КОНТЕКСТ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Контекст
Влияние фона или окружения на восприятие.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

Контекст
context). Конкретные условия или ситуации, в которых происходит развитие; «фон» развития.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Контекст
Context). Обстановка, структура или процесс, в кото¬рых происходят события и которые придают смысл содержа¬нию.

Источник: Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. 2007

КОНТЕКСТ

Контуры отдельного события. Эта контурная рамка часто определяет, как истолковывается переживание или событие.

Источник: Бендлер Р. Краткий глоссарий НЛП

Контекст
физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

КОНТЕКСТ
слова или идеи, которые окружают слово, термин или идею и могут пролить свет на его значение; окружение или ситуация, в которой что-то происходит или сообщается.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

КОНТЕКСТ
(от лат. соединение, связь) – относительно законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи (текста), необходимый для определения значения отдельного входящего в него слова или фразы.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

КОНТЕКСТ
окружение языковых единиц, слов, выражений, высказываний, влияющее на их "прочтение", смысл. К. обычно делят на лингвистический (речевое окружение) и экстралингвистический - ситуация общения, обстоятельства и статус собеседников, причины тех или иных высказываний и т. п.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

КОНТЕКСТ
1. Событие или процессы (физические или психические), которые характеризуют определенную ситуацию и оказывают влияние на открытое или скрытое от наблюдения поведение человека. 2. Специфические обстоятельства, в которых происходит некоторое действие или событие. См. контекст социальный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОНТЕКСТ
1. Вообще – те события и процессы (физические и психические), которые характеризуют конкретную ситуацию и оказывают воздействие на поведение индивида (внешнее и внутреннее). 2. Специфические обстоятельства, при которых происходит действие или событие. 3. В лингвистике – окружающие слова, фразы и предложения, которые являются компонентами значения любого данного слова, фразы или предложения.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

КОНТЕКСТ
англ. context).
1. Законченный в смысловом отношении отрывок текста, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы. В широком смысле К. включает даже ситуацию, в которой текст создается и/или воспринимается (т. е. К. используется иногда синонимично термину "затекст").
2. В психологии нередко употребляются выражения "социальный К.", "культурный К.", "духовный К." для обозначения окружающей человека социальной среды, ситуации. Подразумевается, что понимание поведения и самой личности невозможно вне учета актуального и прошлого К. См. также Деконтекстуализация, Экологическая психология. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КОНТЕКСТ
обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов - слов, выражений или отрывков текста. Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются другие (предшествующие или последующие высказывания) или весь текст в целом. Отсюда выражение: "понять по контексту". Для целостного текста контекстом выступают все другие тексты из той же сферы социальной. Так, для отдельного научного текста контекстом является корпус других научных текстов по данной специальности; для художественного произведения - другие художественные тексты, и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КОНТЕКСТ

En.: Context
Подобно тому, как психоделические «путешествия» зависят и от окружающих обстоятельств, и от вида употребляемого вещества, контекст гипнотического опыта неотделим от самого опыта.
Поэтому очень важно следить за окружающими условиями, использовать благоприятные моменты, подготавливать опыт с помощью ободряющей беседы и интегрировать его в терапевтическую процедуру. Иногда залогом успеха является игровой характер опыта; для некоторых пациентов это необходимое условие преодоления сопротивления (см. пример Ноэми).
Действия терапевта создают психологический контекст: взаимное расположение участников, манера выражать свои мысли, наличие или отсутствие касаний и т. д.; все это ориентирует мыслительные и бессознательные психологические процессы, приведенные в действие во время сеанса (см. артефакт).

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

Контекст
лат. contextus - тесная связь, соединение) - 1. различные события и процессы, характеризующие конкретную ситуацию, которая влияет на поведение индивида (или точнее, то, как он сам представляет себе такую ситуацию); 2. специфические обстоятельства, при которых происходит некое действие (событие) и которые определяют смысл или значение последнего для индивида. Так, одно и то же психическое проявление может иметь совершенно разное значение в зависимости от личностного контекста. Например, недовольство чем-либо может проявляться как продуктивным негодованием, так и разрушительной яростью; 3. законченный в смысловом отношении фрагмент речи, необходимый для определения смысла входящего в него слова или фразы. Из психопатологии известно, например, что параноикам и вообще бредовым пациентам свойственно вырывать из реального контекста отдельные фразы, фрагменты текста и помещать их в свой специфический, болезненный контекст, искажая при этом их первоначальное значение.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е. И.
Читать PDF

Социально-экономический контекст как детерминанта предпочитаемых моделей кадровых решений

Кучеренко Н. В., Кучеренко В. П.
Читать PDF

Психологическая структура жизнеспособности человека: синергетический контекст

Рыльская Елена Александровна
Представлены концептуальные основания и результаты эмпирического исследования психологической структуры жизнеспособности человека как сложной самоорганизующейся системы.
Читать PDF

Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст

Клочко Виталий Евгеньевич, Галажинский Эдуард Владимирович
Рассматриваются концептуальные основания системной антропологической психологии, позволяющие анализировать инновационный потенциал личности в контексте понимания механизмов саморазвития человека как открытой самоорганизующейся сис
Читать PDF

Поиски новых форм современной семьи: культурно-психологический контекст

Селиванова Раиса Гавриловна, Селиванова Екатерина Юрьевна
Статья посвящена субъективной значимости семьи и возвращению в нее базовых ценностей и традиций в современном российском обществе.
Читать PDF

Психологическая культура личности: общепсихологический контекст

Демина Людмила Денисовна, Лужбина Наталья Анатольевна
Читать PDF

Отсталость и одаренность (социокультурный контекст)

Захарова Анастасия Владимировна
Читать PDF

Профессиональная подготовка практического психолога: культурный контекст

Кыштымова И. М.
Читать PDF

Функциональные особенности взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта: контекст самоорганиз

Демина Людмила Денисовна, Ральникова Ирина Александровна
Взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта опосредует становление системы и структуры жизненной перспективы личности, что способствует ее самоорганизации, проектированию, оценке адекватности возможностям человека.
Читать PDF

Homo ECONOMICUS: антропологический контекст экономической реальности

Залевский Владислав Генрихович
Аннотация.
Читать PDF

Ценностно-смысловые особенности понимания: культурный контекст

Тарасова Л. Н., Полякова О. О., Соболев С. И.
В статье рассмотрена роль ценностно-смысловых основ взаимодействия личности и мира, понимания человеком социальной реальности, понимания как способа человеческого бытия.
Читать PDF

Субъектные стратегии развития современного педагога: философско-гуманитарный контекст

Горшкова Валентина Владимировна
В статье представлены субъектные стратегии развития современного педагога, которые отражают качественный переход на новый парадигмальный уровень организации педагогической деятельности в современном образовательном учреждении

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Физический контекст

    местоположение, условия окружающей среды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.
  • Исторический контекст

    связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.
  • Культурный контекст

    убеждения, ценности, отношения, социальная иерархия, религия, роли групп и понятие о времени.
  • Надличностный контекст

    superordinate context) – переменные, необходимые для понимания разных психопатологий и дающие возможность отнести индивидов к какой-то определенной группе, например, к уличной компании, этническому меньши
  • Психологический контекст

    настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.
  • Контекст труда

    Job context) — Условия внешней по отношению к труду среды, не имеющие к нему непосредственного отношения.
  • Возрастно-психологический контекст

    возрастная специфичность потребностей и ценностей.
  • Социальный контекст

    назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками.
  • КОНТЕКСТУАЛИЗМ

    См. контекстная теория.
  • Культура низкого контекста

    Low context culture) — Культура, в которой индивиды склонны истолковывать сигналы буквально, полагаются на письменные нормы и юридические документы, ставят бизнес на первое место и ценят специальные знан
  • Культура высокого контекста

    High context culture) — Культура, представители которой, стремящиеся «нарисовать» портрет гостя, стремятся использовать ситуационные «подсказки». В них, как правило, особое значение придается личным отно
  • Рефрейминг контекста

    изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: "В каких условиях это было бы подходящей реакцией?"
  • КОНТЕКСТА ЭФФЕКТЫ

    поведенческие эффекты, которые задаются некоторым контекстом-тем, в котором действует стимул или имеет место реакция. См. контекст, контекст социальный, контекстная теория.
  • Диалог в контексте идей М. М. Бахтина и А. А. Ухтомского

    Сравнительное рассмотрение науч. и филос. идей М. М. Бахтина и А. А. Ухтомского позволило обосновать науч. статус личностно ориентированной практической психологии как гуманитарной науки, основанн
  • Трудности в общении в контексте психологии здоровья

    Трудности в О. изучаются в контексте разл. концептуальных схем. К ним можно подойти и с позиций психологии здоровья (Творогова, 2003). По определению Б. Ф. Ломова (1984), психология здоровья - это междисци
  • КОНТЕКСТНАЯ ТЕОРИЯ

    теория, согласно которой все формы и виды поведения человека должны анализироваться и интерпретироваться в пределах того социального контекста, в котором они возникают и проявляются. См. контекс
  • Научение контекстно обусловленное

    общий принцип, который гласит: поскольку научение происходит в определенном контексте, то усвоенный материал лучше и вспоминается в том же самом контексте. Например, люди, усваивавшие некий матер
  • КОНТЕКСТНОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАУЧЕНИЕ

    См. научение, контекстное специфическое.
  • Контекстное обучение

    лат. contextus — тесная связь, сцепление, сплетение] — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия транс
  • Контекстные подходы

    contextual paradigms). Научные направления, в рамках которых считается, что развитие определяется взаимодействием среды, многочисленных социальных, психологических и исторических факторов.