КОНФЛИКТ РОЛЕВОЙ ПОДРОСТКОВ

Найдено 1 определение:

КОНФЛИКТ РОЛЕВОЙ ПОДРОСТКОВ

внутриролевой конфликт, психологическая специфика которого определяется возрастными особенностями развития подростков. Социальная специфика К. р. п. заключается не только в их маргинальном возрастном положении и ролевом статусе, но и в активном ролевом творчестве, ролевых инновациях. К. р. п. в основных институтах социализации носит по преимуществу «инновационный» характер: процесс освоения ролей и социальных норм подростками проходит в условиях реформирования общества, его социально-экономической нестабильности, отсутствия четких мировоззренческих ориентиров, духовного идеала (В. В. Звягинцев, 2000). Будучи необремененными прежними идеологическими догмами, устаревшими ролевыми требованиями, юноши и девушки не переживают острого внутриличностного ролевого конфликта, они активно отстаивают свои права на ролевую инициативу, самостоятельность, равноправность, часто вступая в конфликты с окружающей социальной средой, особенно в конфликты со старшими.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Найдено научных статей по теме — 12

Взаимосвязь стратегий поведения в условиях ролевого конфликта с личностными характеристиками спортсм

Монастырев Сергей Николаевич
Прогнозирование и предупреждение конфликтов в индивидуальных видах спорта невозможно без изучения личностных характеристик спортсменов. В статье дается анализ одной из таких характеристик, которой является локус контроля, позволяющий определять стратегии поведения спортсменов в условиях ролевого конфликта.
Скачать PDF

Об особенностях проявления креативности в ситуации ролевого конфликта

Ерина Светлана Ивановна, Лисовенко Богдана Сергеевна
В статье рассматривается проблема механизмов разрешения ролевого конфликта. Выдвигается гипотеза о связи парадоксальности как умения «сочетать несочетаемое» и креативности, благодаря которым руководители оказываются устойчивыми к ситуации ролевого конфликта.
Скачать PDF

Механизмы и факторы формирования внутриличностного гендерного ролевого конфликта

Шакирова Гульшат Фиразовна
В статье рассматривается понятие "внутриличностный гендерный ролевой конфликт", его струк-тура и механизмы формирования. Приводятся результаты апробации разработанной методики ди-агностики внутриличностного гендерного ролевого конфликта, описываются межполовые разли-чия в его проявлении.
Скачать PDF

Исследование особенностей проявления внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщ

Шакирова Гульшат Фиразовна
одного из факторов проявления внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин, находящихся в браке. Описываются и интерпретируются полученные результаты.
Скачать PDF

Внутриличностный гендерный ролевой конфликт: системный подход к проблеме

Лопухова Ольга Геннадьевна
В статье представлено понимание феномена «внутриличностный гендерный ролевой конфликт» с позиций системного подхода. Внутриличностный гендерный ролевой конфликт рассматривается как системное нарушение на ценностно-смысловом уровне психологического пола личности в условиях трансформации гендерных ролей в современном обществе. Исследование выполнено при поддержке РГНФ, грант 09-06-29602 а/В.
Скачать PDF

Внутриличностный конфликт как психологическое условие жестко-ролевого и полиролевого поведения учите

Колмакова Ирина Георгиевна
Статья посвящена проблемам профессионально-ролевого поведения и внутриличностного конфликта учителя. В рамках системного личностно-развивающего подхода внутриличностные противоречия рассматриваются как движущие силы профессионального развития, а внутриличностный конфликт как психологическое условие профессионально-ролевого поведения педагога. Описаны два способа разрешения внутриличностного противоречия (конструктивный и деструктивный), которые проявляются в двух моделях труда: адаптивного функционирования и профессионального развития. При адаптивном поведении (модель 1) нарушается ролевой баланс, роль учителя становится единственной, «сужается» ролевой репертуар. Такое жестко-ролевое поведение типично для учительского сообщества. Для педагогов в модели развития (модель 2) характерны высокий уровень развития интегральных характеристик личности и профессионального самосознания, стремление к творчеству и саморазвитию. Такое поведение определяется нами как полиролевое. На основе констатирующего эксперимента была реализована программа профилактики и коррекции жесткого профессинально-ролевого поведения, развития полиролевого поведения учителя. Реализация программы проводилась с участием 18 учителей лингвистической гимназии №1522 (Москва) и включала в себя 10 занятий, по 5 часов каждое, проведенных в течение 6 месяцев. Программа включает четыре стадии изменения поведения учителя (подготовку, осознание, переоценку, действие); а также процессы, происходящие на каждой стадии (мотивационные, когнитивные, аффективные, поведенческие). Основные методы развития и обучения психодраматический тренинг и ролевые игры. Результаты исследования показали высокую эффективность коррекционно-развивающей программы, что позволяет рекомендовать ее для использования в образовательном процессе школы, вуза.
Скачать PDF

