КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ Копинг-стратегии

Копинг-поведение

Найдено 2 определения термина Копинг-поведение

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Копинг-поведение

Словообразование. Происходит от англ. coping - совладение.

Автор. А.Маслоу.

Категория. Форма поведения.

Специфика. Готовность индивида решать жизненные проблемы. Представляет собой поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам. Предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с Я-концепцией, локусом контроля, эмпатией, условиями среды.

Диагностика. Для выявления индивидуальных стратегий совладающего поведения используется "Индикатор стратегий преодоления стресса", разработанный Д.Амирханом.

Виды: - разрешение проблем;

- поиск социальной поддержки;

- избегание.

Контекст. По представлениям Маслоу, противопоставлено экспрессивному поведению.

Литература. Lazarus R.S., Kanner A.D., Fоlkman S. Emоtiоns: a cоgnitive рhenоmenоlоgical analysis // Emоtiоn. Theоry, Research and Exрerience. V. 1, N.Y., 1980, . 185-217;

Amirkhan J.H. Factоr analiticaly drived measure оf cоing: the strategy indicatоr // J. оf Рersоnality and Sоcial Рsychоlоgy. 1990, v. 59, . 1066-1074

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Копинг-поведение

coping behavior — совладающее поведение) — осознанное поведение субъекта, направленное на психологическое преодоление стресса. Автор термина — американский психолог А. Маслоу (1987). Понятие "coping" происходит от англ. "to соре" (справиться, выдержать, совладать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление стресса. Стрессовая реакция (с позиций когнитивно-феноменологической концепции Р. С. Лазаруса, 1981), рассматривается как результат реагирования организма на соотношение: "предъявленные требования" — "ресурсы для их выполнения". При этом предъявляемые требования могут быть как внешними, так и внутренними, включающими цели, ценности, оценки, которые или игнорируются, или не реализуются и др. Соответственно, имеющиеся в распоряжении человека ресурсы также могут быть внешними (в первую очередь это социальная поддержка) и внутренними (способность к сопротивлению, эмоциональная стабильность, атрибутивные тенденции и др.). Качество этих соотношений опосредуется когнитивными процессами и иногда приводит к стрессовым эмоциям. Вслед за этой фазой при возникновении стрессовой реакции может следовать К.-п., нацеленное на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя. Соответственно выделяют два вида адаптивных реакций: а) ассимиляцию — внешнюю по отношению к системе и б) аккомодацию — внутрисистемную реакцию. В какой-то мере адаптации способствует и К.-п., ориентированное на проблему, и К.-п., ориентированное на эмоции. При этом необходимо разграничивать К.-п. и механизмы психической защиты. К.-п. характеризуется осознанной конструктивной активностью личности, включающей в себя произвольный выбор; цель такого поведения — пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Психологическая же защита подразумевает отказ от решения проблемы и связанные с этим конкретные неосознаваемые действия ради сохранения комфортного состояния. Для совладания со стрессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии (поведенческие, когнитивные и эмоциональные) с учетом степени своих адаптивных возможностей, которые делятся на адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные. В поведенческой сфере к адаптивным принято относить активное преодоление и альтруизм, к частично адаптивным — поиск социальной поддержки и отвлечение, к неадаптивным — изоляцию, компенсацию с использованием допинговых средств и уход от реальности. В когнитивной сфере к адаптивным относят поиск решения проблемы и придание смысла, к частично адаптивным — ориентацию на мнение значимых других, сохранение апломба и отрицание, к неадаптивным — избегание проблемы и растерянность. В эмоциональной сфере к адаптивным относят эмоциональное сосредоточение, к частично адаптивным — поиск эмоциональной поддержки и эмоциональную разрядку, к неадаптивным — подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность. На предпочитаемые способы совладания со стрессом влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности — чем выше уровень развития личности, тем успешнее она справляется с возникшими трудностями. Для выявления индивидуальных стратегий совладающего поведения используются различные тестовые методы исследования, например, такие как "Опросник способов совладания" Р. Лазаруса и С. Фолькман, а также "Индикатор копинг стратегий", разработанный Д. Амирханом.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение у медицинских работников

Исаева Елена Рудольфовна, Гуреева Ирина Лазаревна
Изучены синдром эмоционального выгорания (СЭВ) и совладающее со стрессом поведение у медицинских работников скорой медицинской помощи и стационара. Показано, что СЭВ в равной степени присутствует у большинства обследованных медицинских работников, однако наиболее ярко представлен у медработников СМП. Выявлена взаимосвязь выгорания и совладающего со стрессом поведения: с формированием синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников конструктивные копинг-стратегии постепенно заменяются пассивными, дезадаптивными, что усугубляет их психоэмоциональное состояние и затрудняет успешную профессиональную и социальную адаптацию.
Скачать PDF

