Консерватизм | либерализм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Консерватизм/либерализм
conservatism/liberalism) – социально-политическая дилемма, которая решается в разных планах: идеологическом, экономическом, политическом. Самое фундаментальное описание этой дихотомии, указывает С.Лонг (2005), исходит из предположения о том, что консерватизм и либерализм различаются по двум измерениям: духовное (священное) – мирское (профанное) и сила-слабость. В этой двумерной системе координат либерализм был бы адекватно представлен точкой с координатами «профанный» и «слабый», а консерватизм – точкой с координатами «священный» и «сильный».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Консерватизм | либерализм
conservatism / liberalism) Литература по общественным наукам содержит много дискуссий, посвященных идеологическим проблемам, и особенно соц.-политическому Л. и К. Особый интерес представляет применение принципа полярности при разграничении К. и Л. С. Томкинс предложил исчерпывающий набор допущений, характеризующих идеологическую полярность (либеральные допущения приводятся первыми): 1) чел. есть цель самого себя, или чел. не есть цель самого себя; 2) чел. естественен или чел. искусственен; 3) чел. должен удовлетворять и максимизировать свои влечения и аффекты или чел. должен руководствоваться нормами, к-рые, в свою очередь, регулируют его влечения и аффекты; 4) ценности - это то, чего хочется чел. или ценности существуют независимо от человека; 5) человеку следует минимизировать неудовлетворенные влечения и отрицательные аффекты или человек должен максимизировать следование существующим нормам и их осознание; 6) сдерживание эмоций следует минимизировать или аффекты следует контролировать посредством норм; 7) власть должна быть как можно сильнее, чтобы максимизировать положительные аффекты и минимизировать отрицательные или власть должна быть как можно сильнее, чтобы максимизировать уступчивость и выполнение норм; 8) конфликты между аффектами одного чел. и между аффектами разных людей следует свести к минимуму или их не надо минимизировать; 9) разрешение конфликта интересов между отдельными людьми должно основываться на максимизации выполнения желаний и минимизации фрустрации желаний или разрешение конфликта интересов должно основываться на максимизации выполнения норм или конформизма; 10) к слабостям и недостаткам следует относиться терпимо и исправлять их или к ним следует относиться нетерпимо и наказывать за их проявление. Итак, согласно С. Томкинсу, позиции правого и левого крыла различаются в зависимости от ответов на следующие вопросы: "Яв-ся ли чел. по своей природе мерой всех вещей, целью самого себя, активной, творческой, думающей, желающей, любящей силой? Или чел. должен реализовывать себя, добиваться своего положения только путем борьбы с чем-либо/кем-либо, участия в чем-либо, следуя некой норме, соответствуя некой мере, служа идеальной сущности, к-рые практически не зависят от чел.?" Росситер предлагает описание, более ориентированное на политику, и утверждает, что совр. К. включает в себя 9 основных принципов: 1) существование универсального нравственного порядка, санкционированного и поддерживаемого организованной религией; 2) неисцелимо несовершенная природа людей, где за ширмой цивилизованного поведения всегда скрываются неразумность и греховность; 3) врожденное неравенство людей в отношении разума, тела и характера; 4) необходимость существования соц. классов и порядка и, следовательно, явное безрассудство любых попыток уравнять людей с помощью силы закона; 5) главная роль частной собственности в деле обеспечения личной свободы и защиты общественного порядка; 6) неопределенность прогресса и признание того, что директивы яв-ся осн. методом, посредством к-рого об-во может идти по пути прогресса; 7) необходимость правления и служения аристократии; 8) ограниченные границы челов. разума и как следствие, важность традиций, ин-тов, символов, ритуалов и даже предрассудков и 9) подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно, желательность всепроникающей, ограничивающей и уравновешивающей политической власти. В противоположность этому Д. Смит видит в Л. 2 осн. мотива: а) нелюбовь к деспотическому правлению, дополненную стремлением заменить власть любой др. формой соц. практики, и б) свободное выражение индивидуальной личности. Однако отнюдь не все описания Л. и К. опираются на концепции, осн. на к.-л. одном признаке. Самое фундаментальное описание этой дихотомии исходит из предположения, что К. и Л. различаются по двум измерениям: духовное (священное)-мирское (профанное) и сила-слабость. В этой двумерной системе координат Л. был бы представлен точкой с координатами "профанный" и "слабый", а К. - точкой с координатами "священный" и "сильный". Теории Был выдвинут ряд теорий, объясняющих связь между консервативными/либеральными аттитюдами, личностью и когнитивным стилями. Ганс Айзенк, напр., предложил двухфакторную теорию личности и идеологии с одним фактором, радикализмом, относящимся к содержанию соц.