Консультирование по вопросам развития

Найдено 1 определение:

Консультирование по вопросам развития

developmental counseling) В отличие от психотер., чаще всего применяющейся в связи с лечебной (коррективной) установкой, в рамках к-рой трудности конкретного чел. рассматриваются с т. зр. устойчивых форм дефицитарности, К. по в. р. всегда использовалось, чтобы акцентировать возможности роста, присущие отстаиванию личных решений или преодолению трудностей. К. по в. р. стремится обеспечить оптимальное использование клиентом переходного опыта для дальнейшего личностного роста и повышения сопротивляемости, включая предотвращение устойчивых форм дефицитарности и хронической душевной боли, сопровождающей эти состояния. Этот подход к челов. проблемам имеет свои истоки в применении психол. перспектив к попыткам молодежи войти в мир труда и к борьбе экономически и соц. депривированных людей за достижение соц.-экономической стабильности и приемлемого уровня жизни. После того как в начале XX в. в рамках общественных программ для молодых людей развернулась профориентационная работа, она вскоре была перенесена в школы. Поначалу эта работа сводилась к профпросвещению, цель к-рого - снабдить стоящего перед выбором профессии ученика информ., достаточной для принятия продуманного решения. Более широкие пед. и психол. перспективы, прогресс психол. знаний и технических возможностей сначала привели к использованию тестов, а затем и к расширению спектра целей профориентации. Теперь профориентационная работа, помимо информирования, включает облегчение развития когнитивных навыков, необходимых молодому чел. для принятия эффективных решений (в т. ч. выбора профессии), укрепление идентичности, закладываемой вместе с профессиональным выбором, и подбор работы, соотв. психич. орг-ции конкретного чел. Эта последняя инициатива, объединяющая пед. цели подготовки индивидуума ко всем сторонам жизни - соц. и семейной в той же мере, как и экономической, - привела к развитию консультирования и созданию консультационных центров. Такие центры занимались не только оказанием помощи уч-ся в выборе подходящей профессии и соотв. уровня образования, но и помогали им достичь эмоциональной автономии в своих семьях, наладить близкие отношения со сверстниками, не утрачивая собственной независимости, и пересмотреть усвоенные в семье нормы поведения, чтобы привести их в соответствие с жизненными обстоятельствами стоящих на пороге взрослости молодых людей. Чтобы полнее представить себе направления работы К. по в. р., нужно вернуться к его корням, к-рые уходят в консультирование семей из соц. неблагополучных слоев об-ва. Первые соц. работники олицетворяли реакцию об-ва на обстановку в начале XX в., сложившуюся вследствие того, что значительная часть населения переживала экономические лишения, часто сочетавшиеся с этнической изоляцией, а это, в свою очередь, вызывало рост отчуждения. Все группы населения, с к-рыми велась соц. работа, страдали от недоедания, болезней и преступности, повышавших вероятность физ. неполноценности и обеднявших эмоциональную жизнь. Помимо экстренных поверхностных мер, направленных на облегчение страданий, помощь таким группам заключалась в развитии чувства национальной гордости, формировании учеб. и соц. навыков, необходимых для преодоления трудностей. В психол. и психиатрических концепциях постепенно стали уделять внимание факторам психол. и эмоциональной устойчивости/неустойчивости семей, а тж методам оказания им дополнительной помощи при столкновении с трудностями и испытаниями. В связи с появившимся позднее предвзятым отношением учреждений и орг-ций к этническим меньшинствам и влиянием осн. на эмоциях предрассудков, к-рыми было охвачено наше об-во в 1960-х и 1970-х гг., значительно больше внимания стало уделяться тому, каким образом организационные факторы формируют у людей чувство субъективного благополучия и возросших возможностей. Уравновешивание индивидуальной и социальной перспектив Консультант по вопросам развития рассматривает клиента с трех т. зр.: а) эволюционирующей структуры мотивов индивидуума, направленных на себя и на др.; б) поведенческих и когнитивных навыков, а тж др. ресурсов, к-рые создают контекст осуществления целей, включенных в эти мотивы; в) соц. условий, к-рые формируют эти структуры и взаимодействуют с ними. Вмешательства консультантов по вопросам развития нацелены на конкретных лиц или на те соц. образования, в к-рые эти лица входят. Т. о., консультант по вопросам развития может вносить свой вклад посредством применения знаний о психол. развитии как консультант по учеб. планам и программам или по системам поддержки близких родственников. Консультирование по вопросам развития и образа жизни на разных этапах жизненного цикла Вполне понятно, что первоочередной заботой является развитие детей. Однако рост и изменение не прекращаются со вступлением во взрослость. Само признание приоритета вопросов детского развития требует внимания к развитию взрослых, т. к. превратности взрослой жизни родителей оказывают воздействие на их детей. Рост показателя количества разводов в 1970-х гг. служит весьма убедительной ил. Но даже если отвлечься от влияния изменений в жизни взрослых на развитие детей, одно из скрытых или явных стремлений любого об-ва, зависящее от его экономического состояния и развития, заключается в максимизации возможностей для самореализации в пределах разделяемой большинством системы ценностей. Э. Эриксон начал заполнение пробела в психодинамических теориях развития личности, расширив их настолько, чтобы они охватывали всю жизнь чел. Предложенные им восемь стадий жизненного цикла описывают последовательность кризисов, каждый из к-рых отмечен приобретением составной части личности или овладением поведением, имеющими существенное значение в последующей жизни; дефицит, вызываемый неудачей в разрешении кризиса развития, если только он не компенсируется позднее, может мешать чел. жить полноценной жизнью. Эти психол. исходы соответствуют связанным с возрастом образовательным и соц. стадиям жизни: поступлению в школу, овладению школьной программой, выбору профессии, вхождению в мир труда, вступлению в брак и созданию семьи, выходу на пенсию и подведению итогов неизбежно заканчивающейся жизни. Теорет. формулировки Эриксона служат "черновой картой" для консультанта по проблемам развития, пытающегося понять исходы возрастных кризисов и найти формы помощи конкретному чел. в преодолении трудностей роста на определенном этапе жизни. Консультантами разраб. программы, облегчающие переход дошкольников к обучению в школе, а тж переход молодой пары на стадию родительства. Кроме того, аналогичные программы были разраб. для тех, кому приходится менять карьеру и кому предстоит выход на пенсию. Консультанты по реабилитации хорошо зарекомендовали себя, помогая людям адаптироваться к болезни и инвалидности. Конец 1970-х гг. был отмечен усилением взаимодействия между психологами и специалистами в области физ. здоровья. Это взаимодействие возникло из усиливающегося осознания того, что образ жизни - важный фактор, влияющий на уязвимость к канцерогенным и сердечным заболеваниям. См. также Развитие в подростковом и юношеском возрасте, Эриксонианские стадии развития, Нормальное развитие Э. С. Бордин
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса)

