КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Найдено 4 определения термина КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

понятие операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже, обозначающее логические операции, осуществляющиеся на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Ранее сформированные мыслительные действия на уровне конкретных операций приобретают свойство подвижного равновесия, когда оказывается возможным действие обращения, т. е. мысленное воспроизведение ряда практических действий в обратном порядке, вплоть до достижения начального положения. На этой стадии интеллектуального развития понятийное отображение окружающей среды приобретает черты стабильности, что оказывается возможным за счет создания познавательных структур, которые были названы группировками. В 7-10 лет ребенок овладевает простыми операциями, такими как классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие, а в 9-12 лет происходит овладение системой координат, проективными понятиями. Также формируются понятия числа, времени, движения, геометрические понятия. На основе осуществления конкретных операций ребенок приобретает возможность предвидеть результаты своих действий. Это делает его достаточно независимым от эмпирической данности конкретной деятельности. Вместе с тем, на этой стадии мыслительные операции еще не являются вполне завершенными: они не формализованы окончательно и еще зависят от конкретного содержания, в связи с чем в различных предметных областях они развиваются неравномерно. В частности, дети овладевают принципом сохранения массы в 7-8 лет, принципом сохранения веса - к 9-10 годам, а принципом сохранения объема - лишь в 11-12 лет. Кроме того конкретные операции на этом этапе еще не объединены в единое целое.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

англ. concrete operations) - понятие операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже - система интеллектуальных операций, выполняемых с опорой на внешние, наглядные данные; характеризуют подпериод интеллектуального развития, длящийся от 7-8 до 11 -12 лет.

Различные типы мыслительной деятельности, возникшие в предшествующий период, достигают на уровне К. о. состояния "подвижного" равновесия - они становятся обратимыми, т. е. оказывается возможным одновременное, осуществляемое в мысли возвращение к начальному положению или к исходной точке (путем осуществления обратных операций, восстанавливающих начальную ситуацию). Т. о., логические операции вырастают как продукт координации действий соединения, упорядочения и установления соответствий, обретших форму обратимых систем. На этой стадии понятийная организация ребенком окружающей среды стабилизируется и закрепляется с помощью создания ряда познавательных структур, называемых группировками. Группировка - центральное понятие этого периода. На уровне К. о. в 7-10 лет ребенку становятся доступными простые операции (классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие), позже, в 9-12 лет, - системы операций (освоение системы координат, проективные понятия).

С помощью К. о. ребенок координирует антиципации независимо от результата непосредственного действия. Этим способом он постигает связи, которые выходят за пределы эмпирической констатации. Ребенок начинает "расширять" свою мысль, охватывая ею не только действительное, но и возможное. Однако продвижение в сферу возможного весьма ограничено и состоит, г. о., в распространении наличных структур на новые содержания. Отправным пунктом для рассуждения всегда служат конкретные объекты и явления, существующие в настоящий момент и находящиеся в поле восприятия. Экстраполяция операций на нечто, в данный момент не существующее, возможна, но является лишь частным случаем общей конкретной деятельности. Появляющиеся на уровне К. о. системы логических операций очень важны, в частности, для построения понятий числа, времени, движения, а также для построения различных геометрических отношений.

Период К. о. ограничен по сравнению со след. периодом формальных операций в 2 аспектах. 1. Операции не окончательно формализованы, т. к. не полностью отделены от конкретного содержания. Они развиваются последовательно в каждой предметной области, не достигая полной всеобщности. Ребенок должен последовательно познавать разнообразные физические характеристики объектов и явлений (массу, вес, длину и др.). Напр., усвоив в 7-8 лет принцип сохранения массы, дети к 9-10 гг. начинают понимать принцип сохранения веса и лишь в 11-12 лет приходят к пониманию сохранения объема. Это т. н. горизонтальные декаляжи, т. е. повторы в освоении близких понятий по отношению к разным содержаниям. 2. К. о. частичны, т. е. различные конкретно-операциональные системы существуют в виде более или менее изолированных островков на протяжении всего периода от 7 до 11 лет, они не объединены в единое структурированное целое. К. о. служат основой формальных операций - операций над операциями или операций 2-го порядка, характеризующих след. этап интеллектуального развития. См. Операции интеллектуальные. (Е. В. Филиппова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Конкретные операции

Словообразование. Происходит от лат. лат. соncretus - уплотненный.

