Копинг-стратегии: классификация

Предыдущий термин:
Копинг-стратегии

Следующий термин:
Копинг-стратегия

Содержание:

Найдено 1 определение:

Копинг-стратегии: классификация

систематизация имеющихся подходов к копинг-стратегиям (К.-с). Поскольку интерес к К.-с. возник в психологии относительно недавно и сам феномен совладания с трудностями является сложным, предлагаются разные их классификации: 1. Направленные на проблемы / направленные на эмоции К.-с. Исследователи, впервые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию К.-с. Р. Лазарус (R. Lazarus) и С. Фолкман (S. Folkman) предложили бинарную классификацию К.-с., разделив их по направленности: а) на проблемы стратегии (11 копинговых действий); б) на эмоции стратегии (62 копинговых действия). Согласно Р. Лазарусу, в совладании представлены и проблемно-направленный, и эмоционально-направленный аспекты. В свою очередь Р. Мус и Д. Шеффер (R. H. Moos, J. A. Shaefer) выделили 3 вида стратегий: 1) направленные на оценку (установление значения ситуации для самого субъекта); 2) направленные на проблему (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса); 3) направленные на эмоции (управление чувствами и поддержание эмоционального состояния). Л. Перлин и К. Шулер (L. I. Pearlin, C. Schooler) предложили аналогичную классификацию, выделяя след. 3 вида стратегий: 1) стратегия изменения способа видения проблемы; 2) стратегия изменения проблемы; 3) стратегия управления эмоциями. Последние 2 классификации во многом повторяют классификацию Р. Лазаруса и С. Фолкман. При этом Р. Мус и Д. Шеффер а также Л. Перлин и К. Шулер выделяют в К.-с. «направленность на проблему» действия 2 типов: когнитивные («направленность на оценку» и «изменение способа видения проблемы», соответственно) и поведенческие («направленность на проблему» и «изменение проблемы», соответственно). Многие из классификаций К.-с., возникавшие вслед за классификацией Р. Лазаруса и С. Фолкман, составлялись в той же традиции, предлагая бинарное разделение К.-с. по принципу «работа с проблемой» / «работа с отношением к проблеме». Т. о., многие классификации К.-с. часто сводятся к различению между активными, направленными на проблему усилиями справиться с внеш. запросами проблемы против более интроспективных усилий переформулировать или когнитивно переоценить проблему так, что она лучше соответствует внеш. требованиям. 2. Когнитивные /поведенческие /эмоциональные К.-с. Нек-рые исследователи предлагают классификации, в к-рых К.-с. различаются в зависимости от преобладающих процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, И. М. Никольская и Р. М. Грановская (Никольская, Грановская, 2001) выделяют 3 больших группы К.-с., проходящих на след. уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание. Есть классификации, касающиеся только одного процесса. Так, напр., Е. Коплик (E. Koplik), рассматривая полностью когнитивные К.-с., предлагает бинарную классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации. Напротив, П. П. Виталиано (P. P. Vitaliano) выделяет 3 способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование. 3. Эффективные / неэффективные К.-с. Нек-рые исследователи полагают, что К.-с. лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные (эффективные) и дисфункциональные (неэффективные) аспекты совладания. Функц. стили представляют собой попытки справиться с проблемой, с помощью других или без нее, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных К.-с. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили избегающим совладанием. Так, напр., Е. Фрайденберг и Р. Льюис (E. Frydenberg, R. Lewis) предлагают классификацию, в к-рой 18 стратегий сгруппированы в 3 категории: обращение к другими (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то еще), непродуктивное совладание (стратегии избегания, к-рые связаны с неспособностью справиться с ситуацией) и продуктивное совладание (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус). К.-с. в категории «обращение к другим» стоит особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга. Т. о., в данной классификации, основанной на измерении «эффективности / неэффективности», исследователями сделана попытка выделить еще одно измерение - «социальная активность», к-рое с т. зр. исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное. 4. К.-с. как степень контроля над ситуацией. В психол. литературе также представлены др. классификации, к-рые рассматривают К.-с. как специфические поведенческие приемы произвольного контроля действий, т. е. как планируемые акты поведения, к-рые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе. 5. Уровневая структура совладания. Исследователи К.-с. в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют неск. уровней возможного обобщения деятельности индивида, направленной на то, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия, К.-с. и копинговые стили. Копинговые действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в К.-с., стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (напр., группу стратегий, к-рая представляет собой концептуально похожие действия). Иногда термины «копинговые действия» и «копинг-стратегии» используются как взаимозаменяемые, в то время как понятие «копинговые стили» в общем относится к действиям или стратегиям, к-рые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Др. похожие термины - это копинговые тактики и копинговые ресурсы. Лит.: Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2001; Folkman S., Lazarus R. S. The relationship between coping and emotion: Implications for theory and research. Social Science Medicine, 26, 1998; Koplik E. K. et al. The Relationship of MotherChild Coping Styles and Mother’s Presence of Children’s Response to Dental Stress. // J. of Psychology. 1992. V. 126 (1); Lazarus, R. S. Emotion and Adaptation. N. Y., 1991; Moss R. H., Schaefer J. A. Life transitions and crises // Coping with life crises. An integrative approach. N. Y., 1986. Ю. П. Зинченко, Р. С. Шилко
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