Ананьев Борис Герасимович
Статья впервые опубликована в журнале "Советская педагогика" в 1969 г.,
Читать PDF

Развитие кадрового консультирования как социальная и социально-психологическая проблема

Гончарова Е.В.
Читать PDF

Актуальные проблемы становления и развития организационного консультирования в россии

Лебедева Людмила Владимировна
Статья посвящена актуальным проблемам методологии и практики организационного консультирования в современной России.
Читать PDF

Психологическое консультирование как технология развития психологической готовности будущих учителей

Валеева Галина Валерьевна
В статье представлено понятие «развитие психологической готовности к оздоровительной деятельности». Проведен анализ структуры психологической готовности студентов к оздоровительной деятельности.
Читать PDF

Психология консультирования в образовании: современное состояние и перспективы развития

Суворова Г.А.
В статье дана краткая характеристика современного этапа развития теории и практики психологического консультирования в образовании и рассмотрены перспективы деятельностного подхода в системогенетическ
Читать PDF

Развитие консультирования в процессе непрерывного образования взрослых

Украинцева Ирина Ивановна, Мушкина Ирина Анатольевна, Бородина Наталия Валерьевна
В статье рассматривается процесс консультирования современного взрослого человека с образовательным запросом.
Читать PDF

Особенности консультирования и ведения пациенток по вопросам контроля цикла на фоне приема чистопрог

Кузнецова И.В.
В статье рассматриваются преимущества чистопрогестагенной контрацепции, этапы консультирования женщин при назначении прогестагенных контрацептивов (ПК).
Читать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Читать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Читать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы
Читать PDF

Педагогическая технология развития социально значимых качеств у студентов военной кафедры вуза в про

Панчишко О.С.
Читать PDF

Динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития

Анточ Диана
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!