КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Предыдущий термин:
КОНКУРЕНТ

Следующий термин:
Конкурентность

Содержание:

Найдено 1 определение:

КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

поведение человека в ситуации соревнования с другими людьми, рассчитанное на то, чтобы выиграть это соревнование, превзойти этих людей.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Кооперативные стратегии поведения в конкурентной среде

Базаров Тахир Юсупович, Шевченко Юрий Сергеевич
Статья посвящена проблеме взаимосвязи двух основных типов социального взаимодействия: кооперации и конкуренции. В теоретической части представлено соотношение основных понятий, проведен исторический обзор отечественных и зарубежных исследований по данной проблеме, выделен ряд факторов, оказывающих влияние на развитие сотрудничества в конкурентной среде. В эмпирической части описаны результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи коллективистических установок личности, уровня групповой рефлексии и типа организационно культурных предпочтений с особенностями кооперативного поведения в малой группе в условиях конкурентной среды.
Скачать PDF

Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников в условиях соревновательной и

Чеснокова Ольга Борисовна, Тарасова Кристина Сергеевна
Начиная с дошкольного возраста, ребенок неизбежно попадает в ситуацию соревнования и оценочного взаимодействия на основе внешних стандартов в рамках тех деятельностей, в которых он может не чувствовать себя компетентным, но и от выполнения которых он порой не может отказаться. В процессе подготовки к школе дошкольники усваивают относительную ценность своих достижений, поскольку в школе с первых дней предметом социального сравнения и конкурентной борьбы являются учебные способности и академические достижения [4]. Кроме того, дети участвуют в различных соревнованиях за пределами школы, посещая разнообразные секции и кружки. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, и в младшем школьном возрасте игра остается важной частью жизни детей [1]. Соревновательные типы игры становятся все более популярными среди младших школьников, позволяя сравнить различные внеакадемические способности и определить свое место в иерархии межличностных отношений [2]. Однако развивающий потенциал соревновательных игр и стратегии поведения детей в конкурентном взаимодействии изучены пока недостаточно. Материалы и методы. В качестве основного методического инструментария использовалась авторская методика диагностики конкурентного поведения младших школьников в условиях соревновательной игры. Первый (вводный) игровой этап не является диагностическим и нацелен на вхождение в соревновательную игровую ситуацию, создание соревновательной мотивации и снятие тревожности. В качестве такой игры используется настольная игра в футбол. В игровой коробке устанавливаются ворота. Для управления игровым мячом каждому участнику предлагается трубочка, в которую необходимо дуть для того, чтобы попасть в ворота соперника, одновременно защищая собственные ворота. Основной этап игры представляет собой модифицированную методику И. Джоржиу, К.Бечио, С. Кловер и У. Кастьело [3] с использованием кубиков Никитина. Детям раздаются образцы рисунков, которые им необходимо собрать из заданного количества кубиков (два или четыре) в горизонтальной или вертикальной ориентации при кооперативной и соревновательной инструкции. В ходе выполнения дети должны сидеть за столом друг напротив друга, у каждого из них имеется половина кубиков, необходимых для образования рисунка. В соответствии с введенными правилами перед ними посередине располагается лист картона игровое поле, с изображением серединной линии, по которой дети должны выкладывать кубики. На заключительном этапе детям задаются вопросы, кто из них победил и какой из вариантов игры они хотели бы повторить еще раз. Обсуждение и результат фиксируются. До начала исследования и после каждому ребенку задается вопрос о его настроении, и для ответа предлагается выбрать пиктограмму, отражающую его состояние: «хорошо», «нормально», «плохо». Поведенческие и эмоциональные проявления ребенка оценивались по заранее выделенным критериям по шкале от 1 до 5 в зависимости от силы выраженности параметра. В апробации методики проводилась при участии 203 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (110 девочек и 93 мальчика). Средний возраст детей составляет 7,8 лет. Результаты. В ходе проведения исследования и наблюдения за игровым соревновательным взаимодействием детей мы выделили группы детей, которые реализуют продуктивную стратегию конкурентного поведения, и которые испытывают определенные трудности в ситуациях соревновательной игры. Последние могут проявлять тревожно-неуверенный или агрессивно-нетерпеливый типы конкурентного поведения. В таблице представлено распределение детей по выделенным группам. Наблюдение за участниками