Значение ролевого конфликта в переживании субъективной незащищённости в сфере труда

Смирнова Анна Юрьевна
Целью данной статьи является определение значения конфликтов между семьёй и работой, между работой и семьёй в переживании работниками субъективной незащищённости в сфере труда. Организация исследования носила срезовый характер, выборку исследования составили 680 человек. Методики исследования. В исследовании использованы Утрехтская шкала увлеченности персонала работой В. Шауфели и А. Беккера, методика диагностики субъективной незащищённости в сфере труда Д. Хелгрена с коллегами, методика диагностики когнитивного и аффективного компонентов субъективной незащищённости в сфере труда Х. Де Витта, опросник для определения уровня воспринимаемой организационной поддержки Р. Айзенбергера с коллегами (SPOS). Результаты. Приводятся результаты валидизации методики диагностики конфликтов «работа семья»и «семья работа» Р. Нетемайера, Дж. Булса и Р. МакМюррена. Выводы. Проведённые корреляционный анализ и конфирматорный факторный анализ показали, что конфликт между семьёй и работой связан с переживанием работниками субъективной незащищённости в сфере труда, которое основано на оценке ими семейных требований как чрезмерных в ситуации угрозы потери работы и свидетельствующих об отсутствия должной поддержки социального окружения. Усиление ролевого конфликта между семьёй и работой связано с усилением переживания субъективной незащищённости в сфере труда и наоборот (о чем свидетельствуют выраженные взаимосвязи параметров), даже если рабочая ситуация остается неизменной. Конфликт между работой и семьёй не связан с когнитивной оценкой угроз рабочей ситуации и переживанием субъективной незащищённости в сфере труда. Несмотря на невнимание к гендерному аспекту анализируемых конфликтов, составляющее ограничение данного исследования, результаты представленного исследования обладают теоретической новизной для психологического осмысления конфликтов «работа семья» и «семья работа» со стороны психологических последствий действия угроз потери работы или её важных аспектов для семьи. Практическая ценность. Полученные результаты могут быть практически применены в разработке кадровой политики в организации, профилактике деструктивных последствий переживания субъективной незащищённости в сфере труда в реализации проекта организационных изменений, а также семейном консультировании
Скачать PDF

Особенности проявления механизмов защиты подростков в конфликтных ситуациях, в зависимости от социал

Ганеева А.А.
В данной статье рассмотрены психологические механизмы защиты в конфликтных ситуациях, а также влияние социально-психологического типа личности на выбор механизма защиты.
Скачать PDF

Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях

Рождественская Наталия Андреевна, Мамонова Анна Михайловна
В статье рассматривается проблема формирования у подростков конструктивных стратегий поведения. Приводятся результаты исследования (по методике К. Томаса) стилей поведения современных подростков в конфликтных ситуациях. На материале развивающего эксперимента, проведенного в форме двух психологических тренингов, показано, что формированию стратегии сотрудничества способствуют упражнения на развитие способов межличностного познания, а формированию стратегии компромисса - упражнения на развитие рефлексии эмоциональных переживаний и саморегуляции.
Скачать PDF

Особенности конфликтного поведения подростков разного социометрического статуса в ученической группе

Черанева Елена Константиновна
Статья посвящена особенностям взаимоотношений подростков в школьном классе. Представлены результаты экспериментального исследования некоторых сторон конфликтного поведения школьников, занимающих разный социометрический статус в ученической группе. В результате исследования подтверждается гипотеза о взаимосвязи агрессивного поведения ученика и его статусной категории в классе.
Скачать PDF

Психологические особенности развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте

Худаева М. Ю.
В статье анализируются результаты изучения психологических особенностей развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте. Конфликтологическая компетентность рассматривается как особая функциональная система саморегуляции, обеспечивающая эффективное разрешение конфликтов, показателем которого является самореализация личности и ее саморазвитие. Показано, что развитие конфликтологической компетентности и ее компонентов в подростковом возрасте имеет структурно-содержательные, динамические и гендерные особенности.
Скачать PDF

Агрессивное поведение подростков. Механизмы компенсации внутриличностного конфликта на основе метода

Яковлев Николай Михайлович, Косицкая Зинаида Васильевна, Лебедев Андрей Андреевич, Шабанов Петр Дмитриевич
В обзоре систематизированы сведения об особенностях механизмов компенсации когнитивных и эмоциональных нарушений у асоциальных подростков в условиях адаптивной саморегуляции с внешней обратной связью. Показано, что агрессия и наркомания у гиперактивных подростков с нарушениями внимания, акцентуациями и психопатиями имеют злокачественное течение. Ведущими в патогенезе являются нарушения в системе подкрепления (в дофаминергических нейромедиаторных системах мезокортиколимбических структур мозга). Показано, что курс психотренинга с биологически обратной связью оказался у них малоэффективным (повторное стационирование). Предлагаются различные пути функциональной коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, в том числе на основе биологически обратной связи.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!