-политической идеологии, и др. фактором, жесткость/мягкость, относящимся к когнитивному стилю. Следовательно, по содержательному измерению идеология варьирует от радикализма до К., а по стилистическому измерению - от полюса, представленного практ., материалистическим и экстравертированным индивидуумом, добивающимся своего от окружающих силой или манипулированием, до полюса, представленного теор., идеалистическим и интровертированным индивидуумом, воздействующим на свое окружение посредством мышления или веры. Одним из рез-тов этой концептуализации стало то, что в представлении Г. Айзенка фашисты и коммунисты оказались весьма похожими друг на друга и по складу личности, и по когнитивному стилю. В сопоставимой теории Рокич проводит теорет деление на консерваторов и либералов по тому, с какой позиции - правой или левой - они подходят к рассмотрению проблемы и в то же самое время по тому, мыслят ли они широко или узко, то есть по тому, насколько догматичным оказывается их мышление. Т. о., для Рокича К./Л. тоже характеризуется такими измерениями, как стиль и содержание, но при этом консерваторы с широкими и узкими взглядами противопоставляется либералам с широкими и узкими взглядами. Еще одна психол. теория, впервые предложенная Т. Адорно с соавторами и позднее модифицированная Мак-Клоски, представляет собой теорию авторитарной, или консервативной, личности. Эта теория, по существу имеющая психодинамическую ориентацию, утверждает, что личность идеолога проецируется на внешний мир т. о., что данный чел. создает совокупность образов (set of perceptions), к-рые согласуются с его фундаментальными психол. потребностями и побуждениями и выражают их. Наконец, четвертая психол. теория объясняет консервативные аттитюды через генетические факторы (склонность к тревоге, неприятие стимулов, низкий интеллект, непривлекательность, пожилой возраст и женский пол), к-рые, объединяясь со средовыми факторами (родительской холодностью, пунитивностью, ригидностью, непоследовательностью и принадлежностью к низшим классам), порождают общие чувства подстерегающей опасности и неполноценности. В свою очередь, эти чувства порождают генерализованный страх неизвестности, вызывающий избегание стимульной неопределенности (нелюбовь к инновациям, новизне и риску) и неопределенности ответных реакций (отсутствие уверенности в себе и нелюбовь к конфликтам и принятию решений), что в конце концов выливается в развитие синдрома консервативных аттитюдов. Различия между массой и элитой Вопреки общественному мнению, К. отнюдь не обязательно связан с принадлежностью к высшему классу. Взаимосвязь между социоэкономическим статусом и политической идеологией гораздо сложнее. Так, соц.-политическая позиция менее образованных масс по отношению к экономическим проблемам (они благожелательно относятся к мерам по соц. обеспечению и более значительному вмешательству правительства в экономическую жизнь) более либеральна, а по отношению к неэкономическим (упор на традиции, порядок, статусную иерархию, обязанности, подчинение и власть) - более консервативна. Сходным образом соц.-политическая элита демонстрирует более выраженный Л. и озабоченность по отношению к вопросам общественного соц. обеспечения. Элита, напр., выступает за использование власти правительства для улучшения жизни бедняков, неблагополучных групп и меньшинств путем отмены дискриминации, нищеты и уничтожения трущоб, создания гарантированной занятости, улучшения жизни бедных, уничтожения болезней, образования широких масс и привития доминирующих культурных ценностей всем гражданам. Идеологические тенденции В период с 1939 по 1960 г. количество представителей взрослого населения, относящих себя к либералам или консерваторам, было примерно равным, но затем консерваторы начали численно превосходить либералов. Когда в качестве критерия идеологической ориентации используется самоидентификация, формальный уровень образования оказывается напрямую связанным с Л.: самыми либеральными оказываются люди, получившие образование в колледжах. С Л. связан и возраст: люди до 30 лет сильнее тяготеют к Л., чем представители более старших возрастных групп. Если принимать в расчет убеждения, то лица с более низкими доходом, формальным образованием и профессиональным статусом имеют тенденцию быть более либеральными в вопросах соц. обеспечения, но более консервативными во всем, что касается гражданских прав, соц. проблем (расхождений во взглядах и гражданских свобод) и внешней политики, тогда как люди с более высокими доходом, формальным образованием и профессиональным статусом высказывают более консервативные взгляды по вопросам соц. обеспечения, но более либеральные в отношении гражданских прав, соц. проблем и внешней политики. Особенно важны политические последствия К./Л., поскольку, начиная с 1960 г., идеология играет все более важную роль в избирательной борьбе, особенно в вопросах политической идентификации партий и оценки кандидатов. См. также Авторитарная личность, Национальный характер, Политические ценности, Социальный класс С. Лонг

