КОНСТАНТНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОНСТАНТНОСТЬ
тенденция воспринимаемых объектов порождать одни и те же образы (или достаточно близкие друг к другу) при изменении физических условий восприятия соответствующих объектов. К. обладают как объекты, близко расположенные от органов чувств, так и удаленные от них. По существу, все воспринимаемые свойства объектов в той или иной степени обладают К. См. константность величины, константность восприятия, константность цвета, формы константность, яркости константность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОНСТАНТНОСТЬ
Тенденция воспринимаемых объектов вызвать те же самые (или очень похожие) перцептивные опыты, даже, несмотря на то, что могут иметься значительные вариации в условиях наблюдения – то есть изменения и в дистальном стимуле (самих объектах) и в проксимальных стимулах (энергии, поступающей на рецепторы) (см. дистальный стимул). По существу все перцептивные качества обладают константностью в той или иной степени; см., например, яркости, константность, цветовая константность, формы, константность и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

КОНСТАНТНОСТЬ
константность восприятия) - закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Относительная устойчивость, независимость воспринимаемых характеристик объектов при изменении условий восприятия. Позволяет сохранить неизменными свойства предмета независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при каком освещении они воспринимаются. Изменения размера на сетчатке в определенных пределах не влияют на величину образа в восприятии. Так, константность видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя; воспринимаемая форма объекта не меняется при изменении угла зрения; а видимый цвет поверхности относительно независим от спектрального состава света, хотя и меняет цветовые характеристики света, отражаемого поверхностью. Впервые была поставлена в центр исследования экспериментального в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта. На основе исследования Вундт сделал заключение, что наблюдаются несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяемым при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, могущие влиять на эффекты константности восприятия, - например, фиксированная установка.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Константность
constancy) Мы воспринимаем объекты и события благодаря их воздействию на наши органы чувств - световой энергии, передаваемой глазу, колебаниям давления, к-рые проникают в ухо, и т. д. Физ. характеристики самого объекта, такие как его размеры, форма и отражательная способность, - это дистальные стимулы внешнего мира: качества, относительно неизменные для данного объекта и важные для нашего взаимодействия с окружающей действительностью. Для восприятия этих качеств мы должны извлечь информ. о них из паттернов стимульных энергий в наших органах чувств - проксимальной стимуляции. Проксимальная стимуляция обычно непрерывно изменяется: напр., когда мы приближаемся к объекту или удаляемся от него, размер изображения, к-рое он проецирует на сетчатку глаза, изменяется соответственно; количество отражаемого от него и попадающего в глаз света изменяется вместе с изменением его освещения; и, наконец, место его проекции на сетчатке меняется всякий раз, когда глаз наблюдателя изменяет направление рассматривания. Из этого потока постоянно меняющейся проксимальной стимуляции мы должны извлекать наши образы мира, тем не менее мы не видим людей меняющимися в своих размерах при нашем приближении к ним, как и не воспринимаем предметы изменяющими форму, когда смотрим на них под другим углом, цвет и светлоту, когда мы переходим со света в тень, или положение в пространстве, когда мы изменяем свое положение относительно них. Говоря коротко, дистальные характеристики объектов, по-видимому, остаются относительно постоянными, даже если проксимальная стимуляция, к-рую они предоставляют глазу, все время меняется. Главные аспекты восприятия, в к-рых это наиболее очевидно, исследовались отдельно и получили соответствующие названия: К. формы, К. громкости, К. положения, или, в целом, К. предмета. Сказанное выше можно сформулировать в виде более общего принципа: при всех условиях, когда мир являет нам устойчивые и не изменяющиеся дистальные свойства, а органы чувств получают меняющуюся проксимальную стимуляцию, мы склонны воспринимать постоянные дистальные свойства. Данное утверждение - это не что иное, как переформулирование еще более общего правила, предложенного Германом фон Гельмгольцем и звучащего в вольном изложении примерно так: мы воспринимаем такое положение дел в мире, к-рое, при нормальных условиях, вызвало бы паттерн проксимальной стимуляции, воздействующий в данный момент на органы чувств. Теории константности и их следствия Главная проблема - объяснить, каким образом достигается восприятие неизменных дистальных свойств при условии изменяющейся проксимальной стимуляции. Были предприняты три попытки дать этому объяснение, вылившиеся в соответствующие теории разной мощности. Классическая теория константности. Первое объяснение, занимающее центральное место в классической теории восприятия, сводится к следующему. Мир подчиняется физическим закономерностям. После выведения этих закономерностей из собственного опыта взаимодействия с миром мы используем их для разрешения загадок, предлагаемых проксимальной