исследования позволило нам описать особенности игрового взаимодействия детей и выделить типы конкурентного поведения детей в условиях соревновательной игры. Дети, реализующие оптимальный тип конкурентного поведения, отличаются высокой ориентацией на задачу, значительно превосходящей стремление к достижению личностного доминирования над соперником. У них позитивный эмоциональный фон, высокая и богатая эмоциональная выразительность. Они соблюдают правила игры даже в ситуации высокого эмоционального накала и наличия возможности нарушить правила, способны, ориентируясь на изменяющиеся условия игрового процесса, гибко менять свои коммуникативные и конкурентные стратегии. Проявляют высокую эмпатию по отношению к партнеру, с уважением относятся к его переживаниям и проявляют терпение. Дети этой группы могут брать на себя функции лидера и руководить общими процессами в ходе игры, они адекватно оценивают исход соревновательной игры. Одинаково радуются возможности поиграть как в кооперативные, так и в соревновательные игры, предпочтения носят скорее личностный, чем типовой характер. Дети, реализующий эффективный тип конкурентного поведения, успешны в соревновании, к проигрышам относятся как к частным эпизодам, не отражающимся на общем ощущение собственной компетентности. Дети, реализующие тревожно-неуверенный тип конкурентного поведения, склонны ориентироваться на данную им задачу, а не на личностное доминирование. Они способны гибко согласовывать и координировать игровое поведение с изменениями в ситуации соревновательной игры и действиями партнера, но делают это несколько 92 медленнее, чем дети из группы продуктивного типа конкурентного поведения. Дети этой группы досконально соблюдают правила игры, способны долго и терпеливо ждать, пока товарищ справится со своим заданием, но редко предлагают ему свою помощь. Эмоциональный фону у них сниженный, эмоциональная выразительность крайне сдержанная и бедная. Соревновательная мотивация низкая, дети этой группы стараются избегать участия в соревновательных видах деятельности. Они высоко ценят возможность сохранения благополучных отношений с партнером, ценность выигрыша, однако, для них выше, чем для детей из первой группы. Дети этой группы способны адекватно оценить исход игры, но часто колеблются при необходимости назвать победителя. Дети из данной группы не успешны в соревновании, они чаще проигрывают, чем выигрывают, реакции на проигрыши часто носят черты выученной беспомощности, доминирующими эмоциями во время соревнования у них являются волнение и тревога, отличаются робостью и часто медлительностью. Дети, реализующие агрессивно-нетерпеливый тип конкурентного поведения, отличаются доминированием ориентации на личностное превосходство над соперником в игре. Могут также проявлять вербальную и физическую агрессию в ходе игры. Гибкость коммуникативных стратегий и способность координировать свои игровые действия с действием товарища снижены, что в целом говорит о низкой ориентации на партнера по игре. Они могут брать на себя функции лидера, редко сдерживают свои эмоции, эмоциональные проявления яркие и богатые, отличаются импульсивностью. Соревновательная мотивация и ценность победы в соревновании очень высокие, ради выигрыша дети этой группы могут нарушать правила при любой возможности, оказывать давление на партнера и экспериментатора, рисковать благополучием дружественных отношений со сверстниками. Дети данной группы успешны по результатам соревнования, они часто выигрывают, но адекватность оценки исхода игры снижена: в большинстве случаев они называют победителем себя, вне зависимости от реального положения в соревновательной игре, склонны переносить конкурентный тип взаимодействия на кооперацию, продолжая соревноваться, когда условия игры этого не требуют или не предполагают. Заключение Анализ характеристик конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников показал, что дети избирают разные стратегии поведения в соревновании в соответствии со своими личностными особенностями, способностями, имеющимся у них опытом конкурентного взаимодействия и текущей ситуацией соревнования. Соревнование является сложным процессом, результат которого зависит не только от многих компетенций его участников, но и от временного фактора, посторонних обстоятельств и порой случайности. Таким образом, выявление эффективных и неэффективных типов конкурентного поведения не может основываться только на успешности ребенка в результате соревнования, но должно определяться совокупностью процессуальных характеристик. Изучение конкурентного взаимодействия детей на материале соревновательных игр может помочь ответить на вопрос о том, как использовать естественно-возникающие в совместной деятельности детей и специально организуемые взрослыми соревновательные игры для подготовки ребенка к разнообразным по форме соревновательным видам деятельности и к конкурентным взаимоотношениям.
Скачать PDF

Все ли дети готовы к конкуренции? Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьн

Чеснокова Ольга Борисовна, Тарасова Кристина Сергеевна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с характеристиками соревновательных ситуаций в целом и с игровыми в частности, которые могут оказывать положительное и отрицательное влияние на развитие детей в зависимости от их возрастных особенностей и индивидуальных характеристик. Рассматривается место соревновательных игр в жизни младших школьников по сравнению с детьми дошкольного возраста и их соотношение с ведущей деятельностью этого возраста учебной. На основе предложенной диагностической методики описываются различные конструктивные и неконструктивные виды соревновательного поведения в игровых соревновательных ситуациях старших дошкольников и младших школьников. На основании выделения неэффективных типов поведения ставится вопрос о критериях готовности к соревновательным ситуациям в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Скачать PDF

ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЕ-ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ государс

Тимакин А.В
Рассматривается вопрос об основных проблемах профилактики девиантного поведения подростков в свете употребления ими алкоголя. Предлагается использование нового термина "алкоголе-девиация". Обозначается механизм совершения преступления несовершеннолетними в силу зависимости от алкоголя. Анализируется проблема государственной политики в области предупреждения деградации населения страны. Ставится вопрос о противостоянии права и педагогики в сфере профилактики правонарушений и воспитания личности.
Скачать PDF

Гэмблинг как девиантное поведение: психологические и социальные корни

Осипов Егор Михайлович
В статье исследуется относительно новое явление в жизни российского общества гэмблинг или привязанность к азартным играм и развлечениям. Показывается влияние проблемного гэмблинга на отношения между индивидуумом и социумом, предложены социальные решения проблемы.
Скачать PDF

Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социа

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Юлия Владимировна, Миненко Леонтий Иванович, Шабанов Лев Викторович
Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затронуты вопросы демографической ситуации в России. Приведены данные исследований, направленных на выявление роли условий социализации современных молодых женщин в формировании их личностной сферы и «коридора социальных возможностей» в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей, основанные на комплексном изучении 300 женщин репродуктивного возраста.
Скачать PDF

Взаимосвязь стратегий поведения в условиях ролевого конфликта с личностными характеристиками спортсм

Монастырев Сергей Николаевич
Прогнозирование и предупреждение конфликтов в индивидуальных видах спорта невозможно без изучения личностных характеристик спортсменов. В статье дается анализ одной из таких характеристик, которой является локус контроля, позволяющий определять стратегии поведения спортсменов в условиях ролевого конфликта.
Скачать PDF

Арттерапия как средство коррекции личностных качеств определяющих девиантное поведение подростков

Кузьмина Наталья Евгеньевна
В статье автор определяет эффективность воздействия средств коррекции на личностные составляющие, определяющие девиантное поведение подростков.
Скачать PDF

Организация и содержание интегрированного образования детей с девиантным поведением

Галич Галина Олеговна, Карпушкина Елена Александровна, Корчагина Лунника Николаевна, Морозова Наталья Львовна, Тупарева Н.В.
Обоснована необходимость создания современной модели социальнообразовательной интеграции детей с девиантным поведением. Описана структура модели и содержание работы специалистов различного профиля службы сопровождения в зависимости от вида интеграции.
Скачать PDF

Технологии социально-культурной анимации как средство коррекции девиантного поведения подростков

Сайкина Л.В., Шарапова О.В.
The article considers the peculiarities of correction of teenagers' deviant behaviour on the basis of one of the most intensively developing trends in modern socio-cultural activity socio-cultural animation, which presupposes realization of programmes of creative rehabilitation, intensive rest, socio-psychological consolidation of social groups based on the cultural values.
Скачать PDF

Психологические факторы социализации подростков с делинквентным поведением

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна, Соловьева Татьяна Андреевна
С системных позиций рассматривается социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением.
Скачать PDF

К вопросу о девиантном поведении молодежи в условиях модернизации российского общества

Аймаутова Надежда Евгеньевна
Russia is experiencing a period of the system crisis and social disorganization of society nowadays. The deviant behavior of citizens increases at such periods. Phenomena of transgression and deviation have a specially strong effect on the youth. The sociological approach clarifies the roots of this phenomenon. It's very important to know how much young people know about the law, what they think about it, what the government does to bring up law-obedient citizens. The article is devoted to these problems.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!