О формировании конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификации в ситуациях отрица

Сизикова Олеся Анатольевна, Филатова Нина Петровна
Рассматривается актуальная проблема формирования у спортсменов высокой квалификации конструктивных копинг-стратегий для успешного преодоления стресса неудачи в соревновательной деятельности.
Скачать PDF

Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений

Киселева О. В.
Рассматриваются особенности совладающего поведения в группах подростков 13-16 лет с нарушениями и без нарушений поведения. Проводится сопоставительный анализ личностных особенностей, влияющих на выбор продуктивных копинг-стратегий у учащихся с нарушениями и без нарушений поведения.
Скачать PDF

Взаимосвязь оптимизма и копинг-стратегий поведения у медицинских работников различных специализаций

Асеева Инна Николаевна, Попкова Юлия Александровна
В статье рассматривается феномен оптимизма как атрибутивный стиль объяснения успехов и неудач у медицинских работников различных специализаций: хирургов, хирургов-травматологов и терапевтов. Проведено исследование по установлению взаимосвязи между атрибутивным стилем мышления и копинг-стратегиями поведения
Скачать PDF

Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и

Малышев Иван Викторович
В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации личности в контексте преодоления ею сложных и стрессовых ситуаций. Представлены результаты анализа социально-психологических характеристик адаптации личности и основных копинг-поведенческих стратегий учащихся старших классов и студентов младших курсов. Установлена взаимосвязь изучаемых явлений и намечены пути эффективного преодоления стрессовых ситуаций.
Скачать PDF

Родительские наставления как один из факторов формирования копинг-стратегий юношества народов Сибири

Бохан Татьяна Геннадьевна, Галажинский Эдуард Владимирович, Мещерякова Эмма Ивановна
Рассматривается связь родительских наставлений с особенностями представлений о трудных ситуациях, характером совладающего поведения и личностными копинг-ресурами юношей (старшеклассников и студентов) различных этносов Сибири (алтайцев, хакасов, русских, шорцев, бурят, татар). Выявлено, что родительские наставления как экспликация семейных ценностей являются одним из факторов формирования копинг-стратегий и личностных ресурсов подростов и юношества народов Сибири. При этом обнаруживается две тенденции в интериоризации совладающего поведения.
Скачать PDF

Тендерные и возрастные различия в копинг-стратегиях юношей народов Сибири

Бохан Татьяна Геннадьевна, Залевский Генрих Владиславович, Мещерякова Эмма Ивановна
В данной статье приводятся результаты анализа исследования тендерных различий в копинг-стратегиях подростков и юношей различных национальностей Сибири (алтайцев, хакасов, татаров, бурят, шорцев, русских) с учетом возрастного фактора. Исследовательская модель предполагала два этапа анализа информации: по тендерному критерию на первом этапе анализировалась общая выборка подростков и юношей (количество респондентов 471), на втором этапе был проведен сравнительный анализ подростков и юношей различных национальностей Сибири по возрастному и тендерному критерию. В исследовании были получены доказательства о существовании реальных тендерных и возрастных различий как по использованию базовых копинг-стратегий, так и по характеристикам когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер в копинг-стратегиях, хотя в представлениях о трудных ситуациях и способах совладания у юношей и девушек обнаружилась одновекторная интенциональность.
Скачать PDF

