КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ это что такое КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ: определение — Психология.НЭС
Контроль веса Контроль исполнения

КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ

Найдено 2 определения термина КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Контроль дыхания

англ. control) – в психотерапии - произвольная регуляция дыхательных движений с целью устранить эмоциональное напряжение. Наиболее эффективными считаются приемы диафрагмального (самого глубокого) дыхания.

Оцените определение:

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ

Сознательный К. д. (регуляция дыхательных движений) является, возможно, самым древним из известных методов снятия эмоционального напряжения. За несколько столетий до нашей эры он уже применялся для уменьшения чувства тревоги и общей релаксации. Упоминания об использовании сознательного К. д. для достижения состояния расслабления можно найти в индуистской традиции хатха-йоги. Фактически хатха-йога (йога специальных поз) основывается на различных способах дыхания. Эти приемы называются пранаямой. Термин "пранаяма" означает контроль, или сдерживание, дыхания. Умение управлять своим дыханием развивалось не только в Древней Индии как индуистская традиция, но и в Китае. Регулируемое дыхание стало основным компонентом такого "искусства дыхания", как тайши и кунфу. Эти виды боевого искусства в наше время пережили второе рождение в западных странах. К. д. здесь остается важной составной частью.

Существуют три основных типа дыхания, имеющих значение при обучении произвольной регуляции дыхания: ключичное, грудное и диафрагмальное. Ключичное дыхание является самым коротким и поверхностным. Его можно определить как легкое поднятие ключиц кверху, сопровождаемое небольшим расширением грудной клетки на вдохе. Грудное дыхание представляет собой более глубокое дыхание, так как вдыхается большее количество воздуха. Оно начинается с сокращения межреберных мышц, которые расширяют грудную клетку вверх и в стороны. При этом наблюдается большее расширение грудной клетки, за которым следует поднятие ключиц на вдохе. Это наиболее часто встречающийся тип дыхания. Наконец, диафрагмальное дыхание является самым глубоким, так как впервые наполняются воздухом нижние отделы легких. Движение диафрагмы является основной причиной глубокого вдоха при диафрагмальном дыхании.

Хотя в литературе (особенно по йоге) представлены многочисленные и разнообразные дыхательные релаксационные методы, однако самыми эффективными способами достижения психофизиологического состояния релаксации являются приема диафрагмального дыхания, которым к тому же легче всего научиться. Специфические механизмы, ответственные за снижение напряжения при регуляции дыхания, могут различаться в зависимости от конкретной методики, однако их общим терапевтическим действием считается способность диафрагмального дыхания вызывать временное трофотропное состояние.

Произвольная регуляция дыхания - наиболее гибкий из всех способов снятия чрезмерного напряжения. Его можно использовать в самых разнообразных обстоятельствах, вызванных как условиями окружающей среды, так и поведенческими факторами. Это не означает, однако, что метод сознательного К. д. можно применять без ограничений. Основная опасность при использовании произвольной регуляции дыхания связана с довольно редкой возможностью развития гипервентиляции (когда пациент "слишком сильно дышит"). Такое избыточное дыхание может вызвать состояние гипокапнии (пониженный уровень углекислоты в крови), что приводит к избытку бикарбонатных ионов и к нехватке ионов водорода. При этом наблюдаются следующие симптомы: сильное сердцебиение, тахикардия, феномен Рейно, сужение поля зрения, головокружение, большие судорожные припадки, одышка, боли в груди, покалывание губ, пальцев рук и ног, боли в эпигастральной области, тетания, тревога, слабость и потеря сознания. Многие из этих симптомов могут появиться через несколько минут непрерывной гипервентиляции. Головокружение и покашливание являются первыми сигналами, предупреждающими о том, что у пациента развивается гипервентиляция.

Ниже приведены три упражнения на диафрагмальное дыхание, которые, как сообщалось, могут быть эффективно использованы, чтобы вызвать более глубокое состояние расслабления. При обучении любому из способов диафрагмального дыхания психотерапевт должен постоянно следить за правильностью выполнения упражнения пациентом.

