Консультирование корпоративное Консультирование по вопросам карьеры

Консультирование по вопросам досуга

Найдено 1 определение:

Консультирование по вопросам досуга

leisure counseling) К. по в. д. появилось как специализация в рамках профессии консультанта лишь в 70-е гг. вместе с собственной литературой, профессиональными журналами и практикующими специалистами. Здесь все еще недостает как независимой теорет. базы, так и надежной исследовательской поддержки развиваемых концепций, хотя сейчас положение начинает улучшаться. К. по в. д. занимались представители двух профессиональных групп: одни занимались изучением досуга (включ. терапевтическое восстановление сил), а др. - собственно консультированием. Существовала тенденция воспринимать поведение в сфере досуга как вопрос выбора конкретных занятий, не рассматривая досуг с т. зр. психол. значения этих занятий для индивидуума. Возможно, что совр. интерес к К. по в. д. отчасти может быть связан с ростом обеспеченности в Западной Европе и Северной Америке и ослаблением этики протестантизма как источника индивидуальных и соц. ценностей. В прошлом, когда осн. часть населения земного шара бедствовала, работа всячески превозносилась, а досуг осуждался. Теперь мы все больше и больше обращаемся к досугу как к главному источнику смысла жизни и получаемого от нее удовлетворения. Это особенно верно для людей, к-рым их работа кажется неинтересной и не несущей в себе внутреннего смысла. К сожалению, это именно те люди, занятиям к-рых и в сфере досуга часто недостает разнообразия, соревновательного отношения и личного смысла. Определения досуга В литературе можно встретить по меньшей мере четыре категории дефиниций досуга, хотя понятийно они частично перекрывают друг друга. Дефиниции по остаточному принципу (residual definitions) рассматривают досуг как нечто, что чел. делает в оставшееся у него после завершения необходимой для жизни деятельности время. Дефиниции, соотнесенные с деятельностью (activity-related definitions), определяют досуг через тип деятельности, в к-рую чел. вовлечен. Под досугом понимают одни виды деятельности, в то время как др. определяют как работу, независимо от того, в каком контексте они встречаются. Дефиниции, соотнесенные с работой (work-related definition), отражают структуру ценностей рабочей этики протестантизма. Первый тип досуга получил название взаимодополняющего (complementary), или побочного (spillover), когда характер досуговой деятельности чел. имеет сходство с характером его трудовой деятельности. Второй тип досуга был назван дополняющим (supplemental), когда в качестве досуговых занятий сознательно выбираются занятия, совершенно отличающиеся от круга рабочих обязанностей. Компенсаторный досуг относится к тем занятиям, придуманным для снижения либо устранения стрессов или напряженных состояний, к-рые индивидуум испытывает в повседневной жизни. Психол. дефиниции досуга скорее подчеркивают значение досугового опыта для индивидуума, чем тот тип деятельности, в к-рую он вовлечен, или же ее отношение к к.-л. иной деятельности. Ньюлинджер определяет досуг как состояние души - пребывание в согласии с самим собой и с тем, что ты делаешь. Его концепция досуга построена на двух биполярных конструктах: свободе-ограничении и внутренней мотивации-внешней мотивации. Потребности и мотивы досуга Мн. теоретики в области психологии личности, занимая разные позиции, тем не менее отмечают в качестве осн. жизненной задачи развитие человеком чувства компетентности, мастерства и самоэффективности. Обнаружено, что люди выбирают те виды деятельности, в к-рых они воспринимают себя как компетентных, т. к., принимая участие в подобных видах деятельности, они повышают чувство компетентности и усиливают ощущение свободы. Кроме того, приобретение новых досуговых навыков (предполагающее минимальную и затем возрастающую компетентность) улучшает представления чел. о себе, тогда как занятия, ограниченные имеющимися навыками, лишь поддерживают уже существующую Я-концепцию. Были обнаружены тж др. потребности и мотивы досуга. Оказалось, что людей мотивирует потребность в оптимальном возбуждении и непостоянстве или то, что можно назвать "ценностью новизны". Конечно же, уровень оптимального возбуждения отличен у разных людей, но удовлетворить эту потребность может каждый, участвуя в досуговой деятельности. Кроме того, досуговые занятия ценятся в той степени, в какой они обеспечивают вовлечение в положительные межличностные отношения. Появление парадигм досуга В последнее время