегии студентов с различным уровнем стрессоустойчивости

Киреева М. В.
Статья отражает эмпирические показатели соотношения доминирующих копинг-стратегий при различном уровне стрессоустойчи-вости. Установлена корреляционная связь между уровнем стрессо-устойчивости и копинг-стратегиями: при низком уровне стрессо-устойчивости доминирует пассивная копинг-стратегия; при высоком уровне — активные копинг-стратегии.
Скачать PDF

Развитие совладающего поведения в юношеском возрасте: копинг-стратегии и оценочная тревожность

Илюхин А. Г.
В статье исследуются основные тенденции в развитии совладания с оценочной тревожностью в юношеском возрасте, сравниваются структуры совладающего поведения старших подростков (14-16 лет) и позднего юношеского возраста (19-21 год). Рассматривается роль социальной поддержки, проактивного копинга в совладании с оценочной тревожностью в исследуемых возрастах.
Скачать PDF

Копинг-стратегии личности в период нормативного кризиса взрослости

Лукшина Виктория Владимировна
В статье представлены результаты теоретического анализа копинг-стратегий в фрустрационных и стрессовых ситуациях. Результаты теоретического анализа позволили автору статьи применить их для выявления методов исследования копинг-стратегий и определить индивидуальные особенности выбора копинг-стратегий и техник защиты студентами в фрустрационных ситуациях и ситуациях стресса в период нормативного кризиса взрослости.
Скачать PDF

Копинг-стратегии больных бронхиальной астмой с разным уровнем субъективного благополучия

Процукович Елена Петровна, Водолазская Анастасия Сергеевна
В статье отражены основные подходы к совладающему или копинг-поведению и субъективному благополучию личности. Субъективное благополучие рассматривается как психическое состояние. Представлены результаты эмпирического исследования субъективного благополучия больных бронхиальной астмой и их копинг-стратегий, c учетом сложной структуры благополучия описана их взаимосвязь. Установлено, что чем больше пациент склонен описывать благополучие как что-то быстропроходящее, приятное, глобальное, мало идентифицируемое с собой, тем больше он склонен к стратегиям мысленного отвлечения, обращения за помощью. Чем выше самооценка тонуса при благополучии и адекватен образ самого себя, тем больше пациент склонен прибегать к позитивному переформулированию ситуации, планированию копинга, активно изменять положение дел, использовать юмор и не использовать стратегию отрицания. Такие составляющие эмоционально-оценочный компонента, как «активное отношение к жизненной ситуации», «бодрость», «удовлетворенность жизнью в целом», «устойчивость эмоционального состояния», отрицательно коррелируют с поведенческим уходом от проблемы и принятием психоактивных веществ. Составляющие «раскованность» и «спокойствие» также находятся в обратной зависимости со стратегией «принятие».
Скачать PDF

Различные копинг-стратегии преподавателей в зависимости от уровня мотивации к инновационной деятельн

Дмитриева Наталья Юрьевна, Качановецкая Наталья Ивановна
Статья посвящена изучению различных стратегий совладающего поведения педагогов в зависимости от уровня мотивации к инновационной деятельности на примере преподавателей высшей школы. На выборке из 127 человек в ходе психодиагностики выявлены две группы: педагоги с высоким и низким, средним уровнем мотивации к обучению к новым инновационным технологиям профессиональной деятельности. Дальнейшее тестирование (опросник «Индикатор копинг-стратегий» CSI) показало различные копинг-стратегии. Так, у педагогов с высоким уровнем мотивации к обучению к новым инновационным технологиям часто преобладала стратегия «разрешение проблем», а педагогов с низким и средним уровнем мотивации к обучению к новым инновационным технологиям часто доминировали стратегия «избегание» и стратегии «поиск социальной поддержки» соответственно.
Скачать PDF

Взаимосвязь социально-психологической адаптации и копинг-стратегии у менеджеров

Шмакова Н. А.
В статье дается краткий обзор теоретических представлений и подходов к изучению поведения, совладающего со стрессом (копинг). Перечисляются и характеризуются основные функции, виды и структура копинга, указываются наиболее адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии. Представлены результаты и анализ эмпирического исследования взаимосвязи между уровнем социально-психологической адаптации и выбором варианта копинг-стратегии у менеджеров-мужчин и менеджеров-женщин.
Скачать PDF

Копинг-стратегии и переживание одиночества у студентов

Агнаева Кристина Хетаговна, Верещагина Марина Владимировна
В статье предпринята попытка уточнения содержания понятия «переживание одиночества». Показано, что одиночество как социально-психологическое явление, проявляющееся в глубоком субъективном эмоциональном переживании не связано с физической изоляцией от близких людей, а в большей степени обусловлено особенностями социального поведения, позволяющего субъекту с помощью осознанных действий, способами, адекватными личностным особенностям и ситуации справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией.
Скачать PDF

Профессиональная адаптация и копинг-стратегии

Зарубко Елена Юрьевна, Вакарина Наталья Сергеевна
Изучается связь между адаптацией новых сотрудников и актуализированными у них копинг-стратегиями. Копинг-стратегии диагностируются опросником СОРЕ К. Карвера в адаптации П.А. Иванова, Н.Г. Гаранян. Для оценки адаптации сотрудников используется анкета на основе опросника К. Роджерса и Р. Даймонда, исходный перечень вопросов сокращен с 101 до 30 с помощью экспертной оценки, оставлены только вопросы, касающиеся профессиональной адаптации. Полученная анкета заполнялась новыми сотрудниками (n = 63) и их непосредственными руководителями (n = 2). Корреляция оценок адаптации с точки зрения руководителя и сотрудника значима (r = 0,83, p
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!