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
343.98 кб

Консерватизм vs либерализм

Спирова Эльвира Маратовна
Последние десятилетия в России отмечены острой конфронтацией либеральных и консервативных ценностных установок. Политики либеральной ориентации, с 1991 г. оказавшись у власти, во многом определяли и социальный курс.
Читать PDF
306.93 кб

Кант между либерализмом и консерватизмом

Чалый Вадим Александрович
Кант имеет репутацию одного из виднейших защитников политического либерализма. Однако в его философии заметны и консервативные идеи.
Читать PDF
192.79 кб

Консерватизм и либерализм: плоды логической ошибки

Григоров Евгений Валентинович
В статье анализируется распространенное в историографии мнение об аморфности консерватизма, о его возможности иметь почти любое содержание, о его ситуативном определении, что можно рассматривать как отказ от выделения собственно к
Читать PDF
462.40 кб

Либерализм и консерватизм о природе человеческих потребностей

Орлов П.А.
Читать PDF
408.61 кб

Перспектива синтеза либерализма и консерватизма в современной России

Шестов Николай Игоревич
Рассматриваются перспективы синтеза консервативной и либеральной идеологий в современной России.
Читать PDF
174.20 кб

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО В ШВЕЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ШВЕДСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ И КОНСЕРВАТИЗМ

Лункин Роман Николаевич
В статье описывается роль Лютеранской церкви Швеции в обществе, её место среди религиозных объединений.
Читать PDF
138.74 кб

Фридрих Хайек и его политическая философия: между либерализмом и консерватизмом

Заусаева Наталья Александровна
Настоящая статья посвящена идеологической оценке политических воззрений известного мыслителя XX в. Фридриха Августа фон Хайека, место которого в сложившейся системе политических традиций до сих пор остается весьма спорным.
Читать PDF
6.52 мб

Либерализм vs. консерватизм: гендерные контроверзы об идеальных семейных отношениях

Воронцов Дмитрий Владимирович, Дроздова Ирина Ивановна
В статье рассматриваются внутренние противоречия семейных отношений, которые проистекают из содержания гендерной идеологии и являются оборотной стороной изменений социальной структуры и жизненных условий российского общества, вовл
Читать PDF
390.33 кб

Соотношение универсальных и относительных ценностей в аксиосфере консерватизма и либерализма

Честнейшин Николай Васильевич, Честнейшина Диана Анатольевна
Статья посвящена сравнительному анализу аксиосферы консерватизма и либерализма.
Читать PDF
284.36 кб

Н. М. Ядринцев и Г. Н. Потанин: диалог либерализма и консерватизма в сибирском областничестве

Демин Иван Валериевич
Анализируются либеральные и консервативные компоненты социальнофилософских взглядов лидеров сибирского областничества Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина.
Читать PDF
56.72 кб

О влиянии консерватизма, либерализма и социал-демократизма на общественно-политическое развитие Кана

Комаров Андрей Николаевич
Статья посвящена влиянию политических идеологий на общественно-политическое развитие Канады в контексте прошедших в этой стране парламентских выборов в 2015 г.
Читать PDF
398.19 кб

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛИЗМА, КОНСЕРВАТИЗМА И СОЦИАЛИЗМА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕ

Золотарева Татьяна Николаевна
Проведен анализ влияния либеральной, консервативной и социалистической идеологии на развитие общества в странах с развитой экономикой.
Читать PDF
910.76 кб

Соотношение либерализма и консерватизма в биоэтике и их противостояние этическому нигилизму ницшеанс

Засухина Виктория Николаевна
Либеральное и консервативное направления в биоэтике имеют ряд четко противоположных позиций по отношению ко многим проблемам, связанным с жизнью, здоровьем и благополучием человека.
Читать PDF
254.10 кб

ПО ТУ СТОРОНУ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА: СОЦИАЛЬНЫЕ ИСКАНИЯ В.С. СОЛОВЬЕВА (К 150-ЛЕТИЮ ДНЯ РОЖДЕН

Осипов Игорь Дмитриевич
В статье анализируется социально-философская концепция великого русского мыслителя В.С. Соловьева. Рассматривается его философия всеединства учение о богочеловечестве, философия хозяйства и права.