появилось неск. всесторонних трактовок психол. природы досуга. Мак-Дауэлл привел аргументы в пользу того, что досуговый опыт относится к типичному "правополушарному мышлению", тогда как трудовое сознание имеет характер "левополушарного мышления". Кроме того, им сформулировано понятие досугового благополучия, к-рое он определяет как "эстетический, доставляющий удовольствие, отвечающий потребностям, полезный для здоровья и динамичный стиль досуга". Мак-Дауэлл полагает, что досуговое благополучие включает в себя четыре осн. компонента самопомощи: совладание, сознавание- понимание, осведомленность и притязания. С. Айсо-Ахола считает, что существуют четыре наиболее важные детерминанты восприятия опыта как досуга: а) сознаваемая свобода участия в деятельности, б) внутренняя мотивация участия в деятельности, в) то, относится ли деятельность к повседневной работе, а тж г) то, направлена ли деятельность на достижение конечных или инструментальных целей. Есть определенные доказательства того, что при уже имеющемся высоком уровне интереса к деятельности ожидаемое внешнее вознаграждение за участие в ней может на самом деле снизить дальнейшее участие чел. в этой деятельности. Феномен досуга был тж рассмотрен с позиций теории атрибуции. Под атрибуцией понимаются процессы, посредством к-рых индивид приписывает причины событиям, поведению и конечным рез-там, пытаясь конструировать каузальное значение ситуаций. Было установлено, что атрибуция имеет три измерения: интернальность - экстернальность (заключена ли данная причина в самом чел. или нет); устойчивость - неустойчивость (яв-ся ли причина устойчивой во времени); и глобальность - специфичность (яв-ся ли причина общей для мн. ситуаций). Существует достаточно высокая положительная связь между сознаваемой свободой и внутренней (интервальной) причинностью, поэтому люди склонны определять досуг как те занятия, к-рые обусловлены действием внутренних устойчивых причин. Может иметь место и интернально неустойчивая атрибуция, когда индивидуум увлекается новыми занятиями, в к-рых его компетенция подтверждается от случая к случаю. В такой ситуации следует помочь чел. связать свои успехи с внутренними, а не с внешними факторами, чтобы поддержать его участие в данной деятельности и не дать ей превратиться для него в "работу". Измерение глобальность - специфичность относится к атрибуциям собственной компетентности (либо некомпетентности) в сфере досуговых занятий относительно воспринимаемой компетентности др. Модели консультирования по вопросам досуга За последние неск. лет было предложено большое число моделей К. по в. д., к-рые Тинсли и Тинсли объединили в три категории: а) ориентирование в сфере досуга, б) принятие решений по вопросам досуга и в) досуговое консультирование. В моделях ориентирования в сфере досуга предпочтение отдается методикам информирования, к-рые нацелены на помощь клиенту в выборе подходящей досуговой деятельности, вызывающей у него интерес. Модели принятия решений тж придают значение помощи клиенту в выборе подходящих занятий в свободное время, однако имеет место большее использование взаимоотношений клиент-консультант как части консультационного взаимодействия, так же как и большее осознание и применение процесса принятия решения. Модели досугового консультирования предполагают холистический фокус на целостной личности и установление помогающих консультационных отношений. Цели консультирования по вопросам досуга Главной целью К. по в. д. яв-ся обеспечение роста воспринимаемой клиентами компетентности благодаря их вовлечению в те виды деятельности, в к-рых они могут добиться успеха. Обеспечение клиентов растущим ощущением свободы благодаря вовлечению их в свободно избранную, повышающую компетентность деятельность составляет вторую цель. Еще одна цель К. по в. д. - повышение индивидуального уровня оптимального возбуждения и непостоянства (incongruity), т. е. того, в чем отчаянно нуждаются мн. люди. По существу, этого можно достичь, повышая разнообразие, соревновательное значение и сложность досуговых занятий. Кроме того, досуговые занятия могут играть роль пробной подготовки к дальнейшей деятельности: мн. люди превратили свои увлечения в приносящие удовлетворение виды профессиональной деятельности. Досуговые занятия тж могут удовлетворять те потребности, к-рые не удается удовлетворить в др. видах деятельности (напр., в трудовой). См. также Свобода, Стресс Т. Дауд
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Досуговая деятельность как проявление социальной активности

