Копинг-стратегии: классификация

Предыдущий термин:
Копинг-стратегии

Следующий термин:
Копинг-стратегия

Содержание:

Найдено 1 определение:

Копинг-стратегии: классификация

систематизация имеющихся подходов к копинг-стратегиям (К.-с). Поскольку интерес к К.-с. возник в психологии относительно недавно и сам феномен совладания с трудностями является сложным, предлагаются разные их классификации: 1. Направленные на проблемы / направленные на эмоции К.-с. Исследователи, впервые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию К.-с. Р. Лазарус (R. Lazarus) и С. Фолкман (S. Folkman) предложили бинарную классификацию К.-с., разделив их по направленности: а) на проблемы стратегии (11 копинговых действий); б) на эмоции стратегии (62 копинговых действия). Согласно Р. Лазарусу, в совладании представлены и проблемно-направленный, и эмоционально-направленный аспекты. В свою очередь Р. Мус и Д. Шеффер (R. H. Moos, J. A. Shaefer) выделили 3 вида стратегий: 1) направленные на оценку (установление значения ситуации для самого субъекта); 2) направленные на проблему (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса); 3) направленные на эмоции (управление чувствами и поддержание эмоционального состояния). Л. Перлин и К. Шулер (L. I. Pearlin, C. Schooler) предложили аналогичную классификацию, выделяя след. 3 вида стратегий: 1) стратегия изменения способа видения проблемы; 2) стратегия изменения проблемы; 3) стратегия управления эмоциями. Последние 2 классификации во многом повторяют классификацию Р. Лазаруса и С. Фолкман. При этом Р. Мус и Д. Шеффер а также Л. Перлин и К. Шулер выделяют в К.-с. «направленность на проблему» действия 2 типов: когнитивные («направленность на оценку» и «изменение способа видения проблемы», соответственно) и поведенческие («направленность на проблему» и «изменение проблемы», соответственно). Многие из классификаций К.-с., возникавшие вслед за классификацией Р. Лазаруса и С. Фолкман, составлялись в той же традиции, предлагая бинарное разделение К.-с. по принципу «работа с проблемой» / «работа с отношением к проблеме». Т. о., многие классификации К.-с. часто сводятся к различению между активными, направленными на проблему усилиями справиться с внеш. запросами проблемы против более интроспективных усилий переформулировать или когнитивно переоценить проблему так, что она лучше соответствует внеш. требованиям. 2. Когнитивные /поведенческие /эмоциональные К.-с. Нек-рые исследователи предлагают классификации, в к-рых К.-с. различаются в зависимости от преобладающих процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, И. М. Никольская и Р. М. Грановская (Никольская, Грановская, 2001) выделяют 3 больших группы К.-с., проходящих на след. уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание. Есть классификации, касающиеся только одного процесса. Так, напр., Е. Коплик (E. Koplik), рассматривая полностью когнитивные К.-с., предлагает бинарную классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации. Напротив, П. П. Виталиано (P. P. Vitaliano) выделяет 3 способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование. 3. Эффективные / неэффективные К.-с. Нек-рые исследователи полагают, что К.-с. лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные (эффективные) и дисфункциональные (неэффективные) аспекты совладания. Функц. стили представляют собой попытки справиться с проблемой, с помощью других или без нее, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных К.-с. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили избегающим совладанием. Так, напр., Е. Фрайденберг и Р. Льюис (E. Frydenberg, R. Lewis) предлагают классификацию, в к-рой 18 стратегий сгруппированы в 3 категории: обращение к другими (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то еще), непродуктивное совладание (стратегии избегания, к-рые связаны с неспособностью справиться с ситуацией) и продуктивное совладание (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус). К.-с. в категории «обращение к другим» стоит особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга. Т. о., в данной классификации, основанной на измерении «эффективности / неэффективности», исследователями сделана попытка выделить еще одно измерение - «социальная активность», к-рое с т. зр. исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное. 4. К.-с. как степень контроля над ситуацией. В психол. литературе также представлены др. классификации, к-рые рассматривают К.-с. как специфические поведенческие приемы произвольного контроля действий, т. е. как планируемые акты поведения, к-рые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе. 5. Уровневая структура совладания. Исследователи К.-с. в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют неск. уровней возможного обобщения деятельности индивида, направленной на то, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия, К.-с. и копинговые стили. Копинговые действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в К.-с., стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (напр., группу стратегий, к-рая представляет собой концептуально похожие действия). Иногда термины «копинговые действия» и «копинг-стратегии» используются как взаимозаменяемые, в то время как понятие «копинговые стили» в общем относится к действиям или стратегиям, к-рые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Др. похожие термины - это копинговые тактики и копинговые ресурсы. Лит.: Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2001; Folkman S., Lazarus R. S. The relationship between coping and emotion: Implications for theory and research. Social Science Medicine, 26, 1998; Koplik E. K. et al. The Relationship of MotherChild Coping Styles and Mother’s Presence of Children’s Response to Dental Stress. // J. of Psychology. 1992. V. 126 (1); Lazarus, R. S. Emotion and Adaptation. N. Y., 1991; Moss R. H., Schaefer J. A. Life transitions and crises // Coping with life crises. An integrative approach. N. Y., 1986. Ю. П. Зинченко, Р. С. Шилко
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

