Конфронтационный анализ (КА) - важнейшая часть теории драмы Н. Ховарда (см.). Представляет новую стратегию и технику ведения переговоров для достижения мира и согласия между воюющими сторонами [1]. Универсальный характер КА позволяет использовать его не только в военных баталиях, но и во всех других конфликтных ситуациях.
Суть новой стратегии и техники переговоров - выявление и устранение дилемм - особых позиционных противоречий героев драмы (см.). Дилеммы возникают тогда, когда обещания и угрозы игроков не признаются убедительными. Доказано, что существует всего лишь шесть таких дилемм. Две из них носят синергетический, четыре - антагонистический характер. Основная теорема теории драмы утверждает, что если каждый игрок решит все свои дилеммы, исходный конфликт успешно разрешается. Искусство КА заключается в умении выявлять дилеммы и конструировать эффективные способы их решения.
После того как каждый игрок заявит свою основную и запасную позиции, могут возникнуть следующие дилеммы конфронтации относительно произвольного игрока А.
Дилемма угрозы для игрока А возникает тогда, когда он имеет потенциальное улучшение из угрожающего будущего, т.е. когда ему выгодно не исполнять свои угрозы. Данная дилемма подрывает доверие к угрозам ее субъекта и не позволяет ему вынудить своих противников принять его позицию. В драме с двумя игроками дилемма угрозы игрока совпадает с его дилеммой искушения.
Дилемма сдерживания (убеждения) для игрока А возникает тогда, когда его противники предпочитают принятию позиции А исполнение угрожающего будущего. Данная дилемма также свидетельствует о неубедительности угроз ее субъекта с аналогичными как и в случае дилеммы угрозы последствиями.
Дилемма искушения для игрока А возникает тогда, когда для него позиция его противников более предпочтительна, чем исполнение угрожающего будущего. Данная дилемма также свидетельствует о неубедительности угроз ее субъекта: игрок не способен сформировать запасную позицию, вынуждающую его противников принять его основную позицию.
Дилемма реализма для игрока А возникает тогда, когда позиция его противников для него неприемлема и в то же самое время более предпочтительна, чем своя собственная. Данная дилемма также свидетельствует о неубедительности угроз ее субъекта, так как не заставляет остальных игроков принять его основную позицию.
Разрешение данных четырех дилемм означает создание игроками общей позиции и начало сотрудничества. В этом случае они могут столкнуться со следующими двумя дилеммами.
Дилемма сотрудничества для игрока А возникает тогда, когда он имеет потенциальное улучшение из общей с другими игроками позиции. Данная дилемма свидетельствует о неубедительности обещаний А продолжить сотрудничество.
Дилемма доверия для игрока А возникает тогда, когда другие игроки имеют потенциальное улучшение из общей с ним позиции. Данная дилемма свидетельствует о неубедительности обещаний партнеров А продолжить с ним сотрудничество.
Конфронтационный анализ опирается на основную теорему теории драмы.
Доказательство основной теоремы теории драмы (для двух игроков А и В)
Пусть РА , РВ , РАВ обозначают позиции игроков А и В, РАВ - объединенную А и В соответственно. Пусть t обозначает угрожающее будущее (совместное исполнение угроз А и В); - знак нестрого предпочтения позиций.
Def. 1. Если игроки А и В предпочитают одну и ту же позицию РАВ, они образуют единую команду.
Def. 2. Если игроки А и В не имеют ни одного одностороннего или совместного улучшения из исхода РАВ, то он представляет для них синергетическое решение конфликта.
ТД1. Если у игроков А и В отсутствуют дилеммы искушения и сдерживания, они занимают единую позицию РАВ.
Доказательство. Пусть у игроков А и В отсутствуют дилеммы искушения и сдерживания, но они не отстаивают единую позицию РАВ. Тогда истинно либо РА t, либо РВ t, потому что у обоих игроков по условию отсутствует дилемма сдерживания. Однако оба нестрогих предпочтения противоречат допущению отсутствия дилеммы искушения у игроков А и В. Значит, сделанное допущение об отсутствии дилемм искушения и сдерживания ложно, а противоречащая ему теорема ТД1 истинна.
ТД2. Если у игроков А и В, занимающих позицию РАВ, отсутствуют дилеммы сотрудничества, значит, у них обоих отсутствуют и дилеммы доверия.
Доказательство. Если у обоих игроков А и В отсутствует дилемма сотрудничества, значит, они не имеют ни одного одностороннего улучшения из позиции РАВ. Отсюда следует, что ни А, ни В не могут иметь дилемму доверия.
ТД3. Если игроки А и В занимают единую позицию РАВ и у них обоих отсутствуют дилеммы сотрудничества, эта позиция представляет синергетическое решение конфликта.
Доказательство. Пусть игроки А и В занимают единую позицию РАВ и у каждого них отсутствует дилемма сотрудничества. Тогда они не имеют ни одного одностороннего или совместного улучшения из позиции РАВ. Из Def. 2 следует истинность ТД3.
ТД4. Если игроки А и В образуют единую команду, то ни один из них не имеет дилеммы реализма.
Доказательство. Так как позиции членов команды А и В совпадают, то согласно Def. 1 не существует ни одной другой позиции, которую А или В могли бы предпочесть занимаемой.
Основная теорема теории драмы
Если у игроков А и В отсутствуют дилеммы сотрудничества, сдерживания и искушения, они образуют единую команду и занимают единую позицию РАВ, которая представляет синергетическое решение конфликта.
Доказательство. Пусть у игроков А и В отсутствуют дилеммы сотрудничества, сдерживания и искушения. Тогда согласно ТД1 и Def. 1 игроки А и В занимают общую позицию РАВ и образуют единую команду. Согласно ТД2, ТД3 и ТД4 позиция РАВ представляет синергетическое решение конфликта, которую оба игрока отстаивают без всякого внешнего давления.
Литература
Howard N. Confrontation Analysis. How to Win Operations Other Than War. CCRP. 1999.
Конфронтационный анализ
Конфронтационный анализ
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.