Контроль поведения

Найдено 2 определения термина Контроль поведения

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Контроль поведения

control of behavior) В психологии существуют два предельно широких подхода к проблеме "контроля" поведения, опирающихся на совершенно различные философские посылки в отношении природы чел. Первый, к-рый можно назвать внешней, или экстернальной, причинностью (external causality), опирается на набор допущений, именуемых механистическими, в то время как второй, наз. внутренней, или интернальной, причинностью (internal causality), опирается на набор допущений, именуемых организмическими. Как их характеризуют Деси и Райан в работе "Внутренняя мотивация и челов. поведение" (Intrinsic motivation and human behavior), экстернальный подход исходит из представления о пустом, пассивном организме, тогда как интервальный подход подразумевает структурированный, активный организм. Такое разделение, конечно же, яв-ся сверхупрощением, поскольку проблемы К. п. рассматриваются во мн. различных теориях, но лишь нек-рые из них в чистом виде представляют собой либо механистический, либо организмический подход. Экстернальный подход Яркий пример такого механистического, экстернального подхода - оперантная теория. Предполагается, что люди яв-ся пассивными и реагирующими на происходящие события существами, а их поведение на теорет. уровне рассматривается как функция ассоциаций (или связей), к-рые образовались между стимулами и реакциями в рез-те процессов подкрепления. С учетом этих допущений и теорет. положений системы К. п. конструируются на основе процессов подкрепления. При их разработке опираются на четыре принципа. Согласно первому, осн. на классическом законе эффекта Э. Л. Торндайка (см.: The psychology of learning), варианты поведения, за к-рыми следует подкрепление, будут закрепляться - т. е. будут повторяться с большей вероятностью. Второй принцип гласит, что варианты поведения, за к-рыми не следует подкрепление, будут ослабляться и со временем угаснут. Третий принцип говорит о том, что наказания тж имеют тенденцию снижать вероятность возобновления реакции, однако их недостатком является возбуждение дополнительных эмоциональных реакций. Кроме того, наказанная реакция с большей вероятностью спонтанно возобновится после отмены наказания в сравнении с реакцией, угашенной путем отмены подкрепления. Тем не менее наказания могут приводить к более быстрому прекращению реакции, нежели простая отмена подкрепления. Четвертый и последний принцип гласит, что промежуток времени с момента отмены подкреплений до угашения (т. е. полного прекращения возобновления целевой реакции) будет зависеть от режима подкрепления. Если подкрепления осуществлялись редко и непредсказуемо, реагирование будет продолжаться после их отмены дольше, чем если они сопровождали каждую реакцию. В последние годы этот подход подвергся существенной модификации. Такие теоретики, как А. Бандура, стали отводить важную роль когнитивным процессам в опосредовании связи между стимулами и реакциями. Совр. когнитивный бихевиоризм добавляет к уже упомянутым два важных принципа. Во-первых, люди могут научаться путем наблюдения за поведением других, что позволяет использовать моделирование в качестве способа контроля. Во-вторых, было обнаружено, что подкрепление, осуществляемое самим субъектом, оказывается более эффективным в сравнении с подкреплением, осуществляемым др., что привело к разработке методик самоподкрепления. С введением понятия самоподкрепления акцент по-прежнему остается на подкреплении, однако оно подразумевает использование уже др. процедур контроля. Наиболее существенное различие между бихевиоризмом и когнитивным бихевиоризмом (т. е. соц. теорией научения) состоит в том, что последний трактует поведение в терминах ожиданий людьми будущих подкреплений, а не в терминах прошлых подкреплений и вероятности подкрепления. Тем самым признается большая активность организма, поскольку предполагается, что люди воздействуют на окружение с целью достижения желаемых для себя последствий. Однако, сфокусировав свой анализ преим. на когнитивном уровне, этот подход сталкивается с трудностями при анализе мотивационных проблем. Интернальный подход При этом подходе предполагается, что челов. организм активен по своей природе и что эта активность мотивируется врожденными, внутренними потребностями в компетентности и самодетерминации. Это влечет за собой ряд следствий. Во-первых, это означает, что в определенных ситуациях люди сами контролируют себя, поскольку это позволяет им чувствовать собственную компетентность и независимость. Во-вторых, и это подтверждают рез-ты исслед. Деси и Райана, внешние подкрепления могут на самом деле разрушать внутреннюю мотивацию людей и нарушать контроль над собой. Наконец, как было показано Дж. У. Бремом, это подразумевает, что когда люди контролируются экстернально, они могут противодействовать таким способам контроля или просто делать все наоборот. С учетом допущений и данных исслед. об интернальной причинности разраб. систем К. п. при таком подходе опирается на понятие внутренней мотивации. Поскольку - как это было показано в исслед. - условиями, способствующими возникновению внутренней мотивации, яв-ся выбор и положительная обратная связь в отношении компетентности, разрабатываемые системы К. п. предполагают обеспечение возможности такого выбора и предоставление обратной связи. Выбор и обратная связь усиливают внутреннюю мотивацию, однако еще нуждается в объяснении то, как люди приобретают варианты поведения, к-рые считаются желательными с т. зр. начальства или об-ва, но к-рые они, вероятно, не усвоили бы по своей собственной инициативе. Это предполагает установление определенных ограничений в отношении их поведения, однако т. о., чтобы оставлять людям выбор и обеспечивать обратную связь. Это означает, что устанавливаемые границы должны быть по возможности широкими, чтобы обеспечить в их пределах доступность макс. выбора; когда границы установлены и последствия их нарушения определены, желательно предоставить людям возможность самим выбирать, оставаться ли в пределах этих границ или нарушать их и испытывать на себе последствия таких нарушений. Для более полного понимания систем К. п. этого типа необходимо различать два возможных типа интернального контроля. Деси и Райан наз. их интроективной и интегрированной интернализациями. Интроекцией наз. процесс, посредством к-рого экстернальный контроль интернализуется в нетронутом виде. Ее можно сравнить с "проглатыванием залпом". Интегрированные интернализации подразумевают их принятие как своих собственных. Деси и Райан говорят о том, что интегрированные интернализации возникают в рез-те установления ограничений, при к-ром предоставляются выбор и обратная связь, тогда как интроекции возникают в рез-те требований и предписаний. Когнитивный бихевиоризм, в отличие от более ортодоксального бихевиоризма, подчеркивает роль субъекта в осуществлении контроля своего поведения, однако его когнитивный анализ не делает различий между этими двумя типами самоконтроля - интроективным и интегрированным. См. также Свобода воли, Индивидуализм, Внутренне- и внешне-направляемое поведение, Внутренняя мотивация, Уровень притязаний, Ответственность и поведение, Самодетерминация Э. Л. Деси
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Одна из любимых фраз Скиннера. Она употребляется для обозначения общего представления о том, что поведение находится под контролем взаимосвязанных подкреплений и стимулов. С точки зрения оперантной теории, контроль поведения – один из основных объектов научной психологии.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Развитие регуляции поведения в подростковом возрасте: соотношение стратегий совладания, контроля пов