О формировании конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификации в ситуациях отрица

Сизикова Олеся Анатольевна, Филатова Нина Петровна
Рассматривается актуальная проблема формирования у спортсменов высокой квалификации конструктивных копинг-стратегий для успешного преодоления стресса неудачи в соревновательной деятельности.
Читать PDF

Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений

Киселева О. В.
Рассматриваются особенности совладающего поведения в группах подростков 13-16 лет с нарушениями и без нарушений поведения.
Читать PDF

Взаимосвязь оптимизма и копинг-стратегий поведения у медицинских работников различных специализаций

Асеева Инна Николаевна, Попкова Юлия Александровна
В статье рассматривается феномен оптимизма как атрибутивный стиль объяснения успехов и неудач у медицинских работников различных специализаций: хирургов, хирургов-травматологов и терапевтов.
Читать PDF

Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и

Малышев Иван Викторович
В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации личности в контексте преодоления ею сложных и стрессовых ситуаций.
Читать PDF

Родительские наставления как один из факторов формирования копинг-стратегий юношества народов Сибири

Бохан Татьяна Геннадьевна, Галажинский Эдуард Владимирович, Мещерякова Эмма Ивановна
Рассматривается связь родительских наставлений с особенностями представлений о трудных ситуациях, характером совладающего поведения и личностными копинг-ресурами юношей (старшеклассников и студентов)
Читать PDF

Тендерные и возрастные различия в копинг-стратегиях юношей народов Сибири

Бохан Татьяна Геннадьевна, Залевский Генрих Владиславович, Мещерякова Эмма Ивановна
В данной статье приводятся результаты анализа исследования тендерных различий в копинг-стратегиях подростков и юношей различных национальностей Сибири (алтайцев, хакасов, татаров, бурят, шорцев, русск
Читать PDF

Особенности делового общения руководителей с различными копинг-стратегиями

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье обобщены результаты эмпирических исследований взаимосвязи совладающего поведения с различными параметрами делового общения руководителей; описаны модели коммуникативной деятельности менеджеро
Читать PDF

Индивидуальные характеристики педагога начальной школы, влияющие на его копинг-стратегии

Котова С.А.
Оценены индивидуальные психологические особенности, влияющие на копинг, у 230 учителей начальных классов средних школ Латвии, Литвы, Абакана, Санкт-Петербурга
Читать PDF

Предпочтения в выборе копинг-стратегий у лиц с высоким уровнем гибкости

Богомаз Сергей Александрович, Левицкая Татьяна Евгеньевна
Высокий уровень гибкости в структуре индивидуальности, наличие целей, а также предпочтения в выборе адаптивных копинг-стратегий рассматриваются как важные компоненты личностного ресурса.
Читать PDF

Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии как процессы интрапсихической адаптации

Даниленко А.А.
В статье изложены взгляды на роль механизмов психологической защиты и копинг-стратегий в процессе адаптации личности к болезненным переживаниям; воздействие на защитные процессы в консультировании и п
Читать PDF

Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях соц

Малышев Иван Викторович
В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации личности с точки зрения преодоления ею сложных, стрессовых ситуаций в разных условиях социализации (процесс обучения в Вузе, профе
Читать PDF

Сравнительное описание копинг-стратегий у лиц подросткового и юношеского возраста, проживающих в Цен

Камынина Ирина Владимировна
На основе результатов эмпирического исследования копинг-стратегий (механизмов совладания со стрессом), двух классификаций (методик E. Heim и J.H.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!