стимуляцией. Эта общая теория объясняет и другие явления, включая иллюзии и многие из описанных гештальтистами феноменов перцептивной организации. Если же попытаться детально проследить происходящее с т. зр. данной теории, получается длинная последовательность различных компонентов, к-рые не поддаются наблюдению и практически недоступны эмпирической проверке, поэтому у нее всегда было множество противников. Напр., К. величины (S) обеспечивалась бы процессом, складывающимся из трех отдельных этапов: а) считывания и интерпретации признаков глубины для получения перцепта глубины (D); б) оценивания величины ретинального (сетчаточного) изображения (s); в) извлечения из памяти уравнения S = k x s x D и, наконец, его решения для воспринимаемого размера. Гештальт-теория константности. Гештальт-теория - наиболее известная альтернатива классической теории восприятия, собирающая вместе большинство обвинений в ее адрес, - объясняет К. величины и положения тем, что форма (или контур) якобы яв-ся стимулом, на к-рый НС реагирует непосредственно. Конкретная форма оказывает одинаковое воздействие на НС независимо от того, какое место и какую площадь она занимает на чувствительной поверхности, и т. о. воспринимаемый объект остается постоянным в силу инвариантности его воздействующих стимульных качеств (или его конфигурации). Это объяснение никогда не работало должным образом - особенно в отношении многих др. видов К., к-рые тж нуждаются в объяснении, - но оно очевидным образом отличается от классического объяснения и содержит элемент, оказавший огромное влияние на теоретизирование в данной области. Прямые теории константности. Предложенное гештальт-психологами объяснение феномена К. содержало идею, что некоторый аспект проксимальной стимуляции остается инвариантным, несмотря на ее явно непрерывное изменение, при условии инвариантности дистального стимула; следовательно, перцептивная К. есть не что иное, как реакция на такой инвариант. Сама идея далеко не нова - она уже выдвигалась ранее Э. Герингом и Э. Махом и составила ядро двух существенно различающихся вариантов прямой теории К. Первый из них можно отнести к категории физиологических теорий К. Геринг и Мах высказали предположение о существовании внутренних сетей латеральных связей между рецепторами, а тж на высших уровнях НС, к-рыми можно было бы объяснить по меньшей мере некоторые из перцептивных К. В настоящее время существование таких сетей доказано, и, по-видимому, они действительно могут способствовать по крайней мере некоторым видам К. Так, освещенный участок ретинального изображения снижает реакцию прилегающих областей сетчатки благодаря процессу латерального торможения. При увеличении освещения объекта и его окрестностей происходит увеличение светового излучения, обеспечиваемого объектом своему ретинальному изображению. Однако световое излучение, отражаемое окрестностями, тж возрастает, и тогда происходит торможение, благодаря к-рому ретинальное изображение окрестностей ослабляет реакцию на ретинальное изображение объекта. Т. о., реакция на объект остается постоянной независимо от изменений в освещении, при условии, что остается неизменной отражающая способность объектов и их окрестностей. (Сверх того, механизмом латерального торможения объясняется целый ряд широко известных иллюзий, и прежде всего явление контраста, при к-ром яркость фона заставляет серый объект казаться более темным.) Рассматриваемая сама по себе, эта теория выглядит более экономичной по сравнению с классической. Согласно ей, у нас имеется сенсорный "канал", к-рый реагирует непосредственно на отражательную способность объектов при разных условиях его рассматривания. Вместе с тем существует множество др. видов К. восприятия, к-рые должны получить объяснение в рамках этой теории, и пока этого не произошло, вопрос о ее экономичности остается спорным. В настоящее время предлагается множество вариантов нейронных механизмов и каналов в качестве возможных объяснений К. и др. перцептивных феноменов. Константность как прямая реакция на инварианты При изменениях освещения достигающее глаза световое излучение от объекта и его окрестностей тж изменяется, однако отношение между интенсивностями этих двух потоков света остается неизменным. Уже давно признается, что если воспринимаемая глазом светлота яв-ся реакцией на это отношение, тогда К. светлоты (и, разумеется, светлотный контраст) не м. б. ничем иным, как прямой реакцией на данную переменную стимуляции. Это помогает объяснить более общую теорию. В развитие своих предположений о прямом восприятии Дж. Гибсон отстаивал утверждение, что мы на самом деле реагируем на инварианты, лежащие в основе трансформаций проксимального стимульного паттерна, получаемого движущимся наблюдателем, и что эти инварианты, конечно же, отражают инвариантную структуру физ. мира. Хотя эта идея звучит заманчиво, следует отметить, что пока не было предложено механизмов, посредством к-рых можно было бы обнаруживать и использовать эти инварианты, как нет и доказательств того, что они вообще используются. Более того, имеются факты, доказывающие существование неосознаваемых процессов вывода наподобие тех бессознательных умозаключений, к-рые составляют самую суть классической теории восприятия; даже если прямая теория восприятия верна в главном, не следует полностью отвергать все компоненты классического объяснения К. См. также Когнитивная сложность, Контекстуальные ассоциации, Восприятие Дж. Хохберг

