Конфронтационный анализ

Найдено 1 определение
Конфронтационный анализ
Конфронтационный анализ (КА) - важнейшая часть теории драмы Н. Ховарда (см.). Представляет новую стратегию и технику ведения переговоров для достижения мира и согласия между воюющими сторонами [1]. Универсальный характер КА позволяет использовать его не только в военных баталиях, но и во всех других конфликтных ситуациях.
Суть новой стратегии и техники переговоров - выявление и устранение дилемм - особых позиционных противоречий героев драмы (см.). Дилеммы возникают тогда, когда обещания и угрозы игроков не признаются убедительными. Доказано, что существует всего лишь шесть таких дилемм. Две из них носят синергетический, четыре - антагонистический характер. Основная теорема теории драмы утверждает, что если каждый игрок решит все свои дилеммы, исходный конфликт успешно разрешается. Искусство КА заключается в умении выявлять дилеммы и конструировать эффективные способы их решения.
После того как каждый игрок заявит свою основную и запасную позиции, могут возникнуть следующие дилеммы конфронтации относительно произвольного игрока А.
Дилемма угрозы для игрока А возникает тогда, когда он имеет потенциальное улучшение из угрожающего будущего, т.е. когда ему выгодно не исполнять свои угрозы. Данная дилемма подрывает доверие к угрозам ее субъекта и не позволяет ему вынудить своих противников принять его позицию. В драме с двумя игроками дилемма угрозы игрока совпадает с его дилеммой искушения.
Дилемма сдерживания (убеждения) для игрока А возникает тогда, когда его противники предпочитают принятию позиции А исполнение угрожающего будущего. Данная дилемма также свидетельствует о неубедительности угроз ее субъекта с аналогичными как и в случае дилеммы угрозы последствиями.
Дилемма искушения для игрока А возникает тогда, когда для него позиция его противников более предпочтительна, чем исполнение угрожающего будущего. Данная дилемма также свидетельствует о неубедительности угроз ее субъекта: игрок не способен сформировать запасную позицию, вынуждающую его противников принять его основную позицию.
Дилемма реализма для игрока А возникает тогда, когда позиция его противников для него неприемлема и в то же самое время более предпочтительна, чем своя собственная. Данная дилемма также свидетельствует о неубедительности угроз ее субъекта, так как не заставляет остальных игроков принять его основную позицию.
Разрешение данных четырех дилемм означает создание игроками общей позиции и начало сотрудничества. В этом случае они могут столкнуться со следующими двумя дилеммами.
Дилемма сотрудничества для игрока А возникает тогда, когда он имеет потенциальное улучшение из общей с другими игроками позиции. Данная дилемма свидетельствует о неубедительности обещаний А продолжить сотрудничество.
Дилемма доверия для игрока А возникает тогда, когда другие игроки имеют потенциальное улучшение из общей с ним позиции. Данная дилемма свидетельствует о неубедительности обещаний партнеров А продолжить с ним сотрудничество.
Конфронтационный анализ опирается на основную теорему теории драмы.
Доказательство основной теоремы теории драмы (для двух игроков А и В)
Пусть РА , РВ , РАВ обозначают позиции игроков А и В, РАВ - объединенную А и В соответственно. Пусть t обозначает угрожающее будущее (совместное исполнение угроз А и В); - знак нестрого предпочтения позиций.
Def. 1. Если игроки А и В предпочитают одну и ту же позицию РАВ, они образуют единую команду.
Def. 2. Если игроки А и В не имеют ни одного одностороннего или совместного улучшения из исхода РАВ, то он представляет для них синергетическое решение конфликта.
ТД1. Если у игроков А и В отсутствуют дилеммы искушения и сдерживания, они занимают единую позицию РАВ.
Доказательство. Пусть у игроков А и В отсутствуют дилеммы искушения и сдерживания, но они не отстаивают единую позицию РАВ. Тогда истинно либо РА t, либо РВ t, потому что у обоих игроков по условию отсутствует дилемма сдерживания. Однако оба нестрогих предпочтения противоречат допущению отсутствия дилеммы искушения у игроков А и В. Значит, сделанное допущение об отсутствии дилемм искушения и сдерживания ложно, а противоречащая ему теорема ТД1 истинна.
ТД2. Если у игроков А и В, занимающих позицию РАВ, отсутствуют дилеммы сотрудничества, значит, у них обоих отсутствуют и дилеммы доверия.
Доказательство. Если у обоих игроков А и В отсутствует дилемма сотрудничества, значит, они не имеют ни одного одностороннего улучшения из позиции РАВ. Отсюда следует, что ни А, ни В не могут иметь дилемму доверия.
ТД3. Если игроки А и В занимают единую позицию РАВ и у них обоих отсутствуют дилеммы сотрудничества, эта позиция представляет синергетическое решение конфликта.
Доказательство. Пусть игроки А и В занимают единую позицию РАВ и у каждого них отсутствует дилемма сотрудничества. Тогда они не имеют ни одного одностороннего или совместного улучшения из позиции РАВ. Из Def. 2 следует истинность ТД3.
ТД4. Если игроки А и В образуют единую команду, то ни один из них не имеет дилеммы реализма.
Доказательство. Так как позиции членов команды А и В совпадают, то согласно Def. 1 не существует ни одной другой позиции, которую А или В могли бы предпочесть занимаемой.
Основная теорема теории драмы
Если у игроков А и В отсутствуют дилеммы сотрудничества, сдерживания и искушения, они образуют единую команду и занимают единую позицию РАВ, которая представляет синергетическое решение конфликта.
Доказательство. Пусть у игроков А и В отсутствуют дилеммы сотрудничества, сдерживания и искушения. Тогда согласно ТД1 и Def. 1 игроки А и В занимают общую позицию РАВ и образуют единую команду. Согласно ТД2, ТД3 и ТД4 позиция РАВ представляет синергетическое решение конфликта, которую оба игрока отстаивают без всякого внешнего давления.
Литература
Howard N. Confrontation Analysis. How to Win Operations Other Than War. CCRP. 1999.

Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.