Копинг-поведение студентов медицинского вуза

Церковский А.Л.
Статья посвящена исследованию копинг-поведения студентов медицинского вуза, Были изучены особенности базисных копинг-стратегий (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание), а также индивидуальный стиль совладающего поведения 184 студентов. Установлено преобладание базисной стратегии разрешения проблем по сравнению с другими базисными стратегиями. Стилевые профили копинг-поведения соответствуют профилю базисных стратегий и свидетельствуют о доминировании среди студентов наиболее адаптивных вариантов совладающего поведения. Результаты проведенного исследования можно будет использовать в работе психологической службы, при разработке программы профилактики различных форм социально-психологической дезадаптации, а также учитывать в содержании психолого-педагогической подготовки студентов в рамках преподаваемых дисциплин на кафедре психологии и педагогики.
Скачать PDF

Копинг-поведение: анализ возрастных и тендерных различий на примере Российской популяции

Исаева Елена Рудольфовна
Приводятся результаты эмпирического исследования копинг-поведения мужчин и женщин разных возрастных групп. Анализируются особенности совладания со стрессом людей, находящихся на разных этапах возрастного развития. Показано, что копинг-поведение не является постоянной величиной, а изменяется на разных этапах жизненного пути человека. Стиль совладания активно формируется в юношеском возрасте и расширяется с возрастом. Появляется умение предотвращать (предвосхищать) проблемы, появляется реалистичность оценок, созерцательное отношение к жизни, формируется модель «экономии энергии» в совладании со стрессом.
Скачать PDF

Оценка интенсивности профессионального стресса и его влияния на копинг-поведение и механизмы психоло

Кобозев Игорь Юрьевич
В статье представлены результаты исследования интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД в сравнении с результатами их изучения у рядовых сотрудников ОВД, вошедших в контрольную группу. Выделены подгруппы с высокой, средней и низкой интенсивностью профессионального стресса. Рассмотрены особенности копинг-поведения руководителей ОВД в подгруппах с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса. Представлены результаты изучения механизмов психологической защиты руководителей ОВД.
Скачать PDF

Защитные механизмы личности и копинг-поведение у детей с неврозами и неврозоподобным синдромами, обу

Мамайчук Ирина Ивановна, Вейц Алина Эмильевна
В статье представлен анализ психологических защит и копинг-стратегий, наиболее часто используемых детьми с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС. Представлена сравнительная характеристика особенностей типов личности, психологических защит и копинг-стратегий каждой из групп. Выявлены причины применения тех или иных защит у детей исследуемых группах. Показано влияние предпочтения той или иной защиты на дальнейшее формирование типа личности у подростков с неврозами и с неврозоподобным синдромом. Отражена зависимость психологических защит и копинг-стратегий от особенностей родительского отношения и типов семейного воспитания у детей исследуемых групп.
Скачать PDF

Психологическое благополучие и копинг-поведение студенток медицинского вуза

Шаламова Елена Юрьевна, Сафонова Виктория Романовна, Рагозин Олег Николаевич
В работе рассмотрено копинг-поведение студенток медицинского вуза с разным уровнем тревоги. Исследованы корреляционные взаимоотношения между уровнем субъективно испытываемых тревоги и депрессии и применяемыми стратегиями копинг-поведения.
Скачать PDF

Влияние эмоциональных состояний на удовлетворенность браком и копинг-поведение супругов в период ран

Маленова Арина Юрьевна, Боровикова Авелина Васильевна
The article is devoted to the analysis of results of the research devoted to studying of influence of emotional conditions -anxiety, to depression, aggression on satisfaction by marriage and coping-behaviour of spouses to situations birth of baby.
Скачать PDF

Копинг-поведение учителя: специфика и динамика стратегий реагирования в конфликтах в зависимости от

Цепков Алексей Юрьевич
В работе изучены группы стратегий копинг-поведения. Проведено исследование действий преодоления учителей средней школы в конфликтных ситуациях в педколлективе. Выявлены различия в способах реагирования в экстремальных ситуациях педагогов, детерминированные стажем профессиональной деятельности. Изучение копинг-поведения в конфликтах в педколлективе проводилось на основе методики И.Г. Сизовой и С.И. Филлипченковой «Когнитивноповеденческие стратегии преодоления».
Скачать PDF