Особенности делового общения руководителей с различными копинг-стратегиями

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье обобщены результаты эмпирических исследований взаимосвязи совладающего поведения с различными параметрами делового общения руководителей; описаны модели коммуникативной деятельности менеджеров, предпочитающих различные копинг-стратегии в стрессовых ситуациях.
Скачать PDF

Индивидуальные характеристики педагога начальной школы, влияющие на его копинг-стратегии

Котова С.А.
Оценены индивидуальные психологические особенности, влияющие на копинг, у 230 учителей начальных классов средних школ Латвии, Литвы, Абакана, Санкт-Петербурга
Скачать PDF

Предпочтения в выборе копинг-стратегий у лиц с высоким уровнем гибкости

Богомаз Сергей Александрович, Левицкая Татьяна Евгеньевна
Высокий уровень гибкости в структуре индивидуальности, наличие целей, а также предпочтения в выборе адаптивных копинг-стратегий рассматриваются как важные компоненты личностного ресурса. Установлено, что многие респонденты с высокой гибкостью, попадая в трудные жизненные ситуации, предпочитают выбирать полуадаптивную стратегию совладания «Переключение на мечту» и неадаптивную стратегию «Активное избегание». Эти стратегии остаются предпочитаемыми, даже если лицам с высокой гибкостью свойствен высокий уровень сформированности целей будущего. Результаты указывают на то, что присущая человеку высокая гибкость может детерминировать у него склонность переключаться на другие дела, отвлекающие от неразрешенной проблемы.
Скачать PDF

Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии как процессы интрапсихической адаптации

Даниленко А.А.
В статье изложены взгляды на роль механизмов психологической защиты и копинг-стратегий в процессе адаптации личности к болезненным переживаниям; воздействие на защитные процессы в консультировании и психотерапии
Скачать PDF

Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях соц

Малышев Иван Викторович
В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации личности с точки зрения преодоления ею сложных, стрессовых ситуаций в разных условиях социализации (процесс обучения в Вузе, профессиональная социализация в экстремальных условиях). В теоретической части статьи обосновывается актуальность проблематики, раскрываются основные дефиниции: социально-психологическая адаптация личности, копинг-стратегии, социализация, профессиональная социализация. Основная цель исследования: изучение взаимосвязи социальнопсихологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации. Методы диагностического исследования: опросник социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях С. Нормана, Д.Ф. Эндлера, Д.А. Джеймса, М.И. Паркера (в адаптации Т.А. Крюковой). Статистическая обработка данных: метод определения средних, метод сравнения двух независимых выборок (t-критерий Стьюдента), корреляционный анализ (Пирсон). Результаты работы: Определен уровень социально-психологической адаптации у студентов и служащих полиции. У студентов он по большинству адаптационных характеристик высокий, у полицейских средний (соответствует нормативным показателям). Выявлены основные модели копинг-стратегий. У лиц с высоким адаптационным потенциалом определена ведущая копинг-стратегия (ориентация на решение задачи). Данная стратегия поведения характерна для большинства студентов и для половины полицейских. Определены статистически значимые различия в группах испытуемых с высоким и средним уровнем адаптации (типологический анализ) и между двумя основными выборками испытуемых. Данный анализ подтверждает результаты исследования, его достоверность и характеризует разные условия социализации. Корреляционный анализ подтверждает выдвинутую гипотезу о взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Так, выявлены положительные и отрицательные корреляции по большинству социально-психологических характеристик адаптации личности и копинг-стратегий. Применение результатов: консультация руководителей и молодых специалистов, психологическое сопровождение сотрудников в условиях адаптации, подготовка психокоррекционных программ направленных на профилактику длительных стрессов. Вывод: Определена взаимосвязь между социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями личности в разных условиях социализации. Прослеживается зависимость между высоким уровнем адаптивности и выбором соответствующей копинг-стратегии. Лица со средним или низким уровнем адаптивности в основном предпочитают менее эффективные стратегии преодолевающего поведения.
Скачать PDF

Сравнительное описание копинг-стратегий у лиц подросткового и юношеского возраста, проживающих в Цен

Камынина Ирина Владимировна
На основе результатов эмпирического исследования копинг-стратегий (механизмов совладания со стрессом), двух классификаций (методик E. Heim и J.H. Amirkhan) дан краткий сравнительный анализ их структуры у 12-14 и 15-17-летних подростков г. Петропавловска-Камчатского и Волгограда.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!