Дыхательное упражнение № 1. Этот метод чрезвычайно прост, он описывается в литературе по йоге под названием "полное дыхание". Чтобы помочь психотерапевту обучать этому упражнению, оно излагается в соответствии с четырьмя фазами дыхания. Вдох, по возможности, должен начинаться через нос. Предпочтение отдается дыханию через нос, а не через рот, так как носовые ходы способны фильтровать и обогревать поступающий воздух. На вдохе живот выпячивается вперед, затем расширяется грудная клетка. Продолжительность вдоха - 2-3 секунды. Паузы после вдоха быть не должно. Вдох плавно переходит в начало выдоха. Воздух выдыхается через рот или через нос, как удобнее. Продолжительность выдоха должна составлять 2-3 секунды. Пауза после выдоха длится только 1 секунду, и затем вновь начинается плавный вдох. Многие пациенты могут повторять это упражнение в течение нескольких минут без возникновения гипервентиляции. Однако обычно больного просят прекратить упражнение при появлении головокружения.

Дыхательное упражнение № 2. Оно является разновидностью метода "подсчета дыхания", различные варианты которого описываются в литературе по йоге. Упражнение излагается в соответствии с четырьмя фазами дыхания. Вдох, по возможности, должен осуществляться через нос. Живот начинает выпячиваться вперед, затем расширяется грудная клетка. Продолжительность вдоха должна составлять 2 секунды (пациент считает про себя, например: "Одна тысяча, две тысячи"). После вдоха следует сделать паузу, равную 1 секунде. На третьей стадии воздух выдыхается, после чего плавно должен последовать вдох. При появлении головокружения больного просят прекратить упражнение.

Дыхательное упражнение № 3. Этот метод, разработанный Эверли (Everly G. S., 1981), предназначен для ускоренного вызывания (30-60 секунд) состояния релаксации. Исследования показали, что он ликвидирует мышечное напряжение и субъективное ощущение тревоги, а также обладает некоторым потенциалом для снижения частоты сердечных сокращений. Описание представлено в форме инструкции, даваемой пациенту. Этап 1: "Займите удобное положение. Положите левую руку (ладонью вниз) на живот, точнее, на пупок. Теперь положите правую руку так, чтобы вам было удобно, на левую. Глаза могут оставаться открытыми, однако с закрытыми глазами будет легче выполнять второй этап упражнения". Этап 2: "Вообразите себе пустую бутылку или мешок, находящийся внутри вас - там, где лежат ваши руки. На вдохе представляйте себе, что воздух входит через нос, идет вниз и наполняет этот внутренний мешок. По мере заполнения мешка воздухом ваши руки будут подниматься. Продолжая вдох, представляйте, что мешок целиком заполняется воздухом. Волнообразное движение, начавшееся в области живота, переходит в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Полная продолжительность вдоха для первой и второй недели занятий должна составлять 2 секунды, затем, по мере совершенствования навыка, ее можно увеличить до 2,5-3 секунд". Этап 3: "Задержите дыхание. Сохраняйте воздух внутри мешка. Повторяйте про себя фразу: "Мое тело спокойно". Этот этап не должен длиться более 2 секунд". Этап 4: "Медленно начните выдыхать - опустошать мешок. По-мере того как вы делаете это, повторяйте про себя фразу: "Мое тело спокойно". С выдохом ощущайте, как опускаются приподнятые ранее живот и грудная клетка. Этот этап не должен длиться меньше двух предыдущих, а спустя 1-2 недели занятий его можно увеличить на 1 секунду. Этап 1 необходим только в течение примерно первой недели, пока вы обучаетесь глубокому дыханию. Когда вы овладеете этим навыком, то сможете его пропускать. Повторите это четырехступенчатое упражнение подряд только 3-5 раз. Если у вас появится головокружение, остановитесь. Если при последующих занятиях головокружение возобновляется, просто сократите продолжительность вдоха и (или) число выполняемых подряд четырехступенчатых циклов. Поскольку этот вариант релаксации носит характер навыка, можно практиковать его по меньшей мере 10-20 раз в день. Превратите его в ваш утренний, дневной и вечерний ритуалы, а также используйте в стрессовых ситуациях. Поначалу вы можете не заметить никакой немедленной релаксации. Однако после 1-2 недель регулярных занятий вы будете способны на время расслабляться "моментально". Помните, что, если вы хотите овладеть этим навыком, вы должны заниматься систематически. Регулярное последовательное выполнение упражнений в конечном счете сформирует у вас более спокойное и мягкое отношение, своего рода антистрессовую установку, и когда вы будете попадать в стрессовые ситуации, то вы будете переживать их гораздо менее интенсивно".

