КОНОПКИН Олег Александрович это что такое КОНОПКИН Олег Александрович: определение — Психология.НЭС
КОНОЛЛИ РЕФОРМЫ КОНОПЛЯ

КОНОПКИН Олег Александрович

Найдено 1 определение:

КОНОПКИН Олег Александрович

(р. 1931) — российский психолог, специалист в области общей психологии, психологии труда и инженерной психологии, педагогической психологии, психологии саморегуляции. Д-р психологических наук (1977), профессор(1988), чл.-кор. РАО (1989), д. чл. РАО (1992). Окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1956); с 1957 г. работает в НИИ ОиПП АПН СССР (с 1992 г. -ПИ РАО). Занимал должности Ученого секретаря (1965—1968);зам. директора Института по научной работе (1972-1981; 1983-1986). Являлся заместителем гл. ред. журнала Вопросы психологии (1970—1981). Почетный председатель научной секции Психология саморегуляции РПО (с 2000 г.). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1999). Область научных интересов К. касается проблем общей и педагогической психологии, в том числе психологии профессиональной подготовки и самоопределения школьников, общих и возрастных закономерностей саморегуляции произвольной активности человека. В 1964 г. К. защищает канд. дис. Скорость передачи человеком информации в зависимости от темпа предъявления сигналов. С 1971 г. возглавляет лабораторию Психологии труда, которая впоследствии меняла название в соответствии с изменением тематики научных исследований (с 1981 — лаб. Регуляции деятельности; с 1986 — лаб. Психологии трудовой подготовки и самоопределения школьников; с 1990— лаб. Психологической регуляции произвольной активности человека; с 1997 — лаб. Психологии саморегуляции. Основное направление последующей научной работы К. было связано с теоретическим и экспериментальным изучением осуществляемого человеком процесса осознанного регулирования своей сенсомотор-ной деятельности. Впервые проведенный систематический структурно-функциональный анализ целостного процесса осознанного регулирования деятельности позволил ему осуществить психологический анализ разных видов и форм произвольной деятельности, ее детерминации и оптимизации. Этой проблеме была посвящена докт. дис. Психологические механизмы саморегуляции сенсомотор-ной деятельности, 1977, в которой, в частности, была обоснована и построена общая модель, отражающая функциональную структуру процесса осознанного регулирования, обеспечивающего достижение максимальной эффективности деятельности относительно принятой субъектом цели. Предложенная модель позволяет в процессе осуществления унифицированного анализа процесса саморегуляции в конкретных видах деятельности выявить те или иные структурные и содержательные дефекты этого процесса и возможные пути его коррекции. Основные результаты работы были опубликованы в монографиях: Психологические механизмы регуляции деятельности, М., 1980; Инженерная психология и проблема надежности машиниста, М., 1976, всоавт.; Функциональное строение и психологические механизмы осознанной саморегуляции деятельности, М., 1992; всоавт. Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме КОНОПКИН Олег Александрович — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Олег Константинович тихомиров — профессор факультета психологии Московского университета

Зинченко Юрий Петрович
Скачать PDF

Режиссер Олег Ефремов, как Историческая эпоха театра «Современник»

Богданова Полина Борисовна
Секрет успеха Олега Ефремова крылся, прежде всего, в его личности, которую отличало невероятное актерское и человеческое обаяние. Это обаяние окрашивало собой и общественную деятельность Ефремова как создателя и лидера театра. У Олега Ефремова не было качеств, которые бы отдаляли его от других людей. Напротив, это был «свой парень», близкий и доступный в общении, широкая натура, компанейский чело-век. Его исключительно мужские черты лидера и заводилы внушали уважение и безоговорочно принимались окружающими. Это был человек игры, человек азарта и наступательной тактики. Он не был фигурой авторитарной, которую бы не только уважали, но и побаивались. Он был яркий демократический лидер. Поэтому в молодом «Современнике» все решалось сообща, на собрании всей труппы, сюда выносились вопросы и творческие, и личные. Ефремов никогда не боялся потерять свою власть. Он, как натура бесстрашная, абсолютно уверенная в себе и широкая, очень любил компанейское дружеское взаимодействие.
Скачать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу. Круглый стол состоял из двух частей: научных презентаций и воспоминаний о М. Д. Александровой. С научными презентациями выступили как «юные» (Е. П. Даведюк, А. В. Криулина, Л. Бабакова), так и «зрелые» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая) психологи. В статье предлагается краткий обзор их докладов и обсуждается связь их исследований с психогеронтологической школой М. Д. Александровой. В своих работах «юные» ученые по-своему развивают традицию, заложенную М. Д. Александровой. Было также показано, что последние две статьи М. Д. Александровой, написанные ею более 15 лет назад и никогда ранее не публиковавшиеся, всё еще звучат актуально и современно. Во второй части заседания своими воспоминаниями о личности Марии Даниловны и о том, какое влияние она оказывала на окружавших ее людей, поделились друзья, родственники и студенты ученого. М. Д. Александрова была сильной личностью, талантливым учителем и верным другом, чьи уроки и даже сам образ жизни всё еще могут впечатлить молодое поколение. Библиогр. 4 назв. Ил. 2.
Скачать PDF

М. Д. Александрова - выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения)

Головей Лариса Арсеньевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна
Статья посвящена основателю ленинградской и российской психогеронтологической школы Марии Даниловне Александровой. В начале своей научной деятельности М. Д. Александрова увлеченно работала над проблемами зрительного восприятия. На примере развития зрительных функций ею было продемонстрировано действие основных законов онтогенеза гетерохронности и неравномерности. Результатом этих исследований стала серия публикаций, посвященных развитию зрительных функций: восприятию формы, определению границ цветового зрения, а также возрастным особенностям отражения времени. Затем, выступив против рассмотрения старения как обратного развития, как возраста потерь, М. Д. Александрова перешла к исследованию и определению возрастных лимитов трудоспособности. Развивая идеи психогеронтологии, М. Д. Александрова в 1970-е годы обращается к социально-психологическим проблемам и исследованиям личности. Она указывает на значение теории отношений В. Н. Мясищева для социальной геронтологии, проводит исчерпывающий анализ состояния исследований в области социальной геронтологии за рубежом. В своей следующей работе она подробно анализирует социальные, демографические аспекты постарения населения планеты, рассматривает задачи, которые этот процесс ставит перед социальными институтами и перед наукой. Сама Мария Даниловна, обладая активным характером и стремлением помочь людям, постоянно взаимодействовала с различными организациями, решающими научные и жизненные проблемы пожилых людей. Являясь первопроходцем в области психогеронтологии, М. Д. Александрова разработала и ввела в образовательный процесс учебный курс «Психогеронтология». Среди множества ее талантов и личных качеств нельзя не отметить незаурядное чувство юмора и нестандартный взгляд на мир. Мария Даниловна Александрова была не только выдающимся ученым, но и выдающимся человеком, вдохновлявшим коллег и учеников. Библиогр. 7.
Скачать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.
Скачать PDF