Копинг-поведение чеченских подростков, направленных на социально-психологическую реабилитацию

Ясаев Амхад Зубайраевич, Никольская Ирина Михайловна
Представлены результаты сравнительного исследования в Чеченской Республике стратегий копинг-поведения у направленных на социально-психологическую реабилитацию 50 подростков 13-14 лет и у 50 здоровых подростков. Использовалась Юношеская копинг-шкала ЮКШ. Результаты. Духовность ведущая копинг-стратегия чеченских подростков. Подростки реабилитанты чаще здоровых сверстников используют стратегии Чудо, Самообвинение, Отвлечение, Игнорирование. Не выявлено различий в копинг-поведении подростков 13 и 14 лет; девочек и мальчиков реабилитантов. Здоровые девочки чаще здоровых мальчиков используют стратегии Позитивный фокус, Игнорирование, Уход в себя, Отвлечение. Подростки с невротическими расстройствами чаще здоровых сверстников используют стратегии Беспокойство, Чудо, Игнорирование, Самообвинение, Отвлечение, подростки с соматическими заболеваниями Отвлечение. Копинг-стратегия Беспокойство больше характерна для подростков с невротическими расстройствами, чем с соматическими заболеваниями.
Скачать PDF

Стрессовые эмоции и копинг-поведение в «Особых семьях»

Михайлова Надежда Федоровна
Была обнаружена специфика как в характере и интенсивности стрессовых эмоций, так и в способах копинга в семьях подростков с сенсорными нарушениями. Подростки с нормальным сенсорным развитием в стрессовых ситуациях сильнее всех демонстрировали гнев и протест, характерные для нормативного (возрастного) кризиса, тогда как их незрячие сверстники наиболее интенсивно переживали тревогу и фрустрацию, а глухие напряжение и обиду. В целом подростки с сенсорными нарушениями отличались более интенсивными эмоциями, что свидетельствует о более низкой устойчивости к стрессу. В семьях глухих, как родителями, так и детьми, чаще использовался интернальный (внутренний) и адекватный копинг. Матерей здоровых подростков от остальных отличало более активное использование семейного копинга («вмешательство других членов семьи, которое они воспринимали как поддержку») и более выраженные «упреки и обвинения в адрес других». Матери слепых реже всех остальных «упрекали себя» и «пытались решать проблему». Слепых подростков от остальных сверстников отличало частое использование неадекватного копинга и редкое применение адекватного («пробовал решить проблему») и семейного копинга. Сравнение детей-инвалидов показало, что глухие чаще отмечали адекватный копинг («попытки решить проблему», «обращение за помощью») и семейный копинг, а слепые неадекватный (избегание/«уход» от ситуации или пассивность). Регрессионный анализ подтвердил, что сенсорный дефект ребенка может быть предиктором не только его собственных стрессовых эмоций и копинга, но и его родителей.
Скачать PDF

Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтной ситуации

Польшина Мария Александровна, Насибуллина Анися Дамировна
В статье рассматривается специфика выбора психологической защищенности подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме, в конфликтной ситуации. Известно, что подростковый возраст представляет собой период кризиса: подросток еще связан с миром детства, но уже вступает во взрослую жизнь. Описывается роль защитных механизмов в выборе стиля копинг-поведения, копинг-стратегий детей-сирот в критической ситуации или критического состояния.
Скачать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Польшина Мария Александровна, Насибуллина Анися Дамировна
В статье рассматривается специфика выбора психологической защищенности подростков-сирот, воспитывающихся в детском доме, в конфликтной ситуации. Известно, что подростковый возраст представляет собой период кризиса: подросток еще связан с миром детства, но уже вступает во взрослую жизнь. В этот период происходит осознание жизненных ценностей, на основе которых строятся дальнейшие отношения с окружающим миром. Относясь к определенной возрастной группе, большая часть подростков имеет отклонения в поведении, особенно если это воспитанники детского дома. По данным статистики во многих регионах России наблюдается снижение возрастных границ правонарушителей, растет число безнадзорных и употребляющих психоактивные вещества детей. Описывается роль защитных механизмов в выборе стиля копинг-поведения, копинг-стратегий детей-сирот в критической ситуации или критического состояния. Приводятся результаты исследования готовности подростков-сирот к сопротивлению жизненным трудностям. Описывается экспериментальное исследование, направленное на изучение их психологической защищенности и копинг-поведения в конфликтной ситуации.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16