Категория. Понятие операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.

Специфика. Логические операции, осуществляющиеся на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Ранее сформированные мыслительные действия на уровне конкретных операций приобретают свойство подвижного равновесия, когда оказывается возможным действие "обращения", т. е. мысленное воспроизведение ряда практических действий в обратном порядке, вплоть до достижения начального положения. На этой стадии интеллектуального развития понятийное отображение окружающей среды приобретает черты стабильности, что оказывается возможным за счет создания познавательных структур, которые были названы группировками. В 7-10 лет ребенок овладевает простыми операциями, такими как классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие, а в 9-12 лет происходит овладение системой координат, проективными понятиями. Также формируются понятия числа, времени, движения, геометрические понятия. На основе осуществления конкретных операций ребенок приобретает возможность предвидеть результаты своих действий. Это делает его достаточно независимым от эмпирической данности конкретной деятельности. Вместе с тем, на этой стадии мыслительные операции еще не являются вполне завершенными: они не формализованы окончательно и еще зависят от конкретного содержания, в связи с чем в различных предметных областях они развиваются неравномерно. В частности, дети овладевают принципом сохранения массы в 7-8 лет, принципом сохранения веса - к 9-10 годам, а принципом сохранения объема - лишь в 11-12 лет. Кроме того конкретные операции на этом этапе еще не объединены в единое целое.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Набор когнитивных операций, которые Пиаже считал характерными для мышления ребенка на стадии конкретных операций. Имеется целый ряд действий, которые, как было признано, составляют эти операции, и все они определяются как способы логической группировки информации о внешнем мире и установление связей в этой информации. Эти операции являются логическими и одновременно привязанными к физическому (конкретному) миру и к физическим (конкретным) действиям. Следует отличать от формальных операций.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Об операционализации понятий «общение», «культура общения» и их библиотечных модификаций

Езова Светлана Андреевна
Основываясь на терминологическом анализе понятий «общение», «культура общения», их библиотечных модификаций, сделана попытка их эмпирического уточнения, т. е. операционализации. Рассмотрены взаимосвязь индикаторов этих понятий между собой, их влияние друг на друга.
Скачать PDF

Развитие интеллектуальных операций у младших школьников, переживших физическое насилие

Нямаа Жанцан
В статье анализируются особенности развития интеллектуальных операций у детей, переживших физическое насилие. Обследованы 96 младших школьников и проведено сравнение результатов исследования, полученных в группе детей, не имеющих травматического опыта, и группе детей, испытавших физическое насилие. В исследовании установлено, что на низком уровне у детей, переживших физическое насилие, сформирована способность выделять существенные признаки предметов и способность выводить умозаключение на основе несколько существенных признаков, а также способность мыслить в идеальном плане.
Скачать PDF

Психическая трансформация личности участника контртеррористической операции

Метелев А.В.
Скачать PDF

Некоторые интеллектуальные и операциональные аспекты профессионализма выпускников образовательных уч

Гельманов А.Г., Гонтарь С.А.
Скачать PDF

Особенности психологической поддержки женщин, перенесших операцию по поводу рака молочной железы, в

Симаева И. Н., Ецина И. Г.
Исследуются особенности психологической поддержки женщин, перенесших операцию по поводу рака молочной железы, проживающих в условиях малого города, и динамика эмоциональных состояний в ходе проведения специально разработанной для этой цели программы активного психолого-педагогического сопровождения реабилитации.
Скачать PDF

Особенности операционализации понятия «Инновационный потенциал личности»

