КОНВЕРСИЯ

Найдено 11 определений термина КОНВЕРСИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОНВЕРСИЯ

лат. conversio - изменение) [Freud S., 1895]. Отщепление аффективной реакции от содержания психической травмы и направление ее по другому руслу. По A. Jakubik [1979], возможны три варианта К.: 1. К. служит средством защиты от страха, является механизмом психологической защиты; 2. При К. осуществляется преобразование "психической энергии" (либидо) в соматический синдром или симптом; 3. К. проявляется в символизации соматических синдромов или симптомов, отражая лежащий в их основе внутренний конфликт. Учитывая широкий диапазон, а также метафоричность понимания К. психоаналитиками, A. Jakubik предлагает вместо этого термина пользоваться понятием "истерические расстройства чувствительно-двигательной сферы", хотя можно думать, последний термин чрезмерно суживает понятие К.

Син.: конверсивная реакция, истерическая конверсия, конверсивная истерия, истерический невроз конверсивного типа.

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

КОНВЕРСИЯ (CONVERSION)

Процесс, в результате которого отвергнутое психическое содержание превращается в телесные феномены. Симптомы обретают разнообразные формы, включая моторные, сенсорные и висцеральные реакции: анестезии, боли, параличи, тремор, конвульсии, нарушения походки, координации, глухота, слепота, рвота, икота, нарушения акта глотания.

Первые в практике Фрейда случаи истерии представляли собой конверсионные симптомы; истерия стала моделью для всей психопатологии и для построения теории неврозов. Конверсию Фрейд рассматривал как истерический феномен, направленный на разрешение конфликтов эдиповой фазы:

"неприемлемая идея обезвреживается посредством трансформации связанного с ней возбуждения в нечто соматическое' (1894, с. 49). Хотя конверсия до сих пор рассматривается исключительно в связи с истерией, Ренгелл (1959) и другие исследователи настаивали на расширении сферы ее действия, приводя клинические примеры конверсионных симптомов при самых розных психопатологических нарушениях на всех уровнях развития либидо и Я. Сущностью конверсии, пишет Ренгелп, является 'сдвиг или смещение психической энергии с катексиса психических процессов к катексису соматической иннервации, в результате чего последняя выражает в искаженном виде дериваты вытесненных запретных побуждений' (с. 636). Соматические феномены имеют символический смысл, являют собой 'язык тела', выражающий в искаженной форме как запретные инстинктивные импульсы, так и защитные силы. Посредством анализа связанные с телесными симптомами мысли и фантазии удается перевести обратно в слова.

Ранние случаи, на которых основывались представления об истерии и конверсии, ныне считаются намного более сложными, чем это казалось сначала. Эти случаи сверхдетерминированы, их динамические механизмы проистекают из множества точек фиксации и регрессии, включая догенитальные компоненты наряду с фаллическими и эдиповыми. Но, по наблюдениям Фрейда, для возникновения конверсии необходимы благоприятные условия, причем спектр этих условий весьма широк. Он допускал, что для разрешения конфликта с помощью конверсии, а не фобических и обсессивных симптомов, требуется определенная'способность к конверсии' или "соматическая готовность"; тем не менее конверсионные феномены часто сочетаются с фобическими и обсессивными симптомами.

Хотя представления Фрейда относительно конверсии носят экономический характер - психическая энергия перемещается или трансформируется из психической сферы в соматическую, - в той же работе он заложил фундамент для другого, в настоящее время более приемлемого объяснения. Подобно тому, как навязчивые идеи могут возникать при отделении аффекта от отвергаемой идеи и замене ее более приемлемой, точно так же в качестве компромиссного образования аффект может быть отнесен к фантазии о телесном заболевании и привести к клинической картине конверсии (Freud, 1894, с. 52).

Соотношение между истерическими конверсионными симптомами и другими психосоматическими проявлениями остаются не вполне ясными. Так, например, при неврозах оргонов функциональные нарушения, по-видимому, не имеют собственного психического значения, поскольку не являются переводом специфических фантазий и побуждений на язык тела. Это же относится к догенитапьным конверсиям (Fenichel, 1945), включающим заикание, тики и астму. Чтобы не относить к конверсии любой сдвиг из психики в сому, Ренгелл (1959) предложил ограничить случаи конверсионных расстройств рамками вышеописанных критериев; он предложил исключить случаи неизбежных, но неспецифических соматических последствий психического напряжения и неразряженного аффекта. Такое разделение, однако, нередко вызывает затруднения в клиническом отношении.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

КОНВЕРСИЯ

conversion) - (в психиатрии) выражение конфликта как физического симптома болезни. Психоаналитики убеждены в том, что подавленная интуитивная энергия чаще проявляется в виде потери двигательной или сенсорной активности (например, развитием паралича), чем нарушением речи или утратой осознанности поступков. Считается, что это один из путей развития конверсивного нарушения у человека.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

КОНВЕРСИЯ

Стандартное значение – трансформация чего-то из одного состояния в другое. Следовательно: 1. Резкий сдвиг от одного набора убеждений к другому, особенно в отношении религиозных убеждений. 2. Трансформация психологической рассогласованности в физические формы (см. конверсивное расстройство). 3. Сдвиг набора значений с одной шкалы на другую. 4. Перестановка терминов в суждении.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

КОНВЕРСИЯ

процесс и механизм разрешения внутрипсихического конфликта путем образования соматических симптомов, сопровождающихся моторными, сенсорными, визуальными и другими расстройствами.

   В концептуально оформленном виде представление о конверсии было выражено Й. Брейером и З. Фрейдом на основе их терапевтической деятельности, связанной с лечением больных, страдающих истерией. Это представление нашло свое отражение в их работе «Исследования истерии» (1895), хотя в терминологическом отношении именно З. Фрейду принадлежит приоритет в ведении в научный оборот термина «конверсия», который был им использован для характеристики «аномального выхода неизжитых возбуждений». В статье «Защитные психоневрозы» (1894) конверсия рассматривалась им в плане отделения психической энергии от представления человека, в результате чего наблюдалось смещение психического возбуждения в область тела, что вело к возникновению соматических симптомов.

   По мере того как З. Фрейд пытался построить общую теорию неврозов, он провел различие между «конверсионной истерией» и «истерией страха». Первая форма истерии связана, по его мнению, с направленностью аффекта душевного процесса из психической сферы в телесную область. Вторая – с вытеснением в бессознательное травмирующих переживаний, но сохранением их в психике человека. Вначале З. Фрейд полагал, что «конверсионная истерия» может иметь самостоятельное значение, никак не связанное с невротическими заболеваниями, симптомы которых характеризуются психическими проявлениями. Затем он выдвинул предположение о наличии смешанных неврозов и крайне редких случаях проявления исключительно «конверсионной истерии». Однако в работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) он высказал точку зрения, в соответствии с которой существуют не только случаи чистой «истерии страха», выражающейся в проявлении фобий без примеси конверсии, но и «чистые случаи конверсионной истерии без всякого страха».

 В понимании З. Фрейда конверсия соотносилась с экономической точкой зрения на истерию, принимающей во внимание количественный фактор психической энергии. Выраженная в его ранних исследованиях, эта точка зрения фактически предопределяла его последующие метапсихологические разработки, объединяющие в себе топические (по месту расположения бессознательных и сознательных систем), динамические (переход сознательных и бессознательных процессов из одной системы в другую) и экономические (количество психического заряда) представления о природе и причинах возникновения невротических заболеваний. Как замечал З. Фрейд в своей «Автобиографии» (1925), его теория истерии учитывает, наряду с проведением различий между бессознательными и сознательными душевными актами и динамическим взглядом на симптом, как результат противодействия аффекту, также и экономический фактор, поскольку рассматривает тот же симптом «как результат преобразования некоего количества энергии, обычно обращенной на что-то другое (так называемая конверсия)».

   Симптомы конверсии могут выражаться в разнообразных формах, включая параличи, конвульсии, нарушение координации, слепоту, глухоту, рвоту и другие телесные проявления. С психоаналитической точки зрения, они могут быть как результатом перемещения психической энергии или отвержения психического содержания, так и следствием фантазий человека о том или ином телесном заболевании.

   В современном психоанализе дискуссионными остаются вопросы о том, следует ли все перемещения из психики в телесную организацию человека считать конверсией или речь может идти о специфических формах соответствующего сдвига, каковы критерии, позволяющие отделять конверсионные симптомы от иных психосоматических проявлений, как и каким образом конверсионные проявления сочетаются с фобиями, ипохондрией и другими психическими заболеваниями.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Конверсия

психологический механизм неосознанного освобождения личности от отрицательных, конфликтных переживаний через символические проявления психологического и сенсорного характера, через сома- тику.