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
207.66 кб

Константность и трансформация казахских народных обрядовых традиций

Тихоновская Галина Станиславовна, Сапарова Юлдуз Азимхановна
В статье поднимается актуальная, но недостаточно изученная проблема постоянства и развития народных обычаев и традиций.
Читать PDF
281.50 кб

Кумулятивность и константность как характеристики «Сиюминутных» инноваций

Чекмарев Василий Владимирович, Беляева Юлия Владимировна
В статье обосновано расширение понятийного аппарата, используемого в анализе инновационной деятельности.

Похожие термины:

  • Константность восприятия цвета

    Тенденция к восприятию цвета объекта постоянным вне зависимости от длины волны освещающего его света.
  • ЦВЕТОВАЯ КОНСТАНТНОСТЬ

    Тенденция цветов выглядеть одинаково при разнообразных вариациях условий восприятия.
  • ФОРМЫ, КОНСТАНТНОСТЬ

    См. объекта, константность.
  • Константность восприятия формы

    Тенденция к восприятию объекта как относительно инвариантного по форме вне зависимости от позиции, с которой он рассматривается, и от формы его ретинального образа.
  • КОНСТАНТНОСТЬ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТА

    1. степень, до которой соотношение результатов повторного тестирования коэффициента интеллекта с результатами предыдущего остается достоверным. Используемые ныне тесты обеспечивают, как считае
  • ЯРКОСТИ, КОНСТАНТНОСТЬ

    Тенденция воспринимать зрительный стимул, как имеющий одну и ту же яркость при значительно различающихся условиях освещения, несмотря на тот факт, что при разных условиях в глаз поступает различн
  • КОНСТАНТНОСТЬ ОБЪЕКТА

    (object constancy) — общая фраза, которая описывает способность воспринимать объекты постоянными, несмотря на изменения образа на сетчатке.
  • КОНСТАНТНОСТЬ РАЗМЕРА

    (size constancy) — способность воспринимать размер объектов неизменным, несмотря на изменения величины образа, отображаемого на сетчатке. Способность оценивать глубину — ключевой элемент данного свой
  • Константность восприятия размера

    Тенденция к восприятию размеров объектов как относительно постоянных, несмотря на изменения расстояния, с которого они рассматриваются, и величины их сетчаточных изображений.
  • Константность восприятия светлоты

    Константность светлоты объекта или поверхности вопреки изменениям в их освещенности.
  • КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

    (perceptual constancies) — набор возможных видов константности, например константность формы, размера и цвета.
  • ФОРМЫ УСТОЙЧИВОСТЬ (ФОРМЫ ПОСТОЯНСТВО ФОРМЫ КОНСТАНТНОСТЬ)

    тенденция воспринимать форму предметов как остающуюся постоянной, несмотря на изменения в условиях ее восприятия.
  • Константность цвета

    тенденция цвета оставаться одним и тем же при существенных изменениях физических условий его восприятия.
  • КОНСТАНТНОСТЬ (ПОСТОЯНСТВО) КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТА (IQ)

    степень надежности коэффицинта интеллекта при его повторной оценке у одних и тех же людей. К.к.и.-это вопрос о том, имеет ли IQ тенденцию оставаться постоянной величиной с годами у одного и того же че
  • КОНСТАНТНОСТЬ ВЕЛИЧИНЫ

    тенденция воспринимать действительный размер знакомых человеку предметов постоянным, относительно независимо от того, что величина соответствующих им сетчаточных изображений претерпевает сущ
  • Константное ядро Я-концепции

    основные представления о себе. У полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и д
  • закон эмоциональной константности

    закон функционирования эмоциональной сферы человека, утверждающий, что общий запас эмоциональности, эмоциональных реакций человека в данный период его онтогенеза относительно постоянен и проя
  • КОНСТАНТНОСТИ ГИПОТЕЗА

    об эгограммах) гипотеза о том, что по мере увеличения интенсивности одного эго-состояния другое или другие эго-состояния должны с целью компенсации уменьшиться; смещение психической энергии прои
  • Теория константности восприятия перспективы

    Согласно этой теории, некоторые отличительные признаки стимула являются индикаторами кажущейся удаленности и поэтому «запускают» механизм константности восприятия размера и провоцируют наблю
  • закон константности

    (от лат. constans – постоянный) – один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменений условий восприятия.