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Найдено рефератов по теме КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Адаптивное постпроизвольное дыхание как метод коррекции состояний и оздоровительного воздействия на

Чиковани М.В.
Скачать PDF

Психологические особенности младших школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания неаллерг

Трошина Евгения Александровна
В статье рассматривается некоторые личностные характеристики детей младшего школьного возраста с заболеваниями органов дыхания неаллергенного характера (хронический бронхит, хронический гайморит, хронический ринит). Приведены результаты лонгитюдного исследования детей с указанным диагнозом.
Скачать PDF

Комплексная интегрированная методика динамической медитации с дыханием буддистов при невротических р

Омельяненко Владимир Ильич
Цель : обосновать комплексную интегрированную методику психологического воздействия на танцоров спортивных бальных танцев, разработанную на основе динамической медитации и «осознанного дыхания» буддистов, для ликвидации невротических реакций, повышения их профессионального мастерства и психоэмоциональной устойчивости. Материал: в исследовании приняли участие 20 танцоров с невротическими реакциями в возрасте от 40 до 50 лет. На 1 этапе исследования у всех испытуемых проверялась возможность концентрации внимания на дыхании во время исполнения спортивных бальных танцев. На 2 этапе проводилось обучение экспериментальной группы испытуемых (n=10) методике динамической медитации, применяемой в боевых единоборствах. Проводились как индивидуальные, так и групповые сеансы обучения. На 3 этапе в экспериментальной группе осуществлялось соединение динамической медитации с дыханием при исполнении танцев. На 4 этапе проводилось сравнение полученных результатов. Результаты: во время проведения 1 этапа исследования все испытуемые отмечали затруднение в концентрации внимания на дыхании через нос по методу буддистов и ухудшение техники танцев. Во время проведения 2 этапа исследования на обучение экспериментальной группы испытуемых методике динамической медитации потребовалось от 3 до 5 сеансов. На 3 этапе все испытуемые экспериментальной группы смогли контролировать индивидуальное дыхание через нос при исполнении танцев, без нарушения техники танцев. На 4-м этапе сравнительная оценка результатов показала, что в экспериментальной группе для снятия невротических реакций требуется от 3 до 7 тренировок. В контрольной группе такого эффекта не наблюдалось. Выводы: в ходе исследования доказано, что способ «осознанного дыхания» буддисткой медитации может быть успешно совмещен с динамической медитацией. Без динамической медитации невозможно осуществлять длительную концентрацию внимания на дыхании при одновременном исполнении спортивного бального танца. Разработанный метод интеграции динамической медитации с «осознанным дыханием» буддистов обеспечивает улучшение психоэмоционального состояния танцоров, снимает невротические реакции, повышает качество исполнения спортивных бальных танцев.
Скачать PDF

Холотропное дыхание как метод реализации потенциала личности сотрудника

Байгильдина Юлия Анатольевна, Чагина Екатерина Васильевна, Шарина Алена Сергеевна
На сегодняшний день в организациях существует множество проблем, из-за которых возникают сложности как в управлении предприятием, так и в эффективной работе сотрудников. Для любого управляющего компанией важно, чтобы сотрудник был уверенным, умеющим нестандартно мыслить, инициативным, целеустремленным, но в большинстве случаев на предприятии такие сотрудники отсутствуют или их количество ограниченно. В любом сотруднике кроется творческая личность, которая не всегда может быть реализована на практике или же просто подавлена. Для того чтобы предприятие могло эффективно функционировать, важно, чтобы каждый сотрудник мог разобраться в своих проблемах и обрести внутреннюю гармонию, которая позволит ему настроиться на работу и выполнять ее эффективно. Методика холотропного дыхания может помочь личности реализовать свой скрытый потенциал. Цель работы: определить значимость методики холотропного дыхания в организации и выявить, какое влияние она оказывает как на сотрудников, так и на предприятие в целом. Методы исследования: анализ литературы по данной проблематике, аналитический метод. Результаты: выводы, полученные в данном исследовании, способствуют определению действенности методики холотропного дыхания и значимости ее применения в организации.Today there are many problems in organizations which lead to difficulties in the management of an enterprise and in the effective work of the staff. For any company manager it is important that the employee was confident, able to think outside the box, initiative, committed, but in most cases such employees are absent or their number is limited. There is creative personality in any employee which can’t always be revealed or is simply suppressed. In order for a company to operate effectively, it is important that every employee could understand their problems and find inner harmony, which will allow them to tune into work and perform it efficiently. The technique of holotropic breathwork can help the person to realize their hidden potential. Objective: to determine the significance of the technique of holotropic breathwork in the organization and its impact on the employees and the enterprise as a whole. Methods: review of the literature on this subject, data analysis. Results. The findings of this study help to identify the effective methods of holotropic breathwork and the importance of its application in the organization.
Скачать PDF