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Федоренко Виктория Валерьевна, Проскурнина Марина Валентиновна
Статья посвящена рассмотрению актуальной в современной педагогике и психологии проблемы досуговой деятельности. Досуговая активность рассмотрена в контексте теории деятельности и в противопоставлении ее пассивному времяпрепровождению лени. Описаны психологические механизмы формирования социальной пассивности у подростков, склонных к делинквентному поведению. Показан вклад досуговой
Скачать PDF

Досуговая деятельность как проявление социальной активности

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Федоренко Виктория Валерьевна, Проскурнина Марина Валентиновна
Статья посвящена рассмотрению актуальной в современной педагогике и психологии проблемы досуговой деятельности. Досуговая активность рассмотрена в контексте теории деятельности и в противопоставлении ее пассивному времяпрепровождению лени. Описаны психологические механизмы формирования социальной пассивности у подростков склонных к делинквентному поведению. Показан вклад досуговой деятельности в процессы становления личности у подростков с нормативным типом поведения.
Скачать PDF

Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности

Белов Василий Георгиевич, Тищенко Петр Евгеньевич, Парфенов Юрий Александрович
В статье рассмотрены психологические особенности подростков, предпочитающих различные формы досуга. Показано, что подростки с направленностью на активные формы досуга имеют более высокий уровень познавательного и эмоционального интеллекта. Определены направления для практической реализации результатов исследования при работе с подростками.
Скачать PDF

Досуговая деятельность у подростков как проявление социальной активности

Тищенко Петр Евгеньевич
Статья посвящена проблеме организации свободного времени и досуга подростков различных типов социальной направленности. Показано, что большой объем неорганизованного свободного времени у асоциальных подростков нередко приводит их к социальным проблемам и формированию стойкого делинквентного поведения.
Скачать PDF

Влияние организации досуговой деятельности в семье на становление авторитета родителей

Емельянова Е.А.
Рассматривается проблема становления авторитета родителей через совместную досуговую деятельность с детьми-подростками. Представлены данные эмпирического исследования с использованием методики «Подростки о родителях» (Л.В. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына), которые подтверждают предположения о существовании определенного соотношения между характером образа родителей (матери и отца) со стороны их эмоциональной насыщенности, содержательной полноты, многомерности и их отношениями с детьми.
Скачать PDF

Культурно-досуговая деятельность в органах внутренних дел

Лазарева Ирина Юрьевна
В статье рассматриваются вопросы организации свободного времени и формирования культуры проведения досуга сотрудниками органов внутренних дел. Анализируются условия, необходимые для удовлетворения разносторонних творческих интересов сотрудников полиции, реализации их возможностей за рамками оперативно-служебной деятельности или учебного процесса. Отражены исторические ведомственные документы, характеризующие отношение к шефской помощи, наставничеству, связи поколений, которые были и остаются актуальными не только в профессиональной деятельности, но и в проведении досуга как гарантов воспитания достойного полицейского, обладающего профессиональной чистоплотностью.
Скачать PDF

Влияние социальных факторов на формирование психических отклонений личности: к истории вопроса о ста

Курносова М.Г.
Статья посвящена влиянию социальных факторов на формирование психических отклонений в работах отечественных психологов и психиатров на рубеже XIX XX веков. Особое внимание уделено анализу социальных явлений и основным причинам психических нарушений.
Скачать PDF

К постановке вопроса о посредничестве в учебно-профессиональной деятельности

Трофимова Юлия Владимировна
В статье поставлена проблема посредничества в учебно-профессиональной деятельности. Акцентируется внимание на изменение роли и функций посредника в процессе становления человека. Обозначены процессы персонализации и персонификации как условия выполнения посреднической, медиаторской функции. Представлены результаты пилотажного исследования, отражающие различие мотивационной структуры студентов в учебно-профессиональной деятельности с разной системой социальных, которая рассматривается как совокупность посредников.
Скачать PDF

О некоторых вопросах определения феномена лидерства

Ивановский Валерий Валерьевич
Исследуются различные подходы к выяснению содержания понятий "лидер", "лидерство"
Скачать PDF

Тестирование досуговых увлечений: новыйподход к косвенной диагностике трудовыхмотивов и удовлетворен

Науменко А.С., Шмелев А.Г.
Скачать PDF

Организация досуга как одна из форм повышения самооценки пожилых людей после выхода на пенсию

Фирсова Наталья Григорьевна
Статья содержит результаты исследования особенностей самооценки у людей пенсионного возраста. Критерием для выявления особенностей самооценки является сравнения самооценок в группах неработающих и работающих пенсионеров. Данное исследование обращает внимание на необходимость создания специальных условий, повышающих самооценку пожилых людей, а конкретно, создание досуга, который в свою очередь обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную ситуацию.
Скачать PDF

Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса)

Ананьев Борис Герасимович
Статья впервые опубликована в журнале "Советская педагогика" в 1969 г.,
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: