Контрольные группы

Найдено 1 определение:

Контрольные группы

control groups) К. г. называется группа испытуемых, к-рые не подвергаются тому типу экспериментального воздействия, к-рому подвергается экспериментальная группа или группы. Назначение К. г. - обеспечить фоновый уровень или базис, относительно к-рого можно определить, произошло ли изменение в эксперим. группе, и исключить все др. объяснения, кроме того воздействия, к-рым различаются эти группы. Какая группа будет эксперим. и какая контрольной, определяется подбрасыванием монеты, дабы избежать неосознанного предпочтения применять изучаемое воздействие к группе, кажущейся в этом отношении более благоприятной. Поскольку при случайном распределении испытуемых по группам каждый чел. обладает равными шансами оказаться как в одной, так и в др. группе, различия между группами уравновешиваются; в среднем, одна группа будет похожа на другую. Если группы оказываются сходными во всем, за исключением того, что одна из них подвергается эксперим. воздействию, тогда поведенческие различия между испытуемыми в эксперим. и контрольной группах, по-видимому, можно приписать данному воздействию. В этом состоит логика метода различий, описанного Джоном Стюартом Миллем. Однако даже в случае больших групп, где шансы на уравновешивание возможных различий существенно возрастают, можно ли говорить, что такие группы являются совершенно одинаковыми? Этого сказать нельзя, поскольку каждая личность яв-ся уникальной; говорят, нельзя найти двух людей с одинаковым числом волос на голове. Для наших целей принципиальное значение имеет сходство групп лишь в тех аспектах, которые непосредственно касаются того, что изучается в эксперименте. То, что нам известны все эти аспекты, конечно, вызывает сомнения. Вот почему случайное распределение яв-ся важным; в среднем, оно не только уравнивает все характеристики - даже среднее число волос на голове - но тж, и это оказывается наиболее существенным, упущенные из виду важные переменные. Дональд Кэмпбелл и Джулиан Стэнли отличают "истинные" эксперим. планы от "квазиэкспериментальных" по признаку того, были ли испытуемые случайно распределены по группам. Различия между группами, к-рые оставляют возможность альтернативных объяснений рез-тов, могут проистекать из: а) исходных различий, б) событий, происходящих во время эксперим. воздействия, но не связанных с ним, и в) аспектов самого воздействия. Исходные различия между группами зачастую возникают там, где требование случайного распределения оказывается невыполнимым, напр., когда нельзя нарушать целостность школьных классов или когда характеристики эксперим. переменной - длительность, сложность, непривлекательность - могут потребовать привлечения для участия в эксперименте добровольцев. Конкурирующие объяснения могут также возникать в рез-те событий, к-рые происходят во время исслед. Поскольку К. г. служит для устранения возможности таких объяснений, она тж должна вовлекаться в эти события. Напр., учитель мог научиться более эффективно предотвращать вспышки гиперактивности в классе, так что находящиеся под воздействием кофеина ученики выглядели менее возбужденными. Если бы в его класс не были включены дети как из эксперим., так и из К. г. или если бы не были предприняты меры с целью уравнивания способа, к-рым учителя обеих групп учились справляться с такими инцидентами, это могло бы стать альтернативным объяснением наблюдаемого эффекта. Наконец, различия могут вызывать некоторые аспекты вмешательства, не являющиеся частью самого проверяемого воздействия. Напр., тот факт, что одна группа знает, что она подвергается воздействию, поскольку получает таблетки, может уже сам по себе сформировать у нее ожидание улучшений в поведении. Чтобы устранить такое конкурирующее объяснение, К. г. должна тж получать воздействие, неотличимое испытуемыми, учителями и самими исследователями от настоящего воздействия. В данном случае может использоваться плацебо - бездействующая таблетка - с сохранением нейтральной стороной в тайне сведений о том, кто ее получил, вплоть до подведения итогов исслед. Такой подход к исслед. известен под названием двойного ослепления. См. также Исследование методом двойного ослепления, Каноны Милля, Методология (научных) исследований, Выборочное исследование Д. Р. Крэсвул
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психологические условия повышения эффективности деятельности начальника досмотровой группы контрольн

Л.А.Камышанов
Читать PDF

Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависим

Щетинина Светлана Юрьевна
Определены устойчивые личностные психологические характеристики школьников, представлена методика определения интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьника как компонента психофизическ
Читать PDF

Особенности социально-психологических компонентов сплоченности студенческих групп

Виноградова Светлана Николаевна
В статье проанализирована проблема исследования групповой сплоченности в студенческих группах, а также в студенческих микрогруппах, сформировавшихся в процессе обучения.
Читать PDF

Разработка аппаратуры для сопровождения групповых психотренингов

Хало П.В.
Читать PDF

Семейная социализация детей «Группы риска»

Панова О. В.
Установлена сущность и характерные признаки семейной социализации, выявлена специфика семейной социализации детей «группы риска», составлена психолого-педагогическая программа по педагогическому сопро
Читать PDF

Исследование одиночества в условиях групповой (тюремной) изоляции

Лапшина Т.Ю.
Читать PDF

Учет психологической совместимости сотрудников при комплектовании рабочих групп

Асеева Инна Николаевна, Сахарчук Екатерина Анатольевна
В статье рассматриваются теоретические аспекты представлений о понятиях психологической совместимости сотрудников в малых группах, проведен анализ результатов экспериментального исследования по выявле
Читать PDF

Методы наблюдения и психосемантические методы исследования группового процесса в учебно-терапевтичес

Дмитриева Т.В.
В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по оценке группового процесса в динамических учебно-терапевтических группах, в которых проходили подготовку групповые психо
Читать PDF

Понимание эмпатии у субъектов кабардинской, балкарской и русской этнических групп

Галущак Д.В.
Читать PDF

Психологические характеристики отношений школьников к сверстникам из другой этнической группы

Булавкина О.В.
Читать PDF

Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Читать PDF

Особенности представления о руководителе в группах с различным уровнем социально-психологического ра

Кораблин С.И.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!