Ветрова Ирина Игоревна
Представлены результаты исследования методом лонгитюда процесса становления стилей совладания в подростковом возрасте. Копинг-поведение рассматривается как механизм саморегуляции наряду с контролем поведения и психологической защитой. Выявлена динамика становления стилей совладания во взаимосвязи с контролем поведения и психологическими защитами. Показаны половые различия в стилях совладания и динамике стиля совладания
Скачать PDF

Развитие совладающего поведения в юношеском возрасте: первичный, вторичный академический контроль и

Илюхин Александр Геннадиевич
В статье рассматривается развитие взаимосвязей первичного и вторичного академического контроля со стратегиями совладающего поведения и оценочной тревожностью. Показана роль проактивного копинга и его функционирование в зависимости от возраста. В результате получена основанная на вторичном академическом контроле структура совладающего поведения в старшем юношеском возрасте, в которой ведущую роль играют ориентированные в будущее копинг-стратегии.
Скачать PDF

Особенности совладающего поведения старшеклассников с учётом локуса контроля

Яковлева, Светлана Александровна
В работе представлены результаты исследования особенностей совладающего поведения старшеклассников в зависимости от состояния субъективного контроля. Предполагается, что локус контроля (в континууме «экстернальность-интернальность») влияет на формирование индивидуального стиля совладающего поведения. Уверенные в возможности контролировать негативные обстоятельства, интерналы воспринимают стрессовые ситуации как возможность испытать свои силы. Экстерналы не считают себя ответственными за свои действия и предпочитают покорно переносить трудности, не пытаясь их изменить. В ходе исследования установлено, что экстернальный локус контроля ориентирует старшеклассников на выбор непродуктивных копинг-ресурсов. Интернальный локус способствует выбору копинг-стиля с преобладанием продуктивных стратегий совладания, которые способствуют успешной социализации и адаптации молодых людей. Таким образом, локус контроля может выступать в качестве фактора детерминации совладающего поведения.
Скачать PDF

Использование контроля вербального поведения для качественного изменения шкалы оценки: от эффективно

Вахитова Зухра Зуфаровна, Юринова Татьяна Николаевна
В процессе непрерывного взаимодействия с внешней средой у субъекта формируются устойчивые типы реакций на ситуации и объекты ситуаций, основанные на приписывании того или иного субъективного значения этим событиям, вследствие чего, на одно и то же событие разные люди реагируют по-разному. Дезадаптивное поведение, связанное с устойчивыми эмоциональными реакциями, которые являются следствиями негативно оцененных ситуаций, может представлять достаточно серьезную психологическую проблему. В связи с этим постоянно растет спрос на психотехники самопомощи, помогающие сохранить положительное или нейтральное эмоциональное состояние и высокий уровень адаптивности поведения. Рассматриваются результаты эмпирической проверки результатов использования техники самопомощи, построенной на основе контроля вербального поведения. Проверяется и подтверждается предположение о том, что при контроле вербального поведения и осознанном удержании от оценочных негативных высказываний у субъекта происходит прерывание устойчивой реакции на ситуацию (события внешней среды), что, в свою очередь, приводит к качественным изменениям в категориальных шкалах происходит сдвиг к преимущественному использованию предметно-категориальный шкалы для тех событий и ситуаций, которые ранее испытуемый оценивал негативно.
Скачать PDF

Особенности контроля поведения подростков с разным уровнем агрессивности

Рязанцева Елена Владимировна, Сергиенко Елена Алексеевна
Скачать PDF

Социальный контроль отклоняющегося поведения в сфере дорожного движения

Абдульзянов А.Р.
В статье рассмотрены основные проблемы социального контроля девиантного поведения участников дорожного движения, дан социологический анализ факторов, обуславливающих отклонения детей от норм поведения на дорогах.
Скачать PDF

Особенности контроля поведения людей разных профессий

Терехина Надежда Сергеевна, Сергиенко Елена Алексеевна, Лекалов Александр Анатольевич
В работе представлены результаты исследования психологических характеристик, включая регуляцию поведения, людей разных профессий, имеющих строгую регламентацию деятельности (летчики, N = 44) и свободно планирующих свою работу (фрилансеры, преподаватели... N = 40). Показано, что существуют особенности развития составляющих контроля поведения: волевого, когнитивного контроля и эмоциональной регуляции, а также взаимосвязей между ними у людей с разной степенью регламентации профессиональной деятельности. Контроль поведения летчиков отличается большей интегрированностью и связанностью всех компонентов, тогда как у людей свободных профессий контроль поведения имеет меньшую связанность и разрозненность его составляющих.
Скачать PDF

Контролирующие тенденции в поведении учителя и отношение к нему ученика

Шкурко Татьяна Алексеевна
Данная статья «Контролирующие тенденции в поведении учителя и отношение к нему ученика» написанная т.А. Шкурко, посвящена анализу контролирующих тенденций поведения учителя в связи с отношением к нему администрации и учеников. Статья содержит введение в проблему контроля в межличностных отношениях, описание процедуры проведенного исследования и обсуждение полученных результатов. Статья написана на достаточно высоком профессиональном уровне, качественно и грамотно.
Скачать PDF

Толерантность и социальный контроль девиантности: современные тенденции

Шипунова Татьяна Владимировна
В статье уточняется понятие.толерантность. с учетом существования в обществах девиантных явлений. Автор рассматривает также границы терпимого отношения к инаковости, условия его распространения и поддержания в конкретном социуме. Особый акцент делается на анализ современных тенденций изменения толерантности по двум направлениям: проблемам определения.нормального. (нормативного) и.ненормального. (ненормативного) поведения и социального контроля девиантности.
Скачать PDF

О необходимости разработки контрольно-измерительных материалов для работы с ребенком с детским аутиз

Свинолупов Андрей Григорьевич
В статье обосновывается необходимость разработки и систематизации инструментального обеспечения оценивания детского аутизма, как объекта измерения и воздействия с целью изменения степени его выраженности.
Скачать PDF

Автоматизированная система итогового тестового контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеят

Бакаева Т.Н., Дмитриева И.А.
Скачать PDF

Особенности субъективного контроля студентов-медиков

Церковский А.Л.
Статья посвящена исследованию субъективного контроля студентов-медиков. У 432 студентов лечебного факультета были изучены следующие шкалы субъективного контроля: общей интернальности, интернальности в области достижений и интернальности в области неудач. Уровень субъективного контроля является одним из показателей социальной зрелости студента. Снижение уровня субъективного контроля ведет к эмоциональной неустойчивости, плохому самоконтролю, высокой напряженности, что может вызвать социальную дезадаптацию студентов. Анализ полученных результатов позволяет использовать методику диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера в работе психологической службы, а также включить в комплекс психодиагностических методик, используемых на практических занятиях по курсу «Основы психологии и педагогики».
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!