Толерантность и социальный контроль девиантности: современные тенденции

Шипунова Татьяна Владимировна
В статье уточняется понятие.толерантность. с учетом существования в обществах девиантных явлений. Автор рассматривает также границы терпимого отношения к инаковости, условия его распространения и поддержания в конкретном социуме. Особый акцент делается на анализ современных тенденций изменения толерантности по двум направлениям: проблемам определения.нормального. (нормативного) и.ненормального. (ненормативного) поведения и социального контроля девиантности.
Скачать PDF

О необходимости разработки контрольно-измерительных материалов для работы с ребенком с детским аутиз

Свинолупов Андрей Григорьевич
В статье обосновывается необходимость разработки и систематизации инструментального обеспечения оценивания детского аутизма, как объекта измерения и воздействия с целью изменения степени его выраженности.
Скачать PDF

Автоматизированная система итогового тестового контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеят

Бакаева Т.Н., Дмитриева И.А.
Скачать PDF

Особенности субъективного контроля студентов-медиков

Церковский А.Л.
Статья посвящена исследованию субъективного контроля студентов-медиков. У 432 студентов лечебного факультета были изучены следующие шкалы субъективного контроля: общей интернальности, интернальности в области достижений и интернальности в области неудач. Уровень субъективного контроля является одним из показателей социальной зрелости студента. Снижение уровня субъективного контроля ведет к эмоциональной неустойчивости, плохому самоконтролю, высокой напряженности, что может вызвать социальную дезадаптацию студентов. Анализ полученных результатов позволяет использовать методику диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера в работе психологической службы, а также включить в комплекс психодиагностических методик, используемых на практических занятиях по курсу «Основы психологии и педагогики».
Скачать PDF

Система информационного контроля формирования профессионально важных психологических качеств сотрудн

Шленков Алексей Владимирович, Табанова Елена Виловна
Рассмотрена проблема информационного психологического обеспечения формирования профессионально важных психологических качеств (ПВПК), с точки зрения системного подхода. Опора на данный подход позволяет более точно определить качество подготовки выпускников вуза к предстоящей профессиональной деятельности, степень овладения ПВПК и соответствие их профессиограммам должностей по которым ведется подготовка в вузе.
Скачать PDF

Психобиометрический контроль системы управления доступа

Стадников Евгений Николаевич, Стадникова Надежда Евгеньевна
Предлагаемый метод психобиометрического контроля позволяет в автоматическом режиме программно-аппаратного комплекса в течение 3-5 минут оценивать психофункциональное состояние сотрудника при приеме на работу и степень его соответствия перед каждым рабочим днём.
Скачать PDF

Профессионализации особенности локуса контроля сотрудников ОВД на разных этапах

Дейнекина Анастасия Константиновна
Представлены результаты исследования локуса контроля (типа ответственности) сотрудников ОВД на разных этапах профессионализации в связи с самооценкой и личностной установкой.
Скачать PDF

Возможности опросника УСК для диагностики локус контроля личности в асоциальных подростковых группах

Быков Сергей Владимирович
Представлены результаты исследования локуса контроля групп подростков с различной социальной направленностью, проводится сравнение полученных данных. Исследуются возможности использования опросника УСК для диагностики интернальности-экстернальности в асоциальных подростковых группах
Скачать PDF