Источник: Глоссарий. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. / В.Г. Баженов, В.П. Баженова, Феникс, 2007 г

Конверсия

функция пропаганды, состоящая в том, чтобы радикально преобразовать представления, стереотипы и установки аудитории. Включает в себя также своевременное прикрытие и коррекцию потенциально неблагоприятных (для данной аудитории) аспектов образа, предупреждение и оперативное устранение нежелательных слухов и т.д.

Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)

Конверсия

лат. «обращение, превращение») – резкий сдвиг от одного набора убеждений к другому, особенно в сфере религии. Ср. рассказ из книги «Деяний святых апостолов» об обращении Савла, жестоко преследовавшего христиан, в святого апостола Павла после того, как ему явился Иисус Христос.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Конверсия

лат. conversio) - 1. трансформация чего-то из одного состояния в другое; 2. резкий сдвиг от одного набора убеждений к другому (особенно касается религиозных верований); 3. трансформация психологической несогласованности в физические формы, то есть в некие соматические симптомы, символизирующие содержание внутреннего конфликта. По A.Jakubik (1979), существует 3 варианта конверсии: она 1) служит защитой от страха; 2) преобразует энергию либидо в соматический симптом; 3) выражает в символической форме психологический конфликт. В значении 3 термин является скорее метафорой, нежели научным термином; 4. сдвиг набора значений с одной шкалы на другую; 5. перестановка терминов в суждении.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

КОНВЕРСИЯ

conversion) В качестве специального термина имеет отношение к процессу, посредством которого психологический комплекс идей, желаний, чувств и т.д. заменяется физическим симптомом. Согласно Freud (1893), в физическое явление превращается не сам "понятийный комплекс", а АФФЕКТ, прикрепленный к "понятийному комплексу". Хотя открытие Фрейдом того, что физические "ИСТЕРИЧЕСКИЕ" симптомы являются ПСИХОГЕННЫМИ, было плодотворным наблюдением, из которого развился ПСИХОАНАЛИЗ, гипотеза "конверсии" неудовлетворительна, поскольку оставляет необъясненным то, что иногда называют "таинственным скачком" от психического к физическому. Тайна исчезает, если рассматривать истерические симптомы как символическое проявление определенного смысла. См. Home (1966). Szasz (1961).

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

КОНВЕРСИЯ

1. Образование нового значения слова:

1) либо при переходе его в новую парадигму словоизменения: например, "печь" - существительное, "печь" - глагол;

2) либо при употреблении его в контексте, отличном от традиционного. Бывает причиной появления барьеров смысловых при общении. Механизм конверсии применяется как один из приемов построения юмористических высказываний. Согласно З. Фрейду, конверсия - ненормальная связь определенного количества неразрешенной энергии возбуждения. Иногда трактовалась как перенос аффекта с одного представления на другое.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF

Конверсионное заболевание женщин в Чечне: «Эпидемия» индуцированных болезней или массовая истерия?

Китаев-Смык Л.А.
Читать PDF

Специфика религиозности в зависимости от типа религиозной конверсии

Буланова Ирина Сергеевна
В статье представлено исследование взаимосвязи религиозности с типом религиозной конверсии. Религиозная конверсия радикальный тип трансформации личности.
Читать PDF

Восстановление баланса в психологическом конверсиве отчуждение-идентификация как способ преодоления

Топильская Ольга Анатольевна
Рассматривается одна из актуальных проблем современной психологии отчуждение личности.
Читать PDF

Специфика религиозной конверсии как психологического феномена

Буланова Ирина Сергеевна
Психологический аспект феномена религиозной конверсии сводится к особому типу трансформации личности. Для описания и объяснения данного феномена используется социально-когнитивный подход.
Читать PDF

Психологическая специфика религиозной конверсии лидеров новых языческих общин

Гусева Евгения Сергеевна, Шиженский Роман Витальевич
В статье раскрывается психологическая специфика «вхождения» в «родноверие» лидеров современных языческих общин.
Читать PDF

К вопросу о роли мини-доступа и возможной конверсии в хирургии желчно-каменной болезни

Иванов М.А., Беляева О.А., Шаповалов А.С.
Читать PDF

К вопросу о роли мини-доступа и возможной конверсии в хирургии желчно-каменной болезни

Иванов М.А., Беляева О.А., Шаповалов А.С.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!