Конкуренция это что такое Конкуренция: определение — Психология.НЭС
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА КОНКУРЕНЦИЯ СИБЛИНГОВ

КОНКУРЕНЦИЯ

Найдено 12 определений термина КОНКУРЕНЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КОНКУРЕНЦИЯ

лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) - одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп.

Оцените определение:

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

КОНКУРЕНЦИЯ

одна из основных форм организации взаимодействия межличностного, характерная достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства с добивающимися тех же целей и интересов другими индивидами или группами. Обычно отличается сильной персональной вовлеченностью, активизацией субъекта действия, частичной деперсонализацией представлений о "противнике". Все же конкуренция генетически связана с кооперацией, ибо конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил и регулирующих санкций, без коих оно вырождается в открытую войну.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

КОНКУРЕНЦИЯ

соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

КОНКУРЕНЦИЯ

от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) - одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов другими индивидами или группами. Конкуренция обычно отличается сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъекта действия, частичной деперсонализацией представлений о противнике.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

КОНКУРЕНЦИЯ

на рынке труда - наличие большого числа независимых покупателей и продавцов рабочей силы и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

КОНКУРЕНЦИЯ

СОПЕРНИЧЕСТВО) - в психологии: особая форма политических и иных отношений, при которой интересы и цели участников в большей или меньшей степени противоречат друг другу, однако наличие таких участников и характер их интересов не могут быть преодолены, изменены средствами, совместимыми с поддержанием политической и/или социальной стабильности. (Косолапов Н.А., с.103)

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

КОНКУРЕНЦИЯ

Состояние взаимодействия между двумя или более единицами (которые могут быть людьми, группами, учреждениями, биологическими структурами и т.д.), при котором они находятся в состязательном преследовании одних и тех же целей или вещей. Этот термин используется в общем значении, и участники этого взаимодействия могут находиться в прямых контактах друг с другом, или могут преследовать цели независимо друг друга. Соревнование – распространенный синоним для обозначения случая когда имеются прямые контакты, но он обычно не употребляется, когда он опосредствованы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Конкуренция

конфликт, столкновение противоположных целей пози¬ций, интересов.

Источник: Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь

Конкуренция

лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь] (в социальной психологии) — одна из основных форм организации межличностного и социального взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп. Отношения К. характеризуются сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъектов действия, нередко частичной деперсонализацией представлений о противнике. Конкуренция тем не менее генетически связана с кооперацией, поскольку конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил и регулирующих санкций, без которых она вырождается в открытую войну. К позитивным эффектам конкуренции обычно относят и интенсификацию процессов отбора, развития и изменений, совершенствование организационных структур, повышение профессионализма и качества в работе, стимулирование социального развития, творческих процессов, самоопределение и принятие ролей. Эмпирические исследования К. в социальных науках обычно базируются на теории игр ("дилемма узника" и т.п.), различных моделях сенсомоторной интеграции в лабораторных исследованиях, а также на полевых наблюдениях и экспериментах, стимулирующих "соревновательные" эффекты и соперничество между участниками. Е.Н. Емельянов

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

КОНКУРЕНЦИЯ

от лат. concurrere – сталкиваться) – а) в широком смысле – один из основных видов социального взаимодействия; б) в узком смысле – соперничество, активное соревнование на каком-л. поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Отличия от конфликта: законность поведения сторон (организуется в соответствии с правовыми нормами); действия каждой из сторон на «своем поле»; позитивность действий, направленных на обеспечение собственного максимального успеха; подавление противника не является самоцелью. При нарушении «правил игры» К. может перерасти в конфликт.

Источник: Словарь конфликтолога

Конкуренция

1) в широком смысле - один из основных видов социального взаимодействия; 2) в узком смысле стремление к достижению успеха, вознаграждения, власти и.т.п. путем опережения, отстранения или устранения соперников, стремящихся к идентичным целям, и вызывающая конфликтные взаимодействия в обществе.

Источник: Словарь по конфликтологии

Конкуренция

лат. concurere) - состязательное преследование одних и тех же целей людьми, группами, институтами, находящимися в прямом контакте друг с другом. Является источником ожесточенных конфликтов и враждебности, если не дополняется гармонизирующим стремлением к сотрудничеству. Термин соревнование предпочитается в тех случаях, когда конкуренция осуществляется при прямых контактах, а не опосредованно.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме КОНКУРЕНЦИЯ — 0

Найдено научных статей по теме — 8

Современная проблема высшего образования в России - недобросовестная конкуренция

Жемерикина Юлия Игоревна
Знания и способность быстро учиться высоко ценятся в современном обществе и к тому же хорошо оплачиваются! Что провоцирует увеличение конкуренции в учебных заведениях. Данная статья посвящена проблеме современного педагогического образования недобросовестной конкуренции. Представлена классификация видов конкуренции в системе образовательных услуг. Обсуждается троянское обучение и его разновидности, отраженные в трудах А. Н. Поддьякова. Описаны исследования современных авторов, изучающие распространение и способы применения недобросовестной конкуренции в обучении.
Скачать PDF

Конкуренция как метакатегория современной психологии. Сообщение 1

Шмелев Александр Георгиевич
В статье излагаются результаты многолетних теоретико-методологических и психолингвистических исследований роли и места понятия «конкуренция» в психологическом и междисциплинарном контекстах. Рассматривается понятие «конкуренция» как одна из базисных метакатегорий психологии и других гуманитарных наук, наряду с понятиями «деятельность», «общение», «конфликт». Результаты психосемантического исследования представлений о термине «конкуренция» в сравнении с другими терминами позволяют зафиксировать его промежуточное положение между терминами «соревнование» и «столкновение» («конфликт»). Выявлена омонимичность и контекстная зависимость этого понятия, так же как и понятия «конфликт»: в одних случаях под конкуренцией имеется в виду «ситуация», а в других «стратегия поведения». Приведены аргументы в пользу недостаточности использования категории «конфликт» для раннего предупреждения деструктивных форм взаимодействия людей. Введение в психологическую практику понятия «конкуренция» и «конкурентная среда» рассматривается как актуальный путь обогащения и аналитического развития категориального аппарата общепсихологической теории деятельности, объясняемый значительной ролью явной или неявной конкуренции в большинстве видов человеческой деятельности и поведения животных. Сформулировано предложение о том, что выявлением мотивов и стратегий неявного конкурентного поведения должна заниматься новая отрасль междисциплинарных исследований «конкурентный анализ», в которой ключевую роль должна выполнять психология.
Скачать PDF

Конкуренция как метакатегория современной психологии. Сообщение 2

Шмелев Александр Георгиевич
Продолжено изложение материалов теоретико-методологического исследования феномена конкуренции и понятийно близких с ним категорий. Описаны и проанализированы сходство и различия ситуаций конкурентного и конфликтного взаимодействия и соответствующих им поведенческих стратегий. Рассмотрены основные траектории развития ситуации конкуренции, в том числе в контексте схемы Томаса-Килмана. Представлены и обоснованы парадигмальные и контекстуальные рамки для исследования феномена конкуренции в его соотнесении с глобальными (по своей роли в психологии) понятиями деятельности и общения. Раскрыто представление этих трех метакатегорий посредством выделения присущих для них особенностей взаимодействия субъектов с объектами и между собой: субъект-объектное (в теории деятельности), субъект-субъектное (в теории коммуникации) и субъект-объектно-субъектное взаимодействия (в теории кооперации-конкуренции). Отмечено определенное сходство парадигм «конкуренции» и «деятельности», при том, что парадигма «конкуренции» рассматривается как более универсальная, чем парадигма «индивидуальной деятельности». Введен и обоснован тезис об актуальности развития теории конкуренции как конструкции общепсихологического уровня в ее взаимосвязи с развитием теории деятельности. Проведен функционально-ситуационный анализ феномена конкуренции, описана функциональная структура конкурентной среды и конкурентной деятельности. Описаны конкурентные мотивы и эмоции, изложены основные положения конкурентного психоанализа. Сформулировано положение о том, что включение понятия «конкуренция» в категориальный аппарат психологии позволяет осуществлять продуктивное междисциплинарное сотрудничество гуманитарных и социальных наук в рамках комплексного языкознания.
Скачать PDF

Сотрудничество и конкуренция в социо-психологическом и духовном поле саморазвивающейся системы “чело

Корнеенков С.С.
Рассматривается жизнедеятельность человека как саморазвивающейся сверхсистемы. Показано, что развитие человека подчиняется одному из законов природы закону единства и борьбы противоположностей. Делается вывод, что закон борьбы противоположностей проявляется только в социо-психологическом поле фрагментарной личности, что порождает разнообразие форм отчуждения, противостояния и конкуренции; в поле целостной личности действует закон единства противоположностей, что приводит к развитию всевозможных форм сотрудничества и кооперации.
Скачать PDF

Концептуальные представления о конкуренции и конкурентоспособности субъектов деятельности как социал

Емельянова Людмила Андреевна, Данилов Иван Петрович, Денисов Виктор Иванович
Проблематика конкуренции и конкурентоспособности субъектов деятельности в социальной психологии не являлась предметом специального исследования. На основе деятельностного и системного походов представлены структура, классификация, свойства, детерминанты, факторы конкуренции и конкурентоспособности субъектов деятельности как социально-психологических явлений.
Скачать PDF

Влияние конкуренции на мировоззренческие ориентации личности

Коряковцева Марина Александровна
Исследованы изменения, которые происходят в мировоззрении человека под влиянием развития конкурентных отношений. Конкуренция и индивидуализм существуют всегда в диалектической взаимосвязи. Там, где есть конкуренция, есть и индивидуализм. Эти два явления связывают одно с другим, особенно в культуре западной цивилизации. В рыночной экономике конкуренция приводит к тому, что личность все в большей мере строит свою жизнь самостоятельно. В условиях доминирования конкуренции и индивидуализма повышается ответственность личности за собственную судьбу, самоопределение и самостоятельный выбор моделей поведения, жизненной цели, ценностей. Конкуренция, как двигатель механизма свободного рынка, разрушает моноцентризм, т.е. ориентацию личности на единую систему ценностей, общепринятых стереотипов. Распространяется плюрализм, возникают новые возможности личного выбора занятий и способов деятельности. Актуализируется проблема наследственности поколений.
Скачать PDF

Отношение предпринимателей к конкуренции: гендерные различия

Позняков Владимир Петрович, Титова Ольга Ивановна
Данная статья продолжает изложение результатов серии проведенных авторами исследований гендерных различий делового взаимодействия предпринимателей. Конкуренция является одним из основных видов экономического взаимодействия, в то же время субъективная ее сторона изучена в социальной психологии крайне мало. Взаимодействие предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин имеет межгрупповой характер, поскольку гендер является одним из первичных критериев социальной категоризации, что позволяет в процессе общения относительно легко устанавливать границы группы. Кроме того, социально-психологическая плотность групп мужчин и женщин в бизнесе достаточно высока, поскольку в сфере обслуживания и торговли доля предпринимателей-женщин и предпринимателей-мужчин практически одинакова, а напряженность конкуренции способствует росту интенсивности их контактов. Деловое взаимодействие определяется нами как деятельность предпринимателей по обмену ресурсами (сырье, рынки сбыта, технологии производства, власть, социальные связи, деньги) с целью восполнения дефицита ресурсов и (или) преумножения имеющихся. Ранее в исследовании обыденных представлений предпринимателей о конкуренции нами были выделены конкуренция за экономические ресурсы (чаще встречается среди женщин) и конкуренция-соревнование за личные достижения (чаще встречается среди мужчин). В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических отношений предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин к конкуренции (2001-2007 гг., г. Москва, Центральный регион, Восточная Сибирь). Теоретической основой исследования выступает концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности и экономической деятельности. Среди показателей, характеризующих субъективную сторону конкуренции, изучались отношение к мотивации участия в конкуренции и к ресурсам конкурентоспособности в бизнесе. Выявлено, что мужчины оценивают мотивацию к конкуренции у предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин как подобную друг другу. По оценкам женщин, мотивация к конкуренции у предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин различна. Согласно представлениям респондентов-женщин, предприниматели-женщины мотивированы к конкуренции стремлением к признанию в обществе и авторитету в предпринимательском сообществе, в то время как предприниматели-мужчины независимостью и возможностями реализовывать новые проекты. В оценках значимости ресурсов, определяющих конкурентоспособность в бизнесе представителей разных гендерных групп, наиболее важными для обеих групп признаются знание своих конкурентов и профессионализм персонала. Гендерные различия связаны с тем, что способность к риску оценивается как ресурс конкурентоспособности предпринимателей-мужчин, а умение найти подход к людям как ресурс конкурентоспособности предпринимателей-женщин.
Скачать PDF

Все ли дети готовы к конкуренции? Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьн

Чеснокова Ольга Борисовна, Тарасова Кристина Сергеевна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с характеристиками соревновательных ситуаций в целом и с игровыми в частности, которые могут оказывать положительное и отрицательное влияние на развитие детей в зависимости от их возрастных особенностей и индивидуальных характеристик. Рассматривается место соревновательных игр в жизни младших школьников по сравнению с детьми дошкольного возраста и их соотношение с ведущей деятельностью этого возраста учебной. На основе предложенной диагностической методики описываются различные конструктивные и неконструктивные виды соревновательного поведения в игровых соревновательных ситуациях старших дошкольников и младших школьников. На основании выделения неэффективных типов поведения ставится вопрос о критериях готовности к соревновательным ситуациям в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Скачать PDF