Клочко Виталий Евгеньевич, Краснорядцева Ольга Михайловна
Обсуждаются существующие стратегии операционализации новых для науки понятий: элементаристская стратегия, концептуалистская стратегия, комплексная стратегия, методологически ориентированная стратегия. Рассматриваются методологические основания процедуры операционализации понятия «инновационный потенциал личности». Обсуждаются концептуальные основания системной антропологической психологии, позволяющие рассматривать инновационный потенциал личности в контексте понимания механизмов саморазвития человека как открытой самоорганизующейся системы. В контексте данного подхода инновационный потенциал человека понимается как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения.
Скачать PDF

Динамические аспекты развития мыслительной операции обобщения при переходе детей из начальной школы

Морозова И.С., Бугакова Е.О.
Статья посвящена исследованию динамических аспектов развития мыслительной операции обобщения при переходе детей из начальной школы в среднее звено обучения. В работе выявлены возрастные особенности развития обобщения детей младшего и среднего школьного возраста.
Скачать PDF

Феноменологические и операциональные характеристики психологической компетентности в области педагог

Яценко Татьяна Евгеньевна
В статье приведено определение психологической компетентности учителя в области педагогического взаимодействия. Выделены ее функции, феноменологические и операциональные характеристики.
Скачать PDF

Системно-информационная организация операций слежения у человека в условиях направленного воздействи

Ивашев С.П., Журавлев Б.В.
Скачать PDF

Многоуровневая модель инновационного потенциала профессионала и подходы к ее операционализации: част

Ким Татьяна Дмитриевна, Первухина Елена Сергеевна
Статья является продолжением публикации результатов исследования инновационного потенциала профессионала (ИПП). Представлено продолжение обзора исследований ИПП, рассматриваются новые подходы к изучению инновационного поведения профессионала. Предлагается уточненная модель ИПП, подход к ее операционализации в виде многофакторного опросника, а также план его эмпирической проверки.
Скачать PDF

Психологические особенности пациентов, перенесших операцию коронарного шунтирования, в зависимости о

Зеленская Ирина Александровна, Лубинская Екатерина Игоревна, Великанов Арсений Апетович, Демченко Елена Алексеевна
Данная работа посвящена изучению психологических особенностей больных ишемической болезнью сердца, перенесших операцию коронарного шунтирования, в зависимости от их приверженности к участию в реабилитационной программе. Были исследованы такие характеристики, как отношение к болезни, выраженность тревоги и депрессии, копинг-стратегии. Установлено, что у пациентов активных участников реабилитационной программы реже встречаются проявления эмоционального дискомфорта и астенического компонента тревожности. Также установлено, что пациенты, изначально имеющие тип реагирования на болезнь, с ненарушенной существенно психической и социальной адаптацией, в дальнейшем чаще становятся участниками многопрофильной реабилитации, соблюдают режим. Лица, с преобладанием неконструктивных поведенческих копинг-стратегий, в меньшей степени готовы к регулярному наблюдению.
Скачать PDF

Психологическое состояние пациентов в период ожидания хирургической операции протезирования клапанов

Гуреева Ирина Лазаревна, Исаева Елена Рудольфовна
Приведены результаты психологического исследования психоэмоционального статуса пациентов кардиохирургического отделения перед операцией протезирования клапанов сердца. В основу работы легло предположение, что состояние ожидания и неопределенности исхода, в котором находится пациент перед операцией, может спровоцировать развитие невротических и тревожно-фобических расстройств, которые неблагоприятным образом могут повлиять на течение болезни. Выявлено, что у большинства пациентов в период ожидания хирургической операции повышенный уровень тревожности, депрессии и напряжения. Констатируется наличие экзистенциальных и духовных проблем, проявляющихся в низком осмыслении своей жизни и заниженной оценке своей личности. Установлено, что в условиях ожидания операции, пациенты чаще реагируют усилением таких защитных механизмов, как «отрицание», «регрессия», «реактивные образования». Раскрываются взаимосвязи между показателями личностных характеристик и психопатологической симптоматикой, а также между тревожностью и защитными механизмами пациентов. В заключение конкретизируются направления психологического сопровождения и коррекции психоэмоционального состояния пациентов в период ожидания